Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
Социальная защита инвалидов в Российской Федерации

Социальная защита инвалидов в Российской Федерации

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

инвалиды
социальная поддержка
государственная защита
занятость
государственная поддержка инвалидов
социальная защита

Аннотация статьи

В статье затрагиваются вопросы социальной поддержки инвалидов. Автором обращается внимание на то, что несмотря на достаточно обширную правовую базу рассматриваемого института правоотношений, в настоящее время существует достаточно много проблемных вопросов, которые нуждаются в проработке и принятии решений.

Текст статьи

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации Россия берет на себя обязательства обеспечить соблюдение прав и свобод человека в независимости от его социального положения и состояния здоровья [1]. Более того, статья 39 Конституции России провозглашает, что лицам, которые тяжело больны или относятся к инвалидам, помимо общих прав и свобод, со стороны государства будет оказываться дополнительная социальная помощь в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации ‒ иными словами в основном документе России определено, что государство берет на себя обязательства по социальному обеспечению инвалидов, в не зависимости от их группы инвалидности [1].

Говоря о социальной поддержке и обеспечении инвалидов в Российской Федерации, первоначально стоит рассмотреть основной понятийный аппарат и, в частности, само понятие «инвалид». В соответствии с положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодателем закреплено два понятия:

  1. «Инвалид» ‒ лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты;
  2. Ребенок-инвалид – инвалид в возрасте до 18 лет [2].

Переходя к вопросам социальной защиты инвалидов, под указанным термином в рамках данной статьи, будет пониматься целенаправленная деятельность государственных органов и организаций, ориентированная на оказание инвалидам всесторонней помощи, как в части медицинской поддержки, так и при реализации иного рода общественных отношений. В частности, статья 19 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ устанавливает, что государство оказывает всестороннюю поддержку инвалидам при получении ими образования [2].

Также вопросы социальной поддержки инвалидов нашли свое отражение в таких документах как:

  • Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [3];
  • Трудовой Кодекс Российской Федерации, где предусмотрено ряд положений в части особенностей организации труда инвалидов [4];
  • Жилищный Кодекс Российской Федерации;
  • иные нормативные акты, которые как напрямую, так и косвенно раскрывают особенности социального обеспечения инвалидов.

Несмотря на обилие законодательных актов, в которых раскрываются особенности оказания инвалидам государственной социальной поддержки, в данном институте правоотношений существует не мало проблемных вопросов, которые нуждаются как в законодательном урегулировании, так и корректировке правовых норм.

Так, в качестве одного из множества проблемных аспектов выступают проблемы, возникающие при трудоустройстве инвалидов, а также при выполнении ими их трудовых обязанностей в соответствии с заключенным ими трудовым договором. Указанная проблема не удивительна, ведь речь идет о лицах, которые имеют достаточно серьезные ограничения по состоянию здоровья и, соответственно, работы, на которых они будут трудоустроены, либо должны быть им не противопоказаны по медицинским показателям, либо работодателем должны быть созданы условия, на которых инвалиды могут выполнять возложенные на них трудовые обязанности. Здесь стоит заметить, что в соответствии с действующим законодательством России, для работодателей, которые трудоустроили на своих рабочих местах инвалидов предусмотрено ряд преференций, а именно:

  1. Подпункт 38 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее: НК РФ) предусматривает, что: «расходы, осуществленные налогоплательщиком-организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов» [5].
  2. Подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусматривает, что: «не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: реализация товаров:
  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов;
  • прочими организациями, где работают инвалиды, при соблюдении определенных условий [5].

Также от налогообложения освобождается и имущество этих компаний, используемое ими для производства или реализации вышеуказанных товаров (п. 3 ст. 381 НК РФ) [5].

Как мы видим, со стороны государства предусмотрены ряд достаточно действенных мер по поддержанию предприятий, в том числе коммерческих, где трудоустраиваются инвалиды. Однако важно понимать, что привлечение к труду рассматриваемой нами категории работников сопряжено с множественными рисками, к примеру:

  • проблемы доставки инвалидов на рабочее время, ведь транспортировка указанных лиц, особенно инвалидов i и ii групп подразумевает использование специализированного транспорта, которого в обычных организациях нет;
  • изначально заниженные показатели норм выработки на определенных видах работ, так как согласно абз. 4 ч. 1 ст. 92 ТК РФ для работников, являющихся инвалидами I или II группы, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю, то есть у работодателя будет занято вакантное рабочее место, на котором мог бы работать работник на 5 часов больше;
  • повышение риска производственного травматизма или возникновения профессиональных заболеваний, что в свою очередь может привести к необходимости проведение расследования случая производственного травматизма и к сопутствующим расходам организации;
  • более высокая вероятность того, что работник-инвалид уйдет на плановое или внеплановое лечение, а это приведет к снижению производственных показателей организации;
  • прочие проблемные аспекты.

Все указанные вопросы в настоящее время со стороны законодателя сформулированы как обязанность работодателя, которая должна быть соблюдена, при этом никаких мер государственной поддержки по указанным нами направлениям не предусмотрено.

Таким образом, из приведенных нами примеров проблемных вопросов можно сделать вывод о том, что несмотря на законодательное закрепление определенных льгот и преференций для работодателей, у которых работают инвалиды, ряд вопросов нуждается в проработке и законодательном урегулировании, в противном случае отдельные направления государственной социальной поддержки не принесут должного результата.

Также заметим, что аналогичные проблемы могут возникать и при реализации иных общественных отношений, в которых участвуют инвалиды, вследствие чего считаем целесообразным осуществить анализ действующего законодательства России в части социальной поддержки инвалидов на предмет его соответствия существующим общественным отношениям, а также потенциальным возможностям государственных и коммерческих организаций реализовывать их.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации : [принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ, 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 5-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 6-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 7-ФКЗ, от 4 окт. 2022 г. № 8-ФКЗ] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2022. – № 31, ст. 4398.
  2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995 г. № 48 ст. 4563.
  3. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. № 29 ст. 3699.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации : [федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ : принят Гос. Думой 21 дек. 2001 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1, ч. 1, ст. 3.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : [федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : принят Гос. Думой 16 июля 1998 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31, ст. 3824.

Поделиться

57

Анохина А. А. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). Ч.III. С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/12207-socialnaya-zashita-invalidov-v-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня