Главная
АИ #22 (257)
Статьи журнала АИ #22 (257)
Государственный портал как элемент электронного правительства

Государственный портал как элемент электронного правительства

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

электронное правительство
госуслуги
сервисы
пользователи
цифровые технологии

Аннотация статьи

В современном мире, где цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни, а количество гаджетов на одного человека нередко превышает два, развитие государственных цифровых платформ является не просто актуальным, а необходимым. В России эта сфера демонстрирует уверенный рост на протяжении многих лет, что подтверждается широким выбором цифровых сервисов и их популярностью среди граждан. В данной работе мы рассмотрим наиболее востребованные и перспективные цифровые платформы и сервисы, а также обсудим проблемы и вызовы, возникающие в процессе их внедрения.

Текст статьи

Россия активно внедряет цифровые технологии, что привело к появлению новой общественной сферы – виртуального пространства. Это существенно меняет правовую систему и открывает новые возможности для развития государства и экономики. Сегодня без цифровых инструментов представить эффективное государственное управление практически невозможно.

Государственный портал – это масштабная федеральная система, которая предоставляет государственные услуги гражданам и обеспечивает открытый доступ к информации о них через интернет. Портал функционирует на основе государственных информационных ресурсов.

Можем выделить три основных функции государственного портала.

  1. Обеспечение открытого доступа для граждан и организаций к информации о государственных и муниципальных сервисах, контрольных и надзорных функциях, а также услугах, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, вовлеченными в оказание государственных и муниципальных услуг.
  2. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг государственных и муниципальных учреждений и других организаций в электронном виде, согласно спискам, утвержденным Правительством РФ и региональными властями.
  3. Регистрация и обработка обращений граждан, касающихся работы Единого портала, включая возможность для пользователей оценивать качество полученных государственных или муниципальных услуг в электронном формате.

Чтобы продемонстрировать широкую востребованность государственного управления как образовательного направления, мы рассмотрим соответствующие статистические данные, которые подтверждают его растущую популярность среди абитуриентов и специалистов. Обратимся к статистике на рисунке.

image.png

Рис. Данные о ежедневной активности пользователей портала «Госуслуги» 2019-2024 гг. по данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [6]

Из рисунка мы видим, что с 2019 по 2024 года количество ежедневных заявлений пользователей портала ЕСИА выросло более чем в 10 раз. 

Стоит отметить, что эко система «Госулуга» включает в себя множество проектов. Самыми популярными являются «Госуслуги Авто», «Госуслуги Решаем вместе», «Госуслуги Культура», «Госключ». Обратимся к характеристикам в таблице.

Таблица

Сервисы системы «Госуслуг» по данным Министерства цифрового развития, 
связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [6]

Проект

Направления работы

Пользователей в 2024 году

«Госуслуги Авто»

Регистрация транспортных средств и оформления водительских удостоверений.

45 млн пользователей

«Госуслуги Решаем вместе»

платформа, помогающая гражданам решать различные вопросы.

25 млн пользователей

«Госуслуги Культура»

для удобного заказа билетов в музеи и театры, а также покупки абонементов.

30 млн пользователей

«Госключ»

сервис для создания и использования квалифицированной электронной подписи

35 млн пользователей

Согласно таблице, мы можем сказать, что цифровые услуги государственного портала является популярными среди жителей. Так же можем отметить, что они распространены в разных сфера жизни человека.

Портал «Госуслуги» занимает уникальное место в российской цифровой экосистеме, являясь централизованным и единственным сервисом, обеспечивающим гражданам удобный доступ к широкому спектру государственных и муниципальных услуг в онлайн-режиме. Это не просто инструмент, а целостная система, разработанная для повышения эффективности взаимодействия граждан и государства [3]. 

Благодаря «Госуслугам» граждане получили возможность получать необходимые услуги, не выходя из дома – записаться на прием к врачу, подать заявление на получение справки, оплатить налоги и штрафы, и решить множество других вопросов, охватывающих практически все сферы жизни, от получения паспорта до записи ребенка в детский сад. Интерфейс сервиса разработан с учетом принципов юзабилити, что делает его интуитивно понятным даже для новичков. При этом безопасность личной информации пользователей является приоритетом, и портал использует современные технологии шифрования для обеспечения высокого уровня конфиденциальности [4]. 

Интеграция «Госуслуг» с другими государственными информационными системами позволяет получать актуальную информацию и услуги в режиме реального времени, избегая необходимости повторной подачи документов. 

В целом, «Госуслуги» являются ярким примером успешной цифровой трансформации государственного управления, демонстрируя, как эффективно организовать взаимодействие граждан с государством в цифровом формате, повысить прозрачность и доступность государственных услуг.

Государственный портал, как ключевой элемент электронного правительства, имеет значительный потенциал для дальнейшего развития. В перспективе он должен стать единой точкой доступа для граждан, обеспечивающей предоставление актуальной и полной информации о государственных услугах, а также упростить процесс их получения благодаря принципу «одного окна». Важным направлением является совершенствование межведомственного взаимодействия, что позволит оказывать комплексные услуги более эффективно и совершенствовать систему оценки качества предоставляемых услуг, обеспечивая максимальную пользу для граждан.

Для дальнейшего развития Государственного портала как элемента электронного правительства необходимо решить ряд задач, связанных с доступностью, удобством использования и устойчивостью. В частности, портал должен быть адаптирован к международным стандартам доступности веб-контента, чтобы обеспечить удобный доступ для всех граждан, включая людей с ограниченными возможностями здоровья. Важным шагом является предоставление приоритетного доступа к услугам гражданам, имеющим подтвержденный цифровой профиль. 

Для улучшения пользовательского опыта необходима модернизация интерфейса, включая исправление ошибок цветового контраста и адаптацию дизайна. Кроме того, в условиях пандемии необходимо обеспечить устойчивость портала при высокой нагрузке и модернизировать форматы взаимодействия с пользователями.

Улучшение цифровых государственных платформ, особенно повышение безопасности приложений и сервисов, – это ключевой шаг к решению существующих проблем и обеспечению более эффективного взаимодействия граждан с государством. 

Для достижения устойчивого прогресса необходима комплексная стратегия, которая включает не только инвестиции в современную инфраструктуру и подготовку высококвалифицированных специалистов, но и разработку гибкого и актуального законодательства, регулирующего цифровые процессы. Не менее важна постоянная обратная связь и взаимодействие между государственными органами, представителями бизнеса и гражданским обществом, чтобы платформа максимально соответствовала потребностям пользователей и способствовала повышению качества предоставляемых услуг.

Список литературы

  1. О государственной программе Российской Федерации Информационное общество (2011-2020 годы). Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р. Собрание законодательства РФ,15.11.2010, №46, ст. 6026.
  2. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Матраева Л.В., Королькова Н.А. Определение состава показателей оценки уровня развития цифровой экономики в регионе (региональной цифровой среды) // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 1. С. 138–149.
  3. Мишина Е. С., Рой Н. А. Электронное правительство в России: проблемы и перспективы // Молодой ученый. – 2016. – №25. – С. 323-325.
  4. Степанова В.В., Уханова А.В., Григорищин А.В., Яхяев Д.Б. Оценка цифровых экосистем регионов России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12, № 2. С. 73–90.
  5. Черкасова, Ю.М. Информационные технологии управления: учебно-практическое пособие / Ю.М. Черкасова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 316 с.
  6. Рейтинг электронного правительства ООН. Государство. Бизнес. ИТ. [Электронный ресурс] URL: http://www.tadviser.ru/index.php/Статьи:Рейтинг_электронного_правительства_ООН (дата обращения: 15.02.2025).

Поделиться

139

Шепелева А. О. Государственный портал как элемент электронного правительства // Актуальные исследования. 2025. №22 (257). Ч.II. С. 84-87. URL: https://apni.ru/article/12281-gosudarstvennyj-portal-kak-element-elektronnogo-pravitelstva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля