Главная
АИ #22 (257)
Статьи журнала АИ #22 (257)
Развитие общекультурной компетенции на уроках английского языка

Развитие общекультурной компетенции на уроках английского языка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

образовательный процесс
подлинный текст
обучение английскому языку
речевые ситуации
грамматика
общекультурная компетенция
учебная цель

Аннотация статьи

В статье представлена методика организации образовательной деятельности учащихся общеобразовательной школы на уроках иностранного языка. Разработанная нами модель образовательной деятельности, основанная на возможность использования подлинных материалов на уроках в общей школе. Приведены примеры возможного использования оригинальных источников в образовательном процессе как способа обучения, способствующего успешному совершенствованию языковой грамматики и лексики, а как следствие, и формированию иноязычной общекультурной компетенции у обучающихся.

Текст статьи

Введение

Обучение иностранному языку учащимися школы есть творческий процесс, позволяющий развивать мировоззрение, логическое мышление, умение выражать свои мысли полно и четко. Такой процесс обучения должен способствовать развитию общекультурной компетенции. При этом многие школьники испытывают сложности в изучении иностранного языка вызванной, в том числе, отсутствием коммуникативной среды. Учащимся начальных классов часто недостаточно мотивации для успешного погружения в языковую среду научных познаний.

Средства, наполняемые подлинные материалы в отличие от специально адаптированных и написанных текстов и аудиозаписей для учебников имеют особые отличия. Подлинные материалы, используемые на уроках иностранного языка, могут быть аутентичными источниками.

Аутентичные материалы – это контент, взятый из оригинальных зарубежных источников, который создается для носителей изучаемого языка. Их главное преимущество заключается в том, что работа осуществляется с грамматикой и лексикой, которую активно используют носители языка. А также то, что можно изучать разговорную грамматику (grammar in action), language chunks и фразы, которые носители используют в повседневной языковой среде.

К аутентичным материалам можно отнести:

  1. Прагматические материалы бытового характера (афиши, постеры, объявления, карты, вывески, рекламные щиты и др.);
  2. различную литературу (подлинные художественные произведения, газетные и журнальные статьи, тексты иностранных песен, комиксы и т. д.);
  3. аудиоматериалы (подкасты, эфиры на зарубежных радиостанциях);
  4. видеоматериалы (телетрансляции, мультфильмы), народный фольклор и так далее.

Анализ литературных источников

Исследованию вопроса применения подлинных материалов посвящены работы отечественных (Ускакова Б. А., Воронина Г. И., Носонович Е. В., Мильруд Г. П. и др. [2, с. 51; 4; 5]) и зарубежных (Nunan D., Дж. Хильд, Лиер Л. В., Брин М и др. [11, 13, 14, 15]) ученых, которые предлагают различные способы использования аутентичных материалов в методике преподавания иностранных языков.

Анализ научных работ показал, что понятие «аутентичные материалы» по мнению К. С. Кричевской, Г. И. Ворониной, Е. В. Носонович и др., прививает обучающимся личностно-познавательную мотивацию, формирует лингвострановедческую и межкультурную компетенции.

Разработанная нами методика организации работы с аутентичными, способствует повышению общекультурной компетенции, которая относится к группе ключевых компетенций формируемых у обучающихся начальной общей школе. Процесс обучения младших школьников иностранному языку с применением аутентичных материалов позволил автору статьи использовать разноуровневые учебные материалы и задания, применять различные формы работы с учащимся.

Альтернативный вариант: после прочтения сказки учитель может предложить обучающимся самостоятельно проработать текст при помощи таблицы, в которой необходимо заполнить колонки основными данными, а уже после перейти к обсуждению и проверке.

Таблица

Универсальный раздаточный материал

Who?

What?

Where?

When?

Why?

How?

(Ответ ученика)

 

 

 

 

 

Так как таблица является универсальным раздаточным материалом, то им можно воспользоваться не только после прочтения текстов, но и после просмотра мультфильмов, которые любят дети всех возрастов. Увидев любимых персонажей, у обучающихся кратно возрастет интерес и мотивация к изучению английского языка. Также педагог может подготовить образовательный фильм. Например, документальный фильм про культуру и школы в Великобритании. Подобный кино-урок не оставит равнодушным ни одного обучающегося.

Нами разработана модель образовательной деятельности, способствующая успешному освоению учебного курса иностранного языка, и как следствие, развитию общекультурную компетенцию учащихся (рис.).

Снимок экрана (1533).png

Рис. Модель представления подлинного материала для образовательной деятельности обучающихся иностранному языку

Заключение

Использование подлинных материалов в образовательной деятельности помогут обучающимся достичь высоких результатов в освоении учебной программы изучения иностранного языка. Такая деятельность позволит ученикам школы адаптироваться к специфике условий познания основ иностранного языка, а также развить социальные, обще интеллектуальные и общекультурные качества личности.

Список литературы

  1. Delhaxhe A. (ed.). Key Data on Teaching Languages at School in Europe 2012 Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. EACEA, Eurydice, Eurostat. – Brussels: Eurydice, 2012 – 174 p.
  2. Gebhard J.G. Teaching English as a Foreign Language: A Teacher Self- Development and Methodology Guide. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1996. С. 51.
  3. Karpov N., Sibirtseva V. Towards Automatic Text Adaptation In Russian // Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP. – 2014 Т. 16.
  4. Silvia Ileana Ciornei, Tatiana Aurora Dina. Authentic texts in teaching English. 2014/URL: https://www.sci-hub.ru/10.1016/j.sbspro.2015.02.116.
  5. Scarella R.C., Oxford R.L. The Tapestry of Language Learning.- Boston, 2000.
  6. Scarcella R.C., Oxford R.L. The Tapestry of Language Learning. The Individual in the Communicative Classroom. - Boston, 1992.
  7. Cbeebies – [Electronic resource]. – URL: https://www.cbeebies.com (дата обращения: 12.12.2024).
  8. Learn english kids – [Electronic resource]. – URL: https: // learnenglishkids.britishcouncil.org (дата обращения: 03.12.2024).
  9. Wordwall – [Electronic resource]. – URL: https://wordwall.net/ru-ru/community/telling-time-for-kids (дата обращения: 15.12.2024).

Поделиться

107

Камышева Я. К., Зубова Н. В. Развитие общекультурной компетенции на уроках английского языка // Актуальные исследования. 2025. №22 (257). Ч.III. С. 49-52. URL: https://apni.ru/article/12250-razvitie-obshekulturnoj-kompetencii-na-urokah-anglijskogo-yazyka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа