Введение. В последнее десятилетие гражданский краудфандинг стал использоваться в качестве альтернативного инструмента для мобилизации средств граждан на общественные проекты. Среди различных форм государственно-частного сотрудничества гражданский краудфандинг может представлять собой очень инновационную модель финансирования некоторых государственных услуг и поддержки социальных инновационных инициатив. Гражданский краудфандинг – это многогранное явление, которое мало изучено и далеко не достаточно четко определено как в теории, так и на практике.
Гражданский краудфандинг – это вид краудфандинга, в котором толпа финансирует гражданские проекты, представляющие ценность для общества. Уникальным аспектом гражданского краудфандинга является то, что проекты регулярно привлекают различных лиц и организации, охватывающие частный, государственный и некоммерческий секторы. Такое разнообразие заинтересованных сторон ставит новые вопросы и проблемы перед операторами платформ и сборщиками средств.
Методология. При написании статьи использовались такие общенаучные методы как анализ научной литературы, анализ статистических данных, обобщение, сравнительный анализ.
Результаты. Первая онлайн-платформа для краудфандинга ArtistShare была запущена в 2001 году, а пользователи начали создавать краудфандинговые проекты в 2003 году. С тех пор, по данным Massolution, по всему миру было запущено почти 1250 краудфандинговых платформ. Kickstarter и IndieGoGo – две известные платформы, запущенные в 2009 и 2008 годах соответственно. Однако не все проекты на таких платформах могут достичь своих целей, чтобы быть успешно профинансированными, особенно для Kickstarter. Kickstarter – это платформа «все или ничего», на которой предприниматели на платформе не получают ничего, если не достигнута цель финансирования. Три основные стороны (создатели, спонсоры и платформы) краудфандинговых проектов надеются на успех краудфандинга. Создатели надеются достичь целей финансирования, чтобы получить деньги для осуществления своего бизнеса. Спонсоры надеются успешно поддержать краудфандинговый проект для получения материальных или духовных благ.
Объем мирового рынка краудфандинга достиг примерно 18 миллиардов долларов США в 2022 году и, как ожидается, увеличится более чем вдвое к 2030 году. По данным аналитической компании Fortune Business Insights, к 2032 году ожидается рост глобального рынка краудфандинга до $4,45 млрд со среднегодовым темпом роста (CAGR) в 13,5%.
Альтернативные финансовые модели используют инновационные технологии и различные формы государственно-частного партнерства, реализуя эффективные процессы взаимодействия с заинтересованными сторонами. Относительно недавнее движение за устойчивое финансирование продвигает преобразующие инновации в интересах устойчивого развития и поощряет кооперативные схемы в различных институциональных контекстах, включая государственный сектор.
Такие авторы, как Шиллер свидетельствуют о том, что альтернативные и инновационные финансовые модели размывают границы между государственным и частным секторами и что они повышают эффективность и результативность государственного сектора. Среди различных альтернативных и инновационных финансовых схем, которые делают акцент на государственно-частном сотрудничестве, краудфандинг является очень интересной моделью.
За последние пятнадцать лет мы стали свидетелями распространения краудфандинга во многих сферах деятельности. Краудфандинг был спасательным кругом для искусства и культуры, а также для многочисленных инновационных стартапов и проектов, обременительных расходов на здравоохранение, гуманитарных целей и многих других. Тем не менее, более недавнее развитие краудфандинга происходит в сфере гражданских действий. То есть, граждане участвуют в проектах, финансируя различные проекты, которые приносят пользу местному сообществу на основе того, что они считают целесообразным. Граждане могут участвовать в процессах принятия решений, охватывающих экономические, социальные, культурные и политические аспекты.
Ж. И. Герзелиева, В. О. Горшкова описывают краудфандинг как «усилия предприимчивых индивидуумов и групп – культурных, социальных и коммерческих – по финансированию своих предприятий за счет относительно небольших взносов относительно большого числа людей, использующих Интернет без стандартных финансовых посредников». Обычно проводится различие между четырьмя моделями краудфандинга: пожертвование, вознаграждение, кредитование и акционерный капитал [1].
«Гражданский краудфандинг» появился в 2010-х годах как популярное средство мобилизации средств граждан на общественные проекты. Его можно рассматривать как зонтичный термин, охватывающий весь спектр возможных моделей фандрайзинга, в основном различающиеся с точки зрения участия различных вовлеченных субъектов, механизмов финансирования и потенциальных рисков и выгод.
Гражданский краудфандинг может применяться в различных областях деятельности, от проектов социального воздействия до сохранения и улучшения окружающей среды и культурного наследия.
