Деятельность военного вуза с учетом индивидуализации обучения

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

образовательная деятельность
лекция
инновационные технологии обучения
семинар
групповые занятия
самостоятельная работа под руководством преподавателя
обучаемость
обученность
познавательные интересы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются вопросы деятельности военного вуза с учетом индивидуализации обучения.

Текст статьи

Изменяющиеся социально-экономические условия развития государства, международная интеграция общественных институтов, развитие прав и демократических свобод граждан на современном этапе развития общества являются неизбежными предпосылками корректировки, а отчасти и изменения социального заказа на подготовку компетентных специалистов во всех сферах деятельности. При этом основные требования предъявляются к системе образования, являющейся главной движущей силой формирования гражданского общества.

На сегодняшний день в образовательном процессе военных вузов господствует по большей части принудительный характер учебной деятельности с постоянной опекой со стороны преподавателей и командованием факультетов. Как показывает практика, в таких условиях весьма трудно решается проблема творческого развития обучающихся, воспитания в них самостоятельности и инициативы.

Для того чтобы выявить направления индивидуализации подготовки специалистов в образовательном процессе военного высшего учебного заведения прежде всего необходимо понять суть самого процесса индивидуализации, тенденции и предполагаемый результат его развития.

Целью образовательной деятельности военного вуза является эффективная подготовка военных специалистов, квалификация которых соответствует государственному образовательному стандарту и квалификационным требованиям.

Одной из задач, решаемой вузом на пути к достижению цели, является повышение качества образования.

Поэтому индивидуализацию подготовки военных специалистов можно рассматривать как средство повышения качества образования, направленное на активизацию процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей личности, на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие будущего специалиста посредством адаптации форм и методов военно-профессиональной подготовки.

Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников характеризуют профессиональную деятельность выпускника по видам его деятельности - управленческая (повседневная и боевая)обучающая и воспитательнаявоенно-техническая и научно-исследовательская. При этом выпускник предназначается для замещения первичной должности – командир взвода с возможностью в последующем замещать офицерские должности до командира батальона.

В результате освоения основных образовательных программ подготовки военных специалистов выпускник должен обладать определёнными общекультурными и профессиональными компетенциями.

Обеспечение выполнения этих требований составляет содержание обучения. Определяются циклы дисциплин, проектируются результаты их освоения, намечается перечень дисциплин для разработки учебных программ, учебников и учебных пособий, разрабатываются учебные программы, тематические планы, учебно-методические материалы и т.д.

Кроме того, определённые требования к обучающимся как к военнослужащим предъявляют и Федеральные законы, в частности Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», общевоинские уставы ВС РФ, приказы и директивы, наставления, руководства, курсы и т.п.

Требования по соблюдению распорядка дня, несению службы в наряде и выполнению других обязанностей военной службы накладывают специфический отпечаток на процесс обучения и воспитания курсантов.

Очевидно, что определяя направления индивидуализации нельзя не учитывать эти особенности и условия, поэтому из всего многообразия направлений наиболее приемлемыми в системе военного образования являются:

  1. Создание и реализация на частно-методическом уровне педагогических технологий, основанных на использовании индивидуальных особенностей курсантов.
  2. Повышение мотивации курсантов на продуктивный учебный труд.
  3. Развитие вариативного образования, направленного на расширение профессионального самоопределения и на саморазвитие личности курсанта.
  4. Демократизация учебно-образовательного процесса.
  5. Привитие умений и навыков самообразования.

Рассмотрим более предметно каждое направление.

I. Первое направление – создание и реализация на частно-методическом уровне педагогических технологий, основанных на использовании индивидуальных особенностей курсантов. Другими словами – совершенствование частной методики изучения дисциплин.

Это направление позволяет без значительных дополнительных затрат и организационных решений повысить активность курсантов на занятиях и качество усвоения учебного материала.

Необходимо заметить, что это направление требует от преподавательского состава владения инновационными технологиями обучения, более глубокого и внимательного изучения курсантов, знания их индивидуальных особенностей и способностей.

Работа должна проводиться с учётом конкретных условий и, что не маловажно, с соблюдением педагогических требований:

– систематическое изучение курсантов, выявление их особенности и возможности; постоянное проявление внимания к каждому из них, независимо от успеваемости и поведения; учёт интеллектуальных и физических способностей, обучающихся и организация учебного процесса в строгом соответствии с ними;

– развитие индивидуальных способностей каждого обучающегося в интересах формирования и сплочения курсантских коллективов созданием в учебной группе положительного социально-психологического климата.

