В настоящее время, в условиях развития эмоционально-экспериментального познания, осмысления и психической неустойчивости молодежи укрепление ее нравственно-эстетической культуры в процессе нравственного совершенствования, стремлений к обретению идеалов, формированию целей и смыслов является одной из педагогических, философских и социологических проблем. Важно философское осмысление конструктивной взаимосвязи определяющей, управляющей и контролирующей функций нравственного идеала в формирующейся нравственно-эстетической культуре молодежи, обоснование взаимно обуславливающихся факторов в формировании внутренней системы нравственного идеала личности.
Эстетическая культура тесно связана с нравственной. При изучении их по отдельности, при определении понятий следует не забывать, что речь идет о двух одинаковых понятиях в психике одного человека. Например, «Эстетическая культура, проявляя эмоционально-чувственное отношение людей к реальным вещам и событиям в ходе определенного общественно-исторического развития есть выражение их оценки как духовно-эстетической ценности. Также эстетическая культура представляет собой социально-историческое явление, включающее в себя материальный и духовный уровень человека и общества, социально-политические факторы, личностные, национальные и общечеловеческие ценности» [4, с. 9]. В данном определении речь идет о социально-исторически сформировавшейся духовности и нравственной возвышенности человека. Иными словами, нравственная и эстетическая культуры, представляющие собой единое целое, проявляясь в деятельности людей взаимодействуют друг с другом [7, с. 77].
Исследователь М. И. Боришевский утверждает, что основой нравственности является направленность личности, ее самосознание и отношение к другим людям: «Этическое поведение – это волевая активность личности, преодолевающая внутреннее сопротивление, состоящее в отказе от эгоистических желаний. Всякая деятельность, не имеющая нравственного смысла, является общественно опасным и наносит вред самому человеку, другим людям и обществу в целом» [3, с. 36-37]. Тот факт, что развитие какого-либо жанра красоты или искусства, не имеющего нравственного смысла, еще больше подрывает эту область. Поэтому нравственные ценности и идеалы в национально-этническом смысле, построенные на основе добра, выражали внутреннее и внешнее сопротивление нравственной деградации. Естественно, возникает вопрос о том, что должна делать сегодня традиционная и современная педагогика в плане формирования нравственных идеалов у личности и у молодежи в целом?
Выбор или поиск жизненного идеала не должен быть случайным, он должен быть образцом, воплощающий в себе положительный жизненный опыт и высокие нравственные нормы [6, с. 35-42]. Нравственный идеал, независимо от того, является ли он личным, национальным или всеобщим, должен иметь две различные особенности: первая – это составляющее сущность нравственного идеала понятие добра, счастья, справедливости, истины, любви, чистоты, воображение и образцы, смешанные с национальными особенностями – проявляется в качестве гаранта определенной стабильности, то последнее также отражает идеализированные образы действительности в сознании субъекта как реальности, представляющей личные и национальные потребности. Это свидетельствует о том, что нравственный идеал находится под влиянием социально-исторических условий и социально-экономического, духовно-просветительского состояния общества. В этом диалектическом процессе утверждение о том, что только определенные общественные отношения определяют содержание нравственного идеала, подрывает тот факт, что нравственный идеал является всеобщей ценностью, и в процессе становится феноменом, изменяющимся в результате борьбы различных социальных групп, сил и классов.
Поскольку нравственный идеал связан со всеми слоями и чертами человеческой духовности, он обязательно исторически сформирован и тесно связан с народным бытом и традициями, народным и общечеловеческим образом мышления. Он призывает к высокому нравственному в общности религиозных, национальных и индивидуальных особенностей человека.
В развивающейся нравственно-эстетической культуре молодежи нравственный идеал выполняет определяющую, управляющую и контролирующую функции. Его внутренняя система направлена на формирование молодежи как личности. По мнению философа А. Самадова, «…ключевую роль в формировании внутренней системы нравственного идеала человека играют следующие взаимно обуславливающие друг друга факторы:
- нравственный идеал человека формируется прежде всего под влиянием родителей, семьи и ее образа жизни, семейных обычаев и традиций (социально-педагогических факторов);
- сложившаяся в обществе среда убеждений, религиозная вера-исповедание задает определенную направленность внутренней системы, содержания и цели нравственного идеала человека, определяет горизонт действия и влияет на направление нравственного идеала (религиозные факторы)» [5, с. 95]. Поэтому мораль обязательно черпает свою идеальную сущность из национально-этнического бытия и укрепляет ее. Факторами, придающими силу, являются семья, общественные константы и религиозные убеждения, вера.
Детей, воспитывающихся в семье, учат социально-нравственному здоровью: девочки учатся эстетике ведения домашнего хозяйства у мам и бабушек, а мальчики - мужеству, заботе о семье, защите и патриотизму у отцов. Прежде всего, одно из главных требований нравственности в семье состоит в том, чтобы «дети учились трудиться, ценить то, что они создали... Изготовление кукол для девочек и «воздушных змеек» для детей проявляют такие навыки» [1, с. 87]. Семья формирует нравственную и эстетическую культуру молодежи комплексно. То, что мамы поют колыбельные, учат сказкам и морали, само по себе вызывает большие эстетические чувства. В семье «...человек старается сделать свою жизнь красивой благодаря своим эстетическим идеалам, воображению, интеллекту. Учитывая, что простая кухонная утварь также является украшением быта, в домашнем хозяйстве бережно хранят всевозможные тарелки, миски, кувшины, пиалы, чайники, чашки, ложки и т. д. Они не только удовлетворяют эстетические потребности человека, но и украшают его жизнь, делают привлекательной его эстетическую культуру» [2, с. 132].
Таким образом, нравственная и эстетическая культура молодежи представляет собой настолько смешанную культуру, что ее целесообразно контролировать и управлять посредством определенных сложившихся идеалов.