В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образования в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка не только информацией, которая неизбежно забудется, а умением учиться.
Для успешного приобщения первоклассников к чтению педагог осуществляет работу на овладение техникой чтения. Ежеурочно проводится систематическая и целенаправленная работа по формирование навыка чтения. Следующий шаг педагог направляет на совершенствование навыка чтения. Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Этапы формирования читательских интересов:
- 6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки детям читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
- 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот независимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
- 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим.
Можно выделить следующие этапы формирования читательской компетентности младших школьников: подготовительный (1 класс), начальный (2 класс), основной (3 класс), заключительный (4 класс)
Формирование интереса к чтению книг осуществляет двумя путями: во время уроков литературного чтения и во внеурочной деятельности.
Подготовительный этап – это этап обучения учащихся читательской азбуке. На этом этапе они учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
В процессе работы педагогом замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы. Одним из способов повышения качества чтения – это целенаправленное управление обучением чтению. Эффективна система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.
Для этого используются в практической работе специальные упражнения. На различных этапах урока отрабатываются определенные параметры чтения, предлагаются учащимся задания индивидуально, коллективно, по группам, которые основываются на материале урока.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения необходимо использовать следующие виды упражнений: упражнения в орфоэпическом произношении; упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения; упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память; упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений можно применяет различные техники игрового обучения: «игра в прятки»; «мнимое слово»; чтение за «диктором»; синхронное чтение «буксиром»; «подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, педагогу помогают различные средства обучения: наглядные пособия; демонстрационные картины; учебные таблицы; иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок; книги; электронные презентации.
Занятия по чтению на подготовительном этапе обучения строится по следующему алгоритму:
- показ учащимся книги, которую предстоит читать;
- подготовка детей к восприятию избранного произведения;
- чтение учителем этого произведения вслух;
- рекомендации к самостоятельной работе дома.