Статья 17 Конституции гласит, что каждый наделен неотчуждаемыми основными правами и свободами, которые не могут быть отменены. Таким образом, государство не имеет законных оснований для лишения этих прав и свобод или воспрепятствования их реализации.
Характерной чертой прав человека выступает их равнозначность и отсутствие какой-либо иерархии. Они подлежат соблюдению в равной мере, что закреплено в Конституции Российской Федерации.
Сфера деятельности прокурорского надзора отличается значительной широтой, распространяясь на деятельность министерств, муниципальных образований, а также предприятий и организаций вне зависимости от их организационно-правовой формы.
Прокуратура осуществляет надзор как за деятельностью государственных органов, так и за организациями, которые, в свою очередь, реализуют контроль за соблюдением законности в рамках своих полномочий [3].
В своём труде И. А. Маслов, посвященном анализу соответствия законодательству при применении административных мер в период эпидемии, автор акцентирует внимание на ключевой роли и многоаспектной деятельности прокурора по обеспечению прав граждан в этот период, что способствует корректному применению законодательства об административных правонарушениях посредством прокурорского надзора, независимого осуществления надзорных мероприятий и защиты прав в суде [2, с. 22-26].
Д. А. Шушняев, проведя анализ для установления взаимосвязей между прокуратурой и органами муниципального земельного контроля, приходит к следующим выводам: «дискуссионным вопросом практического характера, касающимся привлечения специалистов, в том числе органов муниципального земельного контроля, к проведению прокурорских проверок, является вопрос о порядке и форме оформления результатов проверочных мероприятий» [4, с. 35-38].
Для устранения данных противоречий предлагается внести изменения в статью 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», дополнив ее пунктом 14.1 следующего содержания: «14.1. Прокуратура Российской Федерации вправе отказаться от осуществления уголовного преследования лица, если обвинительные органы Российской Федерации не имеют оснований для судебного преследования».
«Если для экспертизы и анализа в проверке участвовали представители других государственных и местных органов, формируется соответствующий акт. В этом документе отражаются все этапы проверки, полученные данные и данные об участниках. Акт заверяется подписями прокурора, непосредственно руководившего проверкой, и лиц, принимавших участие в её проведении» [4, с. 35-38].
А. И. Британов и М. М. Черепанов отмечают, что существует два основных вида проблем, которые способствуют возникновению перечисленных выше типичных нарушений законности [1].
Нельзя не констатировать существующие трудности, с которыми сталкиваются в городах и регионах, обусловленные непомерной рабочей нагрузкой.
Ситуация усугубляется значительным количеством муниципальных органов власти в пределах одного российского субъекта, ежегодно вовлеченных в широкий спектр регуляторных юридических процессов.
Каждый из этих документов требует пристального внимания со стороны представителей прокуратуры, как на стадии разработки, так и после их официального утверждения.
Эти обстоятельства, в свою очередь, приводят к определенным негативным последствиям, которые будут рассмотрены ниже.
Примеры судебной практики по прокурорскому надзору в сфере трудовых отношений: ниже приведены показательные случаи участия в судебных процессах в этой области.
Дело о специфической оценке условий труда на рабочем месте. Прокуратура обратилась в суд с апелляцией в интересах широкого круга лиц, потребовав от работодателя провести специальное исследование условий труда. Суд первой инстанции удовлетворил требования прокуратуры и обязал работодателя к проведению расследования. Тем не менее Верховный суд Российской Федерации приостановил как первоначальное, так и апелляционное рассмотрение дела, и назначил новое расследование (Определение Верховного суда Российской Федерации от 29.01.2018 № 25-39).
Исключительный случай взыскания задолженности по заработной плате. ООО «Ренессанс-Агро» привлекало граждан для сезонных работ по договору, который фактически регулировал трудовые отношения, но не предусматривал выплату заработной платы, согласно прокуратуре Приморско-Ахтарского района. 28 граждан, признанных работающими, обратились в прокуратуру округа. Прокурор района открыл уголовное дело на основании собранных доказательств в соответствии с частью 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Вследствие неправомерных действий сотрудников была произведена выплата задолженностей.
Весьма распространены нарушения, такие как:
- «увольнение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком,
- отправление в отпуск без выплаты заработной платы и т. д.» [4, с. 35-38].
Обеспечение надзора за соблюдением трудовых прав сталкивается с серьезными препятствиями. Главной трудностью выступают ограничения, установленные законодательными актами для конкретной категории граждан, чьи права и свободы прокурор имеет полномочия защищать через судебное производство.
Для повышения эффективности и оптимизации прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод граждан, установлены следующие приоритетные направления:
Для повышения продуктивности деятельности прокурора незамедлительно следует организовать размещение разделов на официальных Интернет-ресурсах, посвященных подаче апелляций гражданами. Доступ к данным разделам должен быть максимально облегчен, граждане не должны сталкиваться со сложностями при поиске сведений о порядке реализации своего конституционного права на обжалование.
Обязательно следует установить административную ответственность за любые сбои в корректном функционировании приема апелляций через интернет. На уровне прокуроров требуется разработка информационных материалов и справочников «Порядок обжалования действий (бездействия) в прокуратуру».
В брошюрах необходимо кратко изложить возможные способы обращения: личный прием, почтовая корреспонденция, факсимильная связь, электронная почта (включая интернет-прием), перечень вопросов, не подлежащих рассмотрению, разъяснения процедуры для обращения граждан, а также условия и порядок рассмотрения жалоб.
Электронные жалобы можно направить в районную прокуратуру с любого почтового ящика. Допускается отправка анонимных обращений и файлов, представляющих угрозу безопасности (включая вредоносное ПО).
Обобщая сказанное, ключевым моментом является акцентирование основополагающей задачи прокурорского надзора. Суть этой задачи сводится к созданию условий, в которых права и свободы граждан гарантированно уважаются.
Это касается всех, кто наделён властью, включая структуры правопорядка, и способствует формированию у граждан ощущения защищённости. В случае выявления нарушений граждане могут рассчитывать на поддержку прокуратуры.