– широкое использование различных организационных форм: создание групп усиленной подготовки; проведение дополнительных индивидуальных занятий и консультаций; составление индивидуальных планов освоения учебной программы; предоставление самостоятельного выбора форм обучения и пр.

В ходе лекции работа курсанта сводится к восприятию материала, излагаемого преподавателем, поскольку эти лекции носят фундаментальный характер и имеют цель дать знания, необходимые для дальнейшей работы.

 Затем степень участия курсанта в процессе приобретения знаний увеличивается.

В ходе самостоятельной работы под руководством преподавателя курсант под методическим руководством преподавателя учится самостоятельно находить и изучать учебный материал.

На семинаре курсант учится излагать материал, анализировать, рассуждать и вести диалог по изученному материалу, часть курсантов выполняют самостоятельные задания по подготовке сообщений, рефератов, докладов.

Затем курсант приступает к освоению практической части подмодуля (задачи) с определённой суммой знаний. При этом, он знает ответы на вопросы «что делать?», но не знает «как делать?».

Основу этого отрезка составляют групповые занятия, в ходе которых курсант, под методическим руководством преподавателя, получает умения управлению подразделением в бою.

Завершается обучение контролем в форме тактической летучки, контрольной работы.

Лекции начинают носить проблемный характер, семинары дают больше возможностей для самостоятельного анализа и поиска истины, методика процесса выработки решения известна, поэтому большее внимание уделяется творчеству и нестандартности в решении.

И самое главное – всё больший объём заданий переносится на самостоятельную работу, в ходе которой курсант имеет возможность максимально проявить свои индивидуальные особенности.

Высшей степени самостоятельности работа курсанта, в ходе которой наиболее полно включаются его индивидуальные особенности, достигает при выполнении курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

II. Второе направление – повышение мотивации курсантов на продуктивный учебный труд.

Практика показывает, что курсанты, показывая высокие результаты при поступлении в училище к концу первого семестра обучения утрачивают «учебный пыл», на занятиях проявляют пассивность, не стремятся к углублению знаний, в ходе самостоятельной работы требуют контроля со стороны преподавателя.

Наряду с недостатками в организации учебного процесса и неправильным выбором учебно-образовательных технологий, причиной такого спада является утрата интереса к приобретению военных профессиональных знаний как основному критерию служебного и карьерного благополучия.

Для организации индивидуализации процесса обучения в этом направлении необходимо учитывать:

обучаемость – возможности и способности к овладению материалом учебных дисциплин профессионального и военно-профессионального цикла на основе комплекса общих умственных и специальных способностей.

  • обученность – то, на каком уровне курсант овладел необходимыми предметными знаниями, умениями и навыками. Для курсанта первого курса – это знания, полученные в школе, для курсантов последующих курсов – это знания, умения и навыки, приобретённые им на предыдущих курсах.
  • познавательные интересы – насколько курсант заинтересован в своем самообучении, самообразовании, саморазвитии.
  • ориентацию на будущую профессию – то, насколько у курсанта сформирована потребность в приобретении профессионально-специфических качеств и компетенций.
  • Решение этой задачи возможно при создании модульной структуры подготовки специалиста, которая позволяет стимулировать познавательную деятельность курсанта за счёт создания своеобразных барьеров, преодоление которых является обязательным условием для дальнейшего продвижения по учебному маршруту.

III. Третье направление – развитие вариативного образования, направленного на расширение профессионального самоопределения и на саморазвитие личности курсанта.

Для удовлетворения личностных предпочтений курсантов предлагается дать им дополнительную возможность в выборе учебных дисциплин, направленных на формирование общекультурных компетенций и развитие творческих способностей.

К дисциплинам, которые способствуют развитию общей культуры будущего специалиста относятся: военная история, правоведение, экономика, культурология, философия, информатика и др. В рамках изучения этих дисциплин можно предусмотреть отдельные вариативные блоки, которые с учетом индивидуальных предпочтений, курсанты могли бы изучать по выбору в форме дополнительных занятий, факультативов, самостоятельной работы.

IV. Четвёртое направление – демократизация учебно-образовательного процесса.

Необходимо дать возможность курсантам старших курсов самостоятельно определять содержание самостоятельной работы и использовать это время для развития своих творческих, интеллектуальных и культурных качеств участием в научно-исследовательских работах, военно-научных обществах, посещения библиотеки, спортзала и др. То есть, с переходом курсантов на более высокий уровень обучения повышается и уровень их самостоятельности.

