Главная
АИ #21 (256)
Статьи журнала АИ #21 (256)
Конфликтологическая компетентность педагога как условие эффективной профессионал...

Конфликтологическая компетентность педагога как условие эффективной профессиональной деятельности

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

конфликтологическая компетентность
педагог
профессиональная деятельность
конфликт
управление конфликтами
образовательная среда

Аннотация статьи

В статье рассматривается конфликтологическая компетентность как важнейший компонент профессиональной подготовки педагога. Подчёркивается, что способность конструктивно воспринимать, предотвращать и разрешать конфликты напрямую влияет на качество образовательного процесса, межличностное взаимодействие и психологический климат в школьной среде. Освещены ключевые составляющие конфликтологической компетентности, а также обозначены направления её формирования и развития.

Текст статьи

Введение. Современная система образования предъявляет к педагогу не только академические, но и высокие коммуникативные и эмоционально-психологические требования. Одна из ключевых задач – обеспечение безопасной, конструктивной среды, способствующей развитию личности каждого ученика. Однако конфликтные ситуации неизбежны в любой социальной системе, особенно в образовательной, где пересекаются интересы, ценности, ожидания разных участников процесса.

В этой связи особую значимость приобретает конфликтологическая компетентность педагога – способность осознанно управлять конфликтами, минимизируя их деструктивное влияние и преобразуя их в ресурс для личностного и профессионального роста.

Методы и организация исследования. Исследование носит теоретико-аналитический характер и основывается на методе анализа научной литературы по конфликтологии, педагогике и психологии. Также при изучении темы было использовано анкетирование педагогов с целью выявления степени их конфликтологических знаний и оценки уровня их конфликтности. Материалами для анализа послужили публикации отечественных исследователей, а также результаты целенаправленного наблюдения за особенностями профессионального взаимодействия педагогических работников в условиях школьной образовательной среды.

Результаты и их обсуждение. Понятие «конфликтологическая компетентность» до настоящего времени не имеет единой трактовки в научной литературе. Так, Л.А. Петровская рассматривает конфликтную компетентность как многокомпонентное личностное образование, включающее в себя самопонимание, осведомлённость о природе конфликтов, субъективную позицию в конфликтных взаимодействиях, владение разнообразными стратегиями поведения и умение применять их адекватно ситуации, а также развитую культуру эмоционального самоконтроля [4].

В свою очередь, И.М. Кондаков интерпретирует конфликтную компетентность как способность субъекта эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего противоречия, при этом предпринимая действия, направленные на смягчение или устранение конфликтной ситуации [3].

Согласно точке зрения Б.И. Хасана и П.А. Сергоманова, конфликтологическая компетентность педагога проявляется в способности гибко оперировать разнообразными стратегиями поведения в конфликтных ситуациях, а также в умении адаптировать выбранную тактику в зависимости от изменяющихся условий взаимодействия и характера вовлечённых сторон [6].

Данное качество личности представляет собой многоуровневую структуру, включающую следующие компоненты [1]:

  • гностический – отражает глубину знаний о природе, динамике и закономерностях развития конфликтов, а также о психологических особенностях их участников;
  • регулятивный – характеризуется умением применять методы конструктивного разрешения противоречий, включая организацию взаимодействия в постконфликтный период;
  • проектировочный – выражается в способности предвидеть потенциальные конфликтные ситуации, поведение участников и возможные последствия возникающих противоречий;
  • рефлексивно-статусный – включает развитые навыки самоанализа, осознание своей роли в конфликте и способность к объективной оценке собственного поведения и взаимодействия;
  • нормативный – основывается на знании и соблюдении этических норм общения и профессионального поведения.

Структура конфликтологической компетентности педагогов в системе общего образования может быть осмыслена через призму акмеологического подхода, в рамках которого формируется модель, отражающая ключевые компоненты, механизмы и взаимосвязи, определяющие эффективность профессионального поведения в условиях конфликтного взаимодействия. Центральной идеей модели является трактовка конфликта не как исключительно разрушительного явления, а как источника развития, внутреннего роста и продуктивного переосмысления взаимодействия внутри педагогического коллектива или учебного процесса [5]. Компетентность в управлении конфликтами, согласно данной парадигме, выражается в умении трансформировать возникающие противоречия в ресурс, использовать их для достижения целей, совершенствования личных и профессиональных качеств, а также укрепления социально-психологических связей.

На основе эмпирических данных и концепций, выработанных в ходе психологических и акмеологических исследований, была предложена обобщённая модель структуры психологической компетентности, включающая несколько ключевых взаимосвязанных компонентов [2]:

  1. Социально-перцептивный компонент, отражающий способность понимать внутренние состояния, мотивы и особенности поведения других людей, а также формировать представления о характерологических свойствах личности на основе наблюдения и анализа;
  2. Социально-психологический компонент, включающий системные знания о механизмах общения, группового взаимодействия и функционирования социальных ролей в профессиональных и образовательных сообществах;
  3. Аутопсихологическая компетентность, предполагающая наличие устойчивых навыков самоанализа, рефлексии, саморегуляции и управления собственным эмоциональным состоянием, что критически важно для эффективного участия в конфликтных ситуациях;
  4. Психолого-педагогическая составляющая, ориентированная на овладение приёмами педагогического воздействия, убеждения и управления групповыми процессами в образовательной среде.

На сегодняшний день эта модель считается концептуальной основой для понимания конфликтологической компетентности, однако продолжается работа по её уточнению, расширению и адаптации к новым требованиям образовательной практики. Следовательно, формирование профессиональной компетентности педагога, включая её конфликтологический компонент, представляет собой сложную и многомерную задачу, актуальную как с психолого-педагогической, так и с акмеологической точки зрения. Её значимость подтверждается актуальными исследованиями, направленными на разработку эффективных подходов к развитию профессионального потенциала педагогов в условиях современной школы.

Для того, чтобы выявить насколько склонны к конфликту педагоги, мы обратились к результатам методики В.А. Алексеенко. На основе полученных результатов представим, как распределен уровень конфликтности в группе в виде таблицы.

Таблица

Распределение уровня конфликтности в группе по методике В.А. Алексеенко

 

Уровень конфликтности

Склонность избегать конфликты

Средний

Выраженный

Высокий

Очень
высокий

Частота611611

Как мы видим из таблицы, в группе педагогов из 25 человек лишь 6 человек склонны к избеганию конфликта. Данные педагоги имеют низкий уровень конфликтности (24%). Эти педагоги характеризуются устойчивостью к стрессовым ситуациям, умеют конструктивно решать споры, склонны к компромиссу и проявляют высокую степень эмоционального самоконтроля.

11 человек имеют средний уровень конфликтности (44%). Эта категория педагогов могут вступать в конфликтные ситуации, однако в большинстве случаев способны контролировать свои эмоции и склонны к разрешению конфликтов мирным путем. Возможны трудности в острых ситуациях, но без ярко выраженной агрессии.

У 6 человек наблюдается выраженный уровень, 1 – высокий и 1 человека – очень высокий. Эти педагоги склонны к выраженному проявлению эмоциональных реакций в конфликтных ситуациях, легко вовлекаются в конфликты.

Таким образом, мы можем говорить о том, что в данном коллективе есть большая вероятность конфликтов, но при этом есть педагоги, способные пойти на уступки. Следовательно, необходимо проводить работу по повышению конфликтологической компетентности педагогов, ведь её формирование и развитие – необходимое условие для успешной педагогической деятельности и создания благоприятной образовательной среды. Развитие данной компетентности должно начинаться ещё в процессе профессионального образования и продолжаться на всех этапах карьеры педагога.

Вот основные направления по формированию и развитию конфликтологической компетентности педагогов:

  1. Психолого-педагогическое просвещение (Ознакомление педагогов с теоретическими основами конфликтологии. Изучение типов конфликтов, причин их возникновения и стадий развития).
  2. Формирование коммуникативной культуры (Развитие навыков активного слушания, эмпатии, аргументированного выражения позиции. Обучение ненасильственным формам общения).
  3. Обучение стратегиям и техникам разрешения конфликтов (Освоение конструктивных методов управления конфликтами: переговоры, медиация, компромисс, сотрудничество. Практика кейсов и ролевых игр).
  4. Развитие эмоционального интеллекта (Работа над саморегуляцией, управлением эмоциями в стрессовых и конфликтных ситуациях. Развитие способности к рефлексии и пониманию чувств других).
  5. Создание профессионально-поддерживающей среды (Формирование культуры открытого обсуждения сложных ситуаций в коллективе. Внедрение программ наставничества и супервизии).
  6. Интеграция конфликтологических знаний в педагогическую практику (Применение полученных знаний в повседневном взаимодействии с обучающимися, родителями, коллегами. Анализ и корректировка педагогических стратегий с точки зрения профилактики конфликтов).
  7. Повышение квалификации и непрерывное обучение (Участие в тренингах, семинарах, курсах повышения квалификации по конфликтологии. Изучение новых подходов и технологий в управлении конфликтами).

Заключение. Таким образом, конфликтологическую компетентность специалиста можно определить как его возможность и способность определять свое поведение в предконфликтных и конфликтных ситуациях с целью их конструктивного разрешения или недопущения. Конфликтологическая компетентность педагога – неотъемлемое условие эффективной профессиональной деятельности в условиях современной школы. Обладая данной компетентностью, учитель не только снижает напряжённость в образовательной среде, но и способствует формированию у учеников навыков ненасильственного общения и сотрудничества. Системная работа по развитию этой компетентности является важной задачей педагогического образования и внутришкольного сопровождения специалистов.

Список литературы

  1. Бобина О. С. Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в образовательной организации: на примере образовательных организаций СПО : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. Томск, 2015. 259 с. 
  2. Кожевникова Э. П. Развитие социально-психологической и конфликтологической компетентности педагога. Тобольск : Принт-Экспресс, 2019. 95 с.
  3. Кондаков И.М. Самооценка компетентности в разрешении конфликтов руководителями среднего звена // Психологический журнал. 1998. № 1. С. 135-144.
  4. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую социальную психологию : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Психология». 3-е изд., испр. / А.И. Донцов, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская и др.; под ред. Ю.М. Жукова и др. ; М. : Смысл, 1999. 377 с.
  5. Селезнева Е.В. Развитие акмеологической культуры личности. М.: РАГС, 2004. 62С.
  6. Хасан Б.И., Сергоманов П.А. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособие. М. : Академия, 1996. 192 с.

Поделиться

85

Мустафаева Н. В. Конфликтологическая компетентность педагога как условие эффективной профессиональной деятельности // Актуальные исследования. 2025. №21 (256). Ч.II. С. 91-94. URL: https://apni.ru/article/12212-konfliktologicheskaya-kompetentnost-pedagoga-kak-uslovie-effektivnoj-professionalnoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (257)

Прием материалов

31 мая - 6 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

25 июня