Введение. Современная система образования предъявляет к педагогу не только академические, но и высокие коммуникативные и эмоционально-психологические требования. Одна из ключевых задач – обеспечение безопасной, конструктивной среды, способствующей развитию личности каждого ученика. Однако конфликтные ситуации неизбежны в любой социальной системе, особенно в образовательной, где пересекаются интересы, ценности, ожидания разных участников процесса.
В этой связи особую значимость приобретает конфликтологическая компетентность педагога – способность осознанно управлять конфликтами, минимизируя их деструктивное влияние и преобразуя их в ресурс для личностного и профессионального роста.
Методы и организация исследования. Исследование носит теоретико-аналитический характер и основывается на методе анализа научной литературы по конфликтологии, педагогике и психологии. Также при изучении темы было использовано анкетирование педагогов с целью выявления степени их конфликтологических знаний и оценки уровня их конфликтности. Материалами для анализа послужили публикации отечественных исследователей, а также результаты целенаправленного наблюдения за особенностями профессионального взаимодействия педагогических работников в условиях школьной образовательной среды.
Результаты и их обсуждение. Понятие «конфликтологическая компетентность» до настоящего времени не имеет единой трактовки в научной литературе. Так, Л.А. Петровская рассматривает конфликтную компетентность как многокомпонентное личностное образование, включающее в себя самопонимание, осведомлённость о природе конфликтов, субъективную позицию в конфликтных взаимодействиях, владение разнообразными стратегиями поведения и умение применять их адекватно ситуации, а также развитую культуру эмоционального самоконтроля [4].
В свою очередь, И.М. Кондаков интерпретирует конфликтную компетентность как способность субъекта эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего противоречия, при этом предпринимая действия, направленные на смягчение или устранение конфликтной ситуации [3].
Согласно точке зрения Б.И. Хасана и П.А. Сергоманова, конфликтологическая компетентность педагога проявляется в способности гибко оперировать разнообразными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, а также в умении адаптировать выбранную тактику в зависимости от изменяющихся условий взаимодействия и характера вовлечённых сторон [6].
Данное качество личности представляет собой многоуровневую структуру, включающую следующие компоненты [1]:
- гностический – отражает глубину знаний о природе, динамике и закономерностях развития конфликтов, а также о психологических особенностях их участников;
- регулятивный – характеризуется умением применять методы конструктивного разрешения противоречий, включая организацию взаимодействия в постконфликтный период;
- проектировочный – выражается в способности предвидеть потенциальные конфликтные ситуации, поведение участников и возможные последствия возникающих противоречий;
- рефлексивно-статусный – включает развитые навыки самоанализа, осознание своей роли в конфликте и способность к объективной оценке собственного поведения и взаимодействия;
- нормативный – основывается на знании и соблюдении этических норм общения и профессионального поведения.
Структура конфликтологической компетентности педагогов в системе общего образования может быть осмыслена через призму акмеологического подхода, в рамках которого формируется модель, отражающая ключевые компоненты, механизмы и взаимосвязи, определяющие эффективность профессионального поведения в условиях конфликтного взаимодействия. Центральной идеей модели является трактовка конфликта не как исключительно разрушительного явления, а как источника развития, внутреннего роста и продуктивного переосмысления взаимодействия внутри педагогического коллектива или учебного процесса [5]. Компетентность в управлении конфликтами, согласно данной парадигме, выражается в умении трансформировать возникающие противоречия в ресурс, использовать их для достижения целей, совершенствования личных и профессиональных качеств, а также укрепления социально-психологических связей.
На основе эмпирических данных и концепций, выработанных в ходе психологических и акмеологических исследований, была предложена обобщённая модель структуры психологической компетентности, включающая несколько ключевых взаимосвязанных компонентов [2]:
- Социально-перцептивный компонент, отражающий способность понимать внутренние состояния, мотивы и особенности поведения других людей, а также формировать представления о характерологических свойствах личности на основе наблюдения и анализа;
- Социально-психологический компонент, включающий системные знания о механизмах общения, группового взаимодействия и функционирования социальных ролей в профессиональных и образовательных сообществах;
- Аутопсихологическая компетентность, предполагающая наличие устойчивых навыков самоанализа, рефлексии, саморегуляции и управления собственным эмоциональным состоянием, что критически важно для эффективного участия в конфликтных ситуациях;
- Психолого-педагогическая составляющая, ориентированная на овладение приёмами педагогического воздействия, убеждения и управления групповыми процессами в образовательной среде.