В настоящее время самостоятельная подготовка, помимо всего прочего, является элементом распорядка дня, который контролируется офицерами учебно-методического отдела и преподавателями кафедр. Зачастую возникают противоречия между необходимостью соблюдать распорядок дня и желанием обучающегося, успешно осваивающего основной учебный материал, расширить свои познания в интересующих его областях знаний.

Имеющийся в этом направлении опыт даёт неоднозначный ответ на вопрос о целесообразности такого направления индивидуализации.

С одной стороны, курсант, имеющий низкую степень мотивации на познавательный труд может использовать это время в целях, не связанных с образовательным процессом, у командиров курсантских подразделений появляется соблазн привлекать курсанта к решению каких-то бытовых вопросов в часы, отведённые для самостоятельной работы.

С другой стороны требования к повышению самостоятельности и личной ответственности курсанта за результаты своей учебной деятельности, мотивация к образованию и самообразованию, индивидуализации образовательного процесса требуют решения этого вопроса. Тем более, что его решение лежит в основном в организационной плоскости.

V. Пятое направление - привитие умений и навыков самообразования.

Содержание самообразования включает три направления:

  • профессиональное, предполагающее углубление знаний и умений, связанных со служебной деятельностью;
  • психолого-педагогическое, связанное с овладением методами самообучения и самовоспитания, психологической подготовкой к выполнению задач различной сложности;
  • общекультурное, включающее ознакомление с произведениями литературы и искусства, посещение музеев, выставок, театров, занятие спортом, игра на музыкальных инструментах, живопись и пр.

Общекультурная индивидуализированная подготовка курсантов подразумевает духовно-нравственное развитие курсантов, которое может быть реализовано в следующих формах:

  • культурно-досуговая работа (тематические вечера, посещение театров, музеев, экскурсии по памятным местам и т.д.);
  • проведение внутривузовских и межвузовских конференций с обязательным привлечением к участию в них курсантов;
  • участие курсантов в межвузовских соревнованиях, олимпиадах, конкурсах, которые способствуют развитию их общекультурного уровня и кругозора и помогают им проявлять свои индивидуальные способности.

Существующие противоречия между коллективным характером учебной деятельности и сугубо индивидуальным усвоением знаний, выработкой умений и навыков, зависящих от субъективных мотивов обучения, способностей, личностных качеств и опыта обучающегося, между жёстко регламентированным учебным планом, заданными параметрами специалиста и стремлением к развитию индивидуальных особенностей, обучающихся с целью повысить эффективность подготовки специалиста имеют своё разрешение.

Целесообразность выбора коллективного или индивидуального способа обучения зависит от определённых условий, требований текущего момента. Нельзя категорично исключить одно и безоглядно переключиться на другое.

Если относиться к индивидуализации подготовки специалиста, как средству на пути повышения качества образования и самореализации обучающихся, то всегда можно найти возможности для внедрения различных инноваций, в том числе индивидуализация подготовки, в образовательный процесс военного вуза.

Список литературы

  1. Аржаев В.И., Дугин Е.М., Подгорных Ю.Д. Еще раз о проблемах высшей военной школы //Воен. мысль. – 2000. – № 6. – С. 35-38.
  2. Военная психология и педагогика / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.: Совершенство, 1998. – 384 с.
  3. Гареев В.М., Шарипов Ф.В. Пути совершенствования методов обучения в условиях перестройки высшего образования // Повышение академической успеваемости студентов путем совершенствования методов обучения: Межвуз. темат. науч. сб. – Уфа: УАИ, 1987. – С. 4–13.
  4. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука: Науч.-аналитич. обзор. – М.: РАН ИНИОН, 1992. - 52 с.
  5. Мануйлова Е.И. Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной школы: Автореф. дис… канд. психол. наук. – Орел, 1998. – 18 с.
  6. Никандров Н.Д. Об активизации учебной деятельности //Вестн. высш. шк. – 1983. – № 8. – С. 26-31.

Поделиться

2518

Макарихин И. В., Большаков Ю. Н., Кошель А. А., Салихов И. И. Деятельность военного вуза с учетом индивидуализации обучения // Современная наука: диалог естественно-научной и социально-гуманитарной субкультур : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 октября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/1225-deyatelnost-voennogo-vuza-s-uchetom-individua

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа