Борьба с коррупцией является актуальной для России и других государств. Проблема коррупции в органах власти носит глобальный характер. Для борьбы с коррупцией среди государственных служащих разрабатываются различные способы и методы борьбы с коррупцией.
Ряд государств признают коррупцию одной из угроз для демократических институтов и ценностей, справедливости и политической стабильности в государстве. Вследствие этого противодействие коррупции является одним из важнейших направлений государственной политики, что выражается в принятии ряда законодательных актов, регламентирующих меры по борьбе с коррупцией. Помимо этого, вследствие того, что в последнее время данная проблема приобретает характер явления, затрагивающего общество и экономику всех стран, такие акты принимаются и на межнациональном уровне.
Несмотря на нетерпимость к коррупции во всех странах мира, законодатели по-разному относятся к способам борьбы с ней. В целом можно выделить две основных тенденции, которых придерживаются законодатели государств мира. Первому методу характерно ужесточение санкций за совершение данных правонарушений, а также повышение дисциплины в сфере борьбы с коррупцией. Второму же методу свойственно повышение уровня социальной защищенности государственных служащих, а также обеспечение гласности их деятельности. Вопрос эффективности данных методов является дискуссионным [1, с. 107].
Рейтинг стран по уровню коррупции составляется на основе ежегодно рассчитываемого индекса восприятия коррупции в стране (Corruption Perceptions Index).
Наиболее низкий уровень коррупции в Дании, Финляндии, Новой Зеландии, Норвегии, Сингапуре, Швеции.
Основным антикоррупционным законодательным актом Дании считается «Закон о коррупции», принятый в 2002 году. В Дании антикоррупционное законодательство достаточно жёсткое. В частности, в последние годы было ужесточено уголовное наказание за коррупцию на государственной службе, срок наказания увеличили с 3 до 6 лет лишения свободы.
В Дании задействованы различные инструменты. В стране принят Кодекс чести чиновников. Существенный вклад в антикоррупционную борьбу вносит гражданское общество, агитация на уровне СМИ о сообщении о фактах коррупции, высокий уровень самосознания и ответственности граждан. Главные причины низкого уровня коррупции в Дании заключаются в культивировании осуждения этого явления не только среди государственных чиновников, но и среди обычных граждан.
Общественные организации и специальные контрольно-надзирающие органы функционируют открыто и публикуют информацию о деятельности и финансовом состоянии компаний в интернете.
Государственные служащие Дании обеспечены высоким уровнем государственной социальной защиты: получают бесплатные медицинские услуги и образование, имеют социальные гарантии, что существенно уменьшает вероятность коррумпированных действий.
Финляндия имеет весьма низкий уровень коррупции на госслужбе. Коррупция в Финляндии рассматривается как опасное деяние, уголовно наказуемое. Роль инструмента гражданского контроля играют СМИ. Госконтроль осуществляют правоохранительные органы и органы судебные. Большое внимание обращается на этические нормы и воспитание. Наконец, формируются условия, неблагоприятствующие возникновению коррупции, а также условия, позволяющие успешно бороться с ней.
В Швеции с низким уровне коррупции установлены этические стандарты (довольно высокие) для госслужащих. И государство добилось их выполнения. Честность – социальная норма среди шведских госслужащих. Государство обращает пристальное внимание на социально-экономических меры. Зарплаты госслужащих достойные.
Стоит отметить, что в Швеции население играет значительную роль в искоренение коррупции. У населения появляются огромные сомнения насчет быстроразвивающегося бизнеса или чиновника, чьи доходы гораздо ниже расходов. Такие примеры быстро вызывают подозрения у населения, а общество, в свою очередь, добьется смещения такого чиновника или закрытия сомнительного бизнеса. Это говорит о наличии в стране политики прозрачности, населению доступна информация, которую можно проверить, что позволяет выявить возможные коррупционное преступления отдельных лиц.
Рассмотрев опыт противодействия коррупции в Швеции, можно сделать вывод об успешной антикоррупционной политики в данной стране. Существующие меры эффективны и действенны, это доказывают статистические данные Transparency International.
Система борьбы с коррупцией и ее предупреждения в Нидерландах включает достаточно много инструментов. Так, в стране внедрена постоянная отчетность и гласность в вопросах обнаружения коррупции, обсуждение последствий коррупционных действий и наказания за них. Ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции и принятых мерах по наказанию лиц, замешанных в коррупции. Основной мерой наказания за коррупционное действие является запрещение работать в государственных организациях и потеря всех социальных льгот. Шкала наказаний включает в себя также штрафы и временное отстранение от исполнения обязанностей.
В Нидерландах все материалы, связанные с коррупционными действиями, если они не затрагивают систему национальной безопасности, в обязательном порядке обнародуются. Чиновники всех уровней обязаны регистрировать известные им случаи коррупции, эта информация по соответствующим каналам передается в министерства внутренних дел и юстиции [2, с. 129-131].
Согласно рейтингу стран по восприятию коррупции за 2022 год Германия занимает 9 место из 180 [3].
В своих нормативных правовых актах Германия ссылается на то, что коррупционная составляющая пагубно влияет не только на внутреннюю экономику страны, но также задевает экспортную экономику Германии в целом. В то же время коррупция делает бизнес более дорогим, а власть - поддающейся шантажу. Коррупция противоречит фундаментальным ценностям социальной рыночной экономики, основанной на честной конкуренции и социальном балансе. Специалисты утверждают, что именно на этих ценностях основан успех немецкой экспортной экономики. За эти ценности немецкие компании несут частичную ответственность при ведении бизнеса за рубежом [4, с. 584].
К мерам противодействия коррупции относятся следующие меры:
- Запрет на любые виды взяток (даже для упрощения формальностей), подарки – могут расцениваться, как подкуп. В Германии действует правило на принятие различных подарков: взяткой может считаться любая услуга или подарок, предоставленные лицу, имеющее любого рода власть (например, чиновник);
- В Германии нужно подавать декларацию о доходах и расходах, о премиях и других денежных поступлений;
- Поощряются информаторы о коррупционных преступлениях;
- Происходит постоянная смена кадров (государственных должностных лиц).
Германия является примером для многих стран, чья антикоррупционная политика приводит к положительным результатам. Однако, некоторые ведущие корпорации Германии были замечены в подкупе чиновников, как иностранных, так и внутри своей страны. К примеру, немецкий конгломерат, работающий в сфере электротехники – Siemens. В 2008 году компания выплатила штраф за дачу взяток высокопоставленным чиновникам по всему миру (Италия, Израиль, Венесуэла, Германия, США) с целью продвижения своего продукта. Несмотря на вспышки коррупционных преступлений, к 2021 году Германия разработала эффективные меры для противодействия коррупции, которые поспособствовали минимизации уровня коррупции [5].
Отдельно стоит рассмотреть опыт Республики Сингапур.
Первый премьер-министр Республики Сингапур Ли Куан Ю заявлял: «Хочешь победить коррупцию – будь готов отправить за решетку своих друзей и родственников». Этой фразой можно описать политику полного неприятия коррупции в данном государстве.
Среди принятых в Республике Сингапур мер можно назвать: лишение должностных лиц неприкосновенности, суровые санкции (длительные сроки лишения свободы, конфискация имущества, избиение палками, смертная казнь), презумпция виновности должностного лица (так, согласно Антикоррупционному акту 1960 г., доказательством злоупотребления полномочиями могло считаться то, что лицо располагает имуществом, которое он не мог бы приобрести на собственные доходы), создание специализированного органа по борьбе с коррупцией [6, с. 323-324].
Необходимо также отметить положительный опыт Соединенных Штатов Америки, создавших действенную систему мер административно-правового регулирования, направленную на противодействие коррупции, не только в пределах границ государства, но и на международном уровне. В частности, последний аспект регулируется Законом «О коррупции за границей», принятым в 1977 году. В свою очередь, антикоррупционные нормы, обязательные для государственных служащих, регулируются «Принципами нравственного поведения чиновников и служащих» 1990 года и Актом «Об этике поведения государственных служащих в США» 1978 года.
В общем и целом, основные административно-правовые меры антикоррупционного регулирования в соответствии с законодательством США сводятся к следующему:
- постоянный контроль за обязательным декларированием доходов и расходов служащего за год;
- запрет государственным служащим получать ценные подарки;
- наличие института донесения о случаях коррупции в органах государственной власти, а также законодательная защита лиц, подавших подобное донесение;
- деятельность специально назначенного сотрудника в каждом ведомстве исполнительной власти для осуществления координации и контроля за соблюдением должностными лицами норм антикоррупционного поведения;
- законодательная регламентация деятельности лоббистов;
- широкое привлечение к антикоррупционной деятельности общественных организаций [7, с. 79].
Таким образом, в современном мире борьба с коррупцией ведется практически во всех странах.
Для отечественных специалистов интересно изучение имеющихся в мире антикоррупционных законодательств и практик в сравнении с российскими. Такие исследования позволяют со стороны взглянуть на российское законодательство, оценить его эффективность и адекватность современным реалиям, обосновать и подготовить предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и практики противодействия коррупции.