На сегодняшний день эта модель считается концептуальной основой для понимания конфликтологической компетентности, однако продолжается работа по её уточнению, расширению и адаптации к новым требованиям образовательной практики. Следовательно, формирование профессиональной компетентности педагога, включая её конфликтологический компонент, представляет собой сложную и многомерную задачу, актуальную как с психолого-педагогической, так и с акмеологической точки зрения. Её значимость подтверждается актуальными исследованиями, направленными на разработку эффективных подходов к развитию профессионального потенциала педагогов в условиях современной школы.
Для того, чтобы выявить насколько склонны к конфликту педагоги, мы обратились к результатам методики В.А. Алексеенко. На основе полученных результатов представим, как распределен уровень конфликтности в группе в виде таблицы.
Таблица
Распределение уровня конфликтности в группе по методике В.А. Алексеенко
Уровень конфликтности | |||||
Склонность избегать конфликты | Средний | Выраженный | Высокий | Очень | |
Частота | 6 | 11 | 6 | 1 | 1 |
Как мы видим из таблицы, в группе педагогов из 25 человек лишь 6 человек склонны к избеганию конфликта. Данные педагоги имеют низкий уровень конфликтности (24%). Эти педагоги характеризуются устойчивостью к стрессовым ситуациям, умеют конструктивно решать споры, склонны к компромиссу и проявляют высокую степень эмоционального самоконтроля.
11 человек имеют средний уровень конфликтности (44%). Эта категория педагогов могут вступать в конфликтные ситуации, однако в большинстве случаев способны контролировать свои эмоции и склонны к разрешению конфликтов мирным путем. Возможны трудности в острых ситуациях, но без ярко выраженной агрессии.
У 6 человек наблюдается выраженный уровень, 1 – высокий и 1 человека – очень высокий. Эти педагоги склонны к выраженному проявлению эмоциональных реакций в конфликтных ситуациях, легко вовлекаются в конфликты.
Таким образом, мы можем говорить о том, что в данном коллективе есть большая вероятность конфликтов, но при этом есть педагоги, способные пойти на уступки. Следовательно, необходимо проводить работу по повышению конфликтологической компетентности педагогов, ведь её формирование и развитие – необходимое условие для успешной педагогической деятельности и создания благоприятной образовательной среды. Развитие данной компетентности должно начинаться ещё в процессе профессионального образования и продолжаться на всех этапах карьеры педагога.
Вот основные направления по формированию и развитию конфликтологической компетентности педагогов:
- Психолого-педагогическое просвещение (Ознакомление педагогов с теоретическими основами конфликтологии. Изучение типов конфликтов, причин их возникновения и стадий развития).
- Формирование коммуникативной культуры (Развитие навыков активного слушания, эмпатии, аргументированного выражения позиции. Обучение ненасильственным формам общения).
- Обучение стратегиям и техникам разрешения конфликтов (Освоение конструктивных методов управления конфликтами: переговоры, медиация, компромисс, сотрудничество. Практика кейсов и ролевых игр).
- Развитие эмоционального интеллекта (Работа над саморегуляцией, управлением эмоциями в стрессовых и конфликтных ситуациях. Развитие способности к рефлексии и пониманию чувств других).
- Создание профессионально-поддерживающей среды (Формирование культуры открытого обсуждения сложных ситуаций в коллективе. Внедрение программ наставничества и супервизии).
- Интеграция конфликтологических знаний в педагогическую практику (Применение полученных знаний в повседневном взаимодействии с обучающимися, родителями, коллегами. Анализ и корректировка педагогических стратегий с точки зрения профилактики конфликтов).
- Повышение квалификации и непрерывное обучение (Участие в тренингах, семинарах, курсах повышения квалификации по конфликтологии. Изучение новых подходов и технологий в управлении конфликтами).
Заключение. Таким образом, конфликтологическую компетентность специалиста можно определить как его возможность и способность определять свое поведение в предконфликтных и конфликтных ситуациях с целью их конструктивного разрешения или недопущения. Конфликтологическая компетентность педагога – неотъемлемое условие эффективной профессиональной деятельности в условиях современной школы. Обладая данной компетентностью, учитель не только снижает напряжённость в образовательной среде, но и способствует формированию у учеников навыков ненасильственного общения и сотрудничества. Системная работа по развитию этой компетентности является важной задачей педагогического образования и внутришкольного сопровождения специалистов.