По информации на март 2025 года, группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму законопроект о привлечении инвестиций с помощью краудфандинговых платформ. Документ призван усовершенствовать механизмы привлечения финансирования бизнесом, повысить привлекательность краудфандинговых платформ и защитить права участников. Некоторые предложения законопроекта:
- «Возможность финансировать проект сразу после достижения минимального объёма необходимых инвестиций. При этом устанавливается предельная разница между минимальной и максимальной суммой, содержащейся в инвестиционном предложении – не более 25%» [4].
- «Изменение понятия «момент заключения договора инвестирования». Сейчас им считается момент зачисления средств на банковский счёт лица, привлекающего инвестиции. Законопроект предлагает считать моментом заключения договора передачу средств с номинального счёта оператора» [4].
- «Возможность оператора краудфандинга привлекать инвестиции на собственной платформе. При этом для нивелирования конфликта интересов установлен прямой запрет для оператора быть одновременно инвестором и лицом, привлекающим инвестиции» [4].
- Предоставление возможности инвесторам реинвестировать в течение года средства, которые были возвращены им по договорам, заключённым на инвестиционной платформе.
- «Запрет одностороннего отказа оператора от исполнения договора, заключённого с помощью краудфандинговой платформы, если у инвестора есть действующие договоры инвестирования или принятое им инвестиционное предложение» [2].
Один из примеров внедрения краудфандинга в работу органов местного самоуправления в России – опыт города «Иннополис». Некоторые проекты по развитию городской среды были реализованы совместно с жителями, которые непосредственно участвовали в финансировании.
Некоторые примеры использования краудфандинга для развития муниципалитетов в России:
- Деревня Малый Турыш в Свердловской области. Социальный предприниматель Гузель Санжапова на протяжении шести лет развивала деревню с помощью краудфандинга. Удалось собрать 8 млн рублей на строительство объектов инфраструктуры: детской площадки, беседки, скважины с чистой питьевой водой и площадки для сбора бытовых отходов.
- Посёлок Красные Баки Нижегородской области. Местный предприниматель инициировал проект по строительству трёх пекарен для 15 деревень. Было собрано более 400 тыс. рублей, или 104% от заявленной суммы.
- Вологда. Группа местных активистов провела кампанию по сбору средств на ремонт деревянного памятника архитектуры «Дом Шахова». Удалось собрать около 200 тыс. рублей, или 103% от заявленной суммы.
- Ленинградская область. Благодаря краудфандингу появилась новая лыжно-беговая трасса.
Среди популярных тематик проектов, которые финансируют через краудфандинг, – благоустройство территорий, сохранение объектов культурного и исторического наследия, региональный и местный туризм и другие [3].
Краудфандинг является перспективной технологией, способствующей совместному с жителями решению муниципальных проблем. Однако, есть и барьеры его развития.
Во-первых, это отсутствие чёткой законодательной регламентации. Это может привести к проблемам, связанным с нарушением прав человека, конфликтами интересов, уклонением от уплаты налогов или мошенничеством.
Во-вторых, неоднозначная формулировка основных понятий. Например, «инвестиционная платформа», «инвестор», «инвестиции» и другие. Такие неточности могут спровоцировать недопонимания между участниками процесса и государственными органами.
В-третьих, нечёткое регламентирование налогообложения доходов от краудфандинговой деятельности. Это усложняет работу по определению налоговых ставок и базы и может приводить к правонарушениям.
В-четвертых, недостаточная ответственность инициаторов проекта. Это может проявляться в виде различных экономических преступлений, в частности, мошенничества.
В-пятых, недостаток информации о возможностях краудфандинга.
Для решения этих проблем необходимо разработать нормативные акты, ориентированные на краудфандинг. Они должны регулировать защиту прав и законных интересов участников краудфандинговых платформ, закреплять основополагающие понятия, предусматривать контроль деятельности организаций и стандарты сбора средств.
Заключение. Таким образом, краудфандинг изначально технология, развивающаяся в бизнесе, однако в настоящее время развитие краудфандинга происходит в сфере гражданских действий. То есть, граждане участвуют в проектах, финансируя различные проекты, которые приносят пользу местному сообществу на основе того, что они считают целесообразным. Краудфандинг в сфере государственного и муниципального управления является перспективной технологией, позволяющей развивать гражданскую активность и адресность реализуемых проектов. В то же время есть некоторые барьеры, препятствующие его развитию, среди них: несовершенство законодательства, проблемы с налогообложением, неясность процедур его реализации.