Введение. Взаимодействие граждан с органами местного самоуправления играет ключевую роль в развитии современного общества. Эффективное функционирование местных властей невозможно без активного участия населения, которое выражается посредством различных видов обращений. Такая форма взаимодействия позволяет гражданам высказывать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества жизни, а также защищать свои права и интересы.
В условиях демократического государства право на обращение в органы власти закреплено законодательно и обеспечивает прямую связь между жителями и представителями власти. Так, граждане Российской Федерации имеют гарантированное право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и гарантирует эффективную защиту их других прав и законных интересов [1].
Правила рассмотрения таких обращений установлены Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Данный закон обеспечивает реализацию гражданами своих прав на подачу обращений для защиты своих прав и законных интересов, определяя четкий механизм для удобства данного процесса, сроки и обязанности обеих сторон [2]. Также работа с обращениями граждан – одна из категорий оценки эффективности деятельности местных органов власти. Системный подход позволяет выявлять острые проблемы, анализировать частоту обращений по определенным тематикам, и, соответственно, принимать соответствующие меры для решения вопросов.
Методы и организация исследования. Исследование проводилось с использованием комплексного подхода, включающего анализ нормативно-правовых документов, теоретические обобщения и эмпирический материал. Были проанализированы нормативно-правовые акты, научные публикации, статьи и доклады отечественных ученых, посвященных вопросам регулирования обращений граждан в органы местного самоуправления. В ходе исследования был проведен анализ открытых данных на сайтах органов местного самоуправления о результатах рассмотрения обращений граждан за различные периоды. Организация исследования предусматривала последовательный подход к изучению темы для систематизации результатов исследования в виде аналитической статьи, позволяющей определить основные виды и порядке реализации обращений граждан существующие механизмы взаимодействия граждан и органов местного самоуправления.
Результаты исследования. Рассмотрение обращений граждан является одним из важнейших полномочий органов местного самоуправления. В федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьей 32 закреплено право граждан на обращения в органы местного самоуправления [3].
Что касается самого механизма, обращения могут быть поданы:
- индивидуально
- коллективно
- через представителей.
В целом, виды обращений граждан можно разделить по трем критериям, которые представлены на рис.:
Рис. Виды обращений граждан
1. Предложение - вид обращений, содержащих рекомендации гражданина или граждан в части совершенствования законов и иных нормативных правовых актов, деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения муниципального образования;
2. Заявление - вид обращений, содержащих в себе:
- просьбу гражданина или граждан об оказании содействия в осуществлении его конституционных прав и свобод;
- просьбу гражданина или граждан об оказании содействия в осуществлении конституционных прав и свобод других лиц;
- сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;
- недостатки в работе органов местного самоуправления или конкретных должностных лиц.
Это может быть запрос на предоставление информации, оформление льгот или устранение нарушений в работе коммунальных служб.
3. Жалоба - требование гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Жалобы часто связаны с обжалованием неправомерных решений или превышения полномочий должностных лиц.
Порядок реализации, в первую очередь, включает в себя определение потребности гражданина или граждан в подаче обращения. Исходя из проблемы, которую необходимо решить, граждане формулируют свое обращение. Важной частью является информирование граждан о возможности подачи обращения через официальные порталы органов местного самоуправления. В связи с тем, что процесс цифровизации и переход на электронный документооборот упростили взаимодействие, большая часть обращений граждан поступают в органы местного самоуправления именно в электронном виде. Это, с одной стороны, упрощает процесс подачи обращения (или обращений) для граждан, экономит время и ресурсы, с другой - позволяет более прозрачно отслеживать сроки и, в случае их нарушения либо предоставления некачественного ответа применить соответствующие меры в адрес органа местного самоуправления, нарушившего закон.
Письменные обращения граждан должны содержать наименование органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, которому они адресованы, а также должны быть подписаны с указанием фамилии, имени, отчества гражданина (граждан) и содержать, помимо представления сути обращения, данные о месте его (их) проживания, работы или учебы. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда представленные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личность заявителей известна или установлена.
Из права гражданина на обращение в органы местного самоуправления вытекают обязанности органов местной власти, которые заключаются в принятии, регистрации, рассмотрении и направлении ответа на обращение в установленный законом срок, а также в наступлении ответственности за неисполнение требований Закона № 59-ФЗ в сфере работы с обращениями граждан [6, с. 512]. После подачи обращения орган местного самоуправления, в который поступило данное обращение, письменное обращение в соответствии с законом должно быть зарегистрировано в течение 3 дней. После этого специалисты органа местного самоуправления рассматривают его и обязаны дать ответ в течение 30 календарных дней. В случае, если вопрос, озвученный в обращении, не относится к компетенции данного органа, в течение 7 дней необходимо направить заявителю уведомление о том, что его обращение было перенаправлено по компетенции в соответствующий орган. Однако также предусмотрено, что в исключительных случаях, органы местного самоуправления вправе продлить срок еще на 30 дней – это должно сопровождаться направлением заявителю уведомления о продлении срока рассмотрения его обращения.
Правовое регулирование отношений в части предусматривает административно-правовую санкцию за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Административно-правовая санкция за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан закреплена в ст. 5.59 КоАП РФ. Согласно ей должностное лицо государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, является субъектом административного правонарушения [8, с. 3].
Заключение. Таким образом, механизм, связанный с реализацией права граждан на обращение в органы местного самоуправления, является законодательно регламентированным и четко регулируемым. Он является важным инструментом взаимодействия между населением и органами местного самоуправления, позволяющим решать проблемы граждан, обеспечивать прозрачность и эффективность деятельности органов в улучшении качества жизни населения.