Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
«Электронное правительство» и предоставление государственных услуг

«Электронное правительство» и предоставление государственных услуг

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

электронное правительство
государственные услуги
цифровизация
искусственный интеллект

Аннотация статьи

В статье изучены перспективы и тенденции развития электронного правительства и предоставления государственных услуг. Отмечено, что электронное правительство, являющееся ключевым компонентом цифрового управления, охватывает широкий спектр онлайн-услуг и платформ, предлагаемых государственными организациями для облегчения взаимодействия с гражданами, бизнесом и другими заинтересованными сторонами. Подчеркивается, что несмотря на свой потенциал, внедрение электронного правительства часто усугубляет цифровое неравенство, цифровой разрыв охватывает различия в доступе к цифровой инфраструктуре, цифровой грамотности и способности использовать технологии, что существенно ограничивает возможности обездоленных групп взаимодействовать с цифровыми государственными услугами.

Текст статьи

Введение

Цифровые технологии меняют привычные и обыденные процессы и открывают новые возможности для их оптимизации. Внедрение электронного правительства обещает повысить эффективность предоставления государственных услуг гражданам в различных секторах экономики. В связи с этим большинство стран продвинулись в развертывании электронного правительства для улучшения предоставления государственных услуг.

Методология

При написании работы использовались следующие методы: анализ научной литературы, сравнительный анализ, системный анализ, обобщение, прогнозирование.

Результаты

Во всем мире широко признано, что эффективное управление государственным сектором предполагает применение электронного правительства для достижения эффективности и улучшения предоставления государственных услуг частным лицам и организациям. Правительства во всем мире инвестируют и выделяют значительные финансовые ресурсы на развитие электронного правительства и ИКТ. По состоянию на 2022 год мировые расходы на ИТ составили более 548 млрд. долларов США, с ожидаемым ростом на 7,8% до около 590 млрд. долларов США в 2023 году.

Электронное правительство, являющееся ключевым компонентом цифрового управления, охватывает широкий спектр онлайн-услуг и платформ, предлагаемых государственными организациями для облегчения взаимодействия с гражданами, бизнесом и другими заинтересованными сторонами.

Интеграция цифровых технологий в предоставление услуг имеет важное значение. Это позволяет правительствам автоматизировать задачи, улучшать отношения и опыт граждан, общаться с низкими затратами и дематериализовать определенные задачи, оптимизировать административные процедуры и обмениваться информацией в режиме реального времени [4].

Государственные организации осуществили цифровую трансформацию для обеспечения безопасности и эффективности организационных процессов, повышения эффективности государственного управления и поддержки административных реформ. Эта трансформация включает в себя новые подходы к работе с заинтересованными сторонами и новую форму отношений с клиентами. Цифровые инструменты, такие как онлайн-платформы, мобильные приложения и электронные сервисы, упрощают административные процедуры, облегчают доступ к государственным услугам и улучшают взаимодействие между администрацией и пользователями. Это помогает гражданам избежать длительного ожидания и ненужных поездок, в то время как администраторы и менеджеры оптимизируют рабочую нагрузку. Прозрачность и доступ к публичной информации улучшают процедурную и управленческую подотчетность. Переход к цифровым технологиям является частью новой структуры государственного управления, которая направлена на стандартизацию рабочих процедур и повышение организационной эффективности.

Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) и Интернета вещей (IoT) в услуги электронного правительства стало фундаментальным аспектом современного управления в постоянно меняющемся цифровом мире. Приложения на основе искусственного интеллекта и устройства Интернета вещей (IoT) возглавляют эту смену парадигмы, которая трансформирует то, как правительства взаимодействуют с гражданами и распределяют государственные ресурсы. От чат-ботов на основе искусственного интеллекта, предоставляющих персонализированную помощь, до датчиков IoT, позволяющих собирать данные в режиме реального времени, эти технологии обещают оптимизировать операции, оптимизировать принятие решений и улучшить предоставление услуг.

