Введение
Цифровые технологии меняют привычные и обыденные процессы и открывают новые возможности для их оптимизации. Внедрение электронного правительства обещает повысить эффективность предоставления государственных услуг гражданам в различных секторах экономики. В связи с этим большинство стран продвинулись в развертывании электронного правительства для улучшения предоставления государственных услуг.
Методология
При написании работы использовались следующие методы: анализ научной литературы, сравнительный анализ, системный анализ, обобщение, прогнозирование.
Результаты
Во всем мире широко признано, что эффективное управление государственным сектором предполагает применение электронного правительства для достижения эффективности и улучшения предоставления государственных услуг частным лицам и организациям. Правительства во всем мире инвестируют и выделяют значительные финансовые ресурсы на развитие электронного правительства и ИКТ. По состоянию на 2022 год мировые расходы на ИТ составили более 548 млрд. долларов США, с ожидаемым ростом на 7,8% до около 590 млрд. долларов США в 2023 году.
Электронное правительство, являющееся ключевым компонентом цифрового управления, охватывает широкий спектр онлайн-услуг и платформ, предлагаемых государственными организациями для облегчения взаимодействия с гражданами, бизнесом и другими заинтересованными сторонами.
Интеграция цифровых технологий в предоставление услуг имеет важное значение. Это позволяет правительствам автоматизировать задачи, улучшать отношения и опыт граждан, общаться с низкими затратами и дематериализовать определенные задачи, оптимизировать административные процедуры и обмениваться информацией в режиме реального времени [4].
Государственные организации осуществили цифровую трансформацию для обеспечения безопасности и эффективности организационных процессов, повышения эффективности государственного управления и поддержки административных реформ. Эта трансформация включает в себя новые подходы к работе с заинтересованными сторонами и новую форму отношений с клиентами. Цифровые инструменты, такие как онлайн-платформы, мобильные приложения и электронные сервисы, упрощают административные процедуры, облегчают доступ к государственным услугам и улучшают взаимодействие между администрацией и пользователями. Это помогает гражданам избежать длительного ожидания и ненужных поездок, в то время как администраторы и менеджеры оптимизируют рабочую нагрузку. Прозрачность и доступ к публичной информации улучшают процедурную и управленческую подотчетность. Переход к цифровым технологиям является частью новой структуры государственного управления, которая направлена на стандартизацию рабочих процедур и повышение организационной эффективности.
Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и Интернета вещей (IoT) в услуги электронного правительства стало фундаментальным аспектом современного управления в постоянно меняющемся цифровом мире. Приложения на основе искусственного интеллекта и устройства Интернета вещей (IoT) возглавляют эту смену парадигмы, которая трансформирует то, как правительства взаимодействуют с гражданами и распределяют государственные ресурсы. От чат-ботов на основе искусственного интеллекта, предоставляющих персонализированную помощь, до датчиков IoT, позволяющих собирать данные в режиме реального времени, эти технологии обещают оптимизировать операции, оптимизировать принятие решений и улучшить предоставление услуг.
Интеграция ИИ и Интернета вещей в государственное управление произвела революцию в работе государственных органов, повысив эффективность процессов и улучшив предоставление услуг [1]. Алгоритмы искусственного интеллекта могут анализировать огромные объемы данных с устройств IoT в режиме реального времени, что позволяет агентствам быстро и точно принимать решения на основе данных. Эта технология сыграла важную роль в таких областях, как управление транспортом, системы экстренного реагирования, и меры по энергосбережению. Используя искусственный интеллект для интерпретации данных, собранных с датчиков Интернета вещей, государственные администраторы могут прогнозировать тенденции, выявлять потенциальные проблемы до того, как они обострятся, и эффективно распределять ресурсы. Эта интеграция дает государственным учреждениям возможность оптимизировать свою деятельность, улучшить обслуживание граждан и, в конечном итоге, лучше удовлетворять потребности своих избирателей во все более взаимосвязанном мире.
В последние годы Россия и другие страны последовательно выдвигают идеи по модернизации цифровых государственных услуг с использованием ключевых цифровых технологий с целью упрощения доступа к рынкам и развития административного сектора, цифрового взаимодействия между гражданами и предприятиями [5]. Динамика Индекса развития электронного правительства и позиция Российской Федерации в мировом рейтинге, 2002–2022 представлена на рис. 1.
Рис. 1. Динамика Индекса развития электронного правительства и позиция Российской Федерации в мировом рейтинге, 2002–2022 [3]
Динамика изменений агрегированных показателей в составе Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, 2002–2022 гг. – рис. 2.
Рис. 2. Динамика изменений агрегированных показателей в составе Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, 2002–2022 гг. [3]
Быстрое развитие цифровых технологий привело к широкому внедрению систем электронного правительства, преобразуя государственное управление за счет повышения эффективности, прозрачности и доступности услуг. Признанное жизненно важным компонентом устойчивого управления, электронное правительство оптимизирует бюрократические процессы, снижает эксплуатационные расходы и расширяет участие общественности в принятии решений.
Несмотря на свой потенциал, внедрение электронного правительства часто усугубляет цифровое неравенство, непропорционально затрагивая маргинализированные сообщества, такие как домохозяйства с низким доходом, сельское население, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Цифровой разрыв охватывает различия в доступе к цифровой инфраструктуре, цифровой грамотности и способности использовать технологии, что существенно ограничивает возможности обездоленных групп взаимодействовать с цифровыми государственными услугами.
Заключение
Таким образом, развитие электронного правительство неизбежно ведет к повышению качества и доступности государственных услуг, однако помимо выгод, цифровизация услуг имеет и свои негативные проявления, среди них: цифровое неравенство, проблемы с обеспечением конфиденциальности и безопасности данных. Дальнейшее развитие электронного правительства требует от государства выработки комплексных стратегий развития, основанных на особенностях социально-экономического развития страны и современных технологий.