Интеграция ИИ и Интернета вещей в государственное управление произвела революцию в работе государственных органов, повысив эффективность процессов и улучшив предоставление услуг [1]. Алгоритмы искусственного интеллекта могут анализировать огромные объемы данных с устройств IoT в режиме реального времени, что позволяет агентствам быстро и точно принимать решения на основе данных. Эта технология сыграла важную роль в таких областях, как управление транспортом, системы экстренного реагирования, и меры по энергосбережению. Используя искусственный интеллект для интерпретации данных, собранных с датчиков Интернета вещей, государственные администраторы могут прогнозировать тенденции, выявлять потенциальные проблемы до того, как они обострятся, и эффективно распределять ресурсы. Эта интеграция дает государственным учреждениям возможность оптимизировать свою деятельность, улучшить обслуживание граждан и, в конечном итоге, лучше удовлетворять потребности своих избирателей во все более взаимосвязанном мире.

В последние годы Россия и другие страны последовательно выдвигают идеи по модернизации цифровых государственных услуг с использованием ключевых цифровых технологий с целью упрощения доступа к рынкам и развития административного сектора, цифрового взаимодействия между гражданами и предприятиями [5]. Динамика Индекса развития электронного правительства и позиция Российской Федерации в мировом рейтинге, 2002–2022 представлена на рис. 1.

image.png

Рис. 1. Динамика Индекса развития электронного правительства и позиция Российской Федерации в мировом рейтинге, 2002–2022 [3]

Динамика изменений агрегированных показателей в составе Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, 2002–2022 гг. – рис. 2.

image.png

Рис. 2. Динамика изменений агрегированных показателей в составе Индекса развития электронного правительства Российской Федерации, 2002–2022 гг. [3]

Быстрое развитие цифровых технологий привело к широкому внедрению систем электронного правительства, преобразуя государственное управление за счет повышения эффективности, прозрачности и доступности услуг. Признанное жизненно важным компонентом устойчивого управления, электронное правительство оптимизирует бюрократические процессы, снижает эксплуатационные расходы и расширяет участие общественности в принятии решений.

Несмотря на свой потенциал, внедрение электронного правительства часто усугубляет цифровое неравенство, непропорционально затрагивая маргинализированные сообщества, такие как домохозяйства с низким доходом, сельское население, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями. Цифровой разрыв охватывает различия в доступе к цифровой инфраструктуре, цифровой грамотности и способности использовать технологии, что существенно ограничивает возможности обездоленных групп взаимодействовать с цифровыми государственными услугами.

Заключение

Таким образом, развитие электронного правительство неизбежно ведет к повышению качества и доступности государственных услуг, однако помимо выгод, цифровизация услуг имеет и свои негативные проявления, среди них: цифровое неравенство, проблемы с обеспечением конфиденциальности и безопасности данных. Дальнейшее развитие электронного правительства требует от государства выработки комплексных стратегий развития, основанных на особенностях социально-экономического развития страны и современных технологий.

Список литературы

  1. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 10.10.2019 №490 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. Клюев, К. В. Электронное правительство: государственный сектор сферы услуг. Базовые концепции и российская практика / 
    К. В. Клюев, Р. А. Луговский. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2024. – 109 с.
  3. Калганов, И. С. Оценка результатов функционирования электронного правительства и цифровизации государственных услуг / И. С. Калганов // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2024. – № 1. – С. 29-41.
  4. Электронное правительство: международный опыт и российские реалии / Р. Р. Хохлов, А. А. Максименко, И. И. Хламцов [и др.] // Индустриальная экономика. – 2024. – № 6. – 
    С. 69-74.
  5. Цифровизация государственных услуг: Что изменится в 2025 году? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/Z5iy3tsEwxqJ3Tk_?ysclid=m8d4bskz254140086 (дата обращения: 17.03.2025).

Поделиться

71

Потапенко А. С. «Электронное правительство» и предоставление государственных услуг // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). Ч.III. С. 77-80. URL: https://apni.ru/article/12209-elektronnoe-pravitelstvo-i-predostavlenie-gosudarstvennyh-uslug

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня