Главная
АИ #22 (257)
Статьи журнала АИ #22 (257)
Таможенный режим транзита: общие положения и особенности перемещения отдельных в...

Таможенный режим транзита: общие положения и особенности перемещения отдельных видов товаров

Научный руководитель

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

режим транзита
таможенные процедуры
ЕАЭС
перемещение отдельных видов товаров

Аннотация статьи

Особенности транспортировки специфических категорий продукции в рамках действующего таможенного транзитного регулирования стали предметом детального анализа в представленном исследовании. Законодательные акты государств-участников и таможенный кодекс ЕАЭС детально регламентируют процедуру оформления транзитных перевозок на территории Евразийского экономического союза. Таможенные процедуры применяются для регулирования процесса ввоза товаров, установления прав и обязанностей лица, осуществляющего перемещение товара, а также определения условий использования товара. Правила, учитывающие назначение товара и условия его нахождения на таможенной территории, формируются с учетом различных факторов. Порядок оформления таможенного транзита на территории ЕАЭС прописан в таможенном кодексе ЕАЭС и других законодательных актах государств-участников. Важным звеном в цепочке логистики является этот этап, который охватывает процедуры, связанные с таможенными операциями, и устанавливает правила контроля над транспортировками.

Текст статьи

Введение. Изучение таможенного режима транзита актуально по нескольким причинам:

  1. Важность для внешней торговли. Международные товарные перевозки получают мощный импульс к развитию благодаря таможенному транзиту. Этот процесс не только обеспечивает интенсивное использование транспортной инфраструктуры государства, но и способствует созданию дополнительных вакансий. Наблюдается оживление бизнес-активности в секторе логистики и грузообработки.
  2. Влияние на внутреннюю экономику. Транзит повышает эффективность использования транспортной сети страны и стимулирует её постоянное совершенствование.
  3. Оптимизация логистических процессов. Таможенный транзит позволяет снизить временные и финансовые затраты на транспортировку, что важно для компаний, работающих в сфере международной торговли.
  4. Необходимость унификации мер контроля. Актуальность изучения связана с необходимостью унификации мер контроля, применяемых таможенными органами для транзита товаров и транспортных средств.
  5. Работа с рисками и вызовами. Несмотря на все преимущества, таможенный транзит связан с рядом рисков и вызовов, главный из которых – сложность оформления документации.

Таким образом, изучение таможенного режима транзита важно для понимания процессов, связанных с международной торговлей, оптимизацией логистики и эффективным использованием транзитного потенциала страны.

Методы и организация исследования. При написании статьи использованы такие методы, как: анализ, синтез, обобщение.

Таможенные процедуры представляют собой комплекс мер и действий, осуществляемых при перемещении товаров и грузов через таможенные границы. В этот процесс входят проверка товаров и документов на соответствие законодательным требованиям, уплата таможенных пошлин, налогов и сборов, а также оформление необходимых таможенных документов.

Особенности транзитного режима заключаются в возможности перемещения товаров через территориальные границы ЕАЭС без финансовых обязательств по уплате таможенных сборов. Данная процедура, известная как таможенный транзит, предоставляет участникам ВЭД право транспортировки грузов между различными таможенными пунктами внутри Евразийского экономического союза, минуя необходимость совершения платежных операций при пересечении внутренних таможенных границ.

Юридические основы данной процедуры закреплены в различных нормативных актах. Ключевым документом является ТК ЕАЭС, где транзитному режиму посвящена целая глава (22). Статьи 142-154 данной главы детально описывают саму процедуру, устанавливают временные рамки, условия применения, а также определяют правовой статус участников этого процесса.

С 28 января 2025 года в силу вступила обновленная редакция Федерального закона №289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 03.08.2018, которая была модифицирована согласно Федеральному закону №536-ФЗ от 28.12.2024.

Что касается вопросов таможенного транзита, они регламентируются Решением №170 Коллегии Евразийской Экономической комиссии, принятым 13 декабря 2017 года. Этот нормативный акт под названием «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита» устанавливает различные аспекты таможенных операций, включая процедуру изменения места доставки товаров с разрешения таможенного органа, порядок продления срока таможенного транзита и регулирует ряд сопутствующих вопросов.

Для таможенной процедуры таможенного транзита необходимы следующие документы:

  • Коносамент;
  • Инвойс;
  • Транзитная декларация;
  • Сертификат происхождения товаров;
  • Документ, подтверждающий оплату;
  • Полис страхования;
  • Могут потребоваться и другие документы, например, документы, связанные с особенностями товара (например, разрешения на перевозку определенных товаров, санитарные сертификаты и т.д.).

В Российской Федерации начал действовать обновленный Федеральный закон №289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 3 августа 2018 года. Новые положения вступили в силу с двадцать восьмого января 2025 года. Поправки внесены Федеральным законом от 28.12.2024 №536-ФЗ и касаются некоторых моментов таможенного транзита и сроков подачи транзитной декларации. В рамках «Стратегии-2025» Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами-членами разработала проект Соглашения о единой системе транзита. Документ будет определять основные принципы функционирования единой системы таможенного транзита Союза и третьих стран, в нём закрепляется возможность использования транзитной системы ЕАЭС третьими странами. Ожидается, что до декабря 2025 года будет завершена работа по разработке проекта международного договора о единой системе транзита как между странами Союза, так и не входящими в него [4, с. 94].

Процесс перемещения грузов через разные страны упрощается благодаря таможенной процедуре транзита. Этот механизм действует как внутри единой таможенной территории, так и при пересечении нескольких государственных границ. Для ускорения доставки товаров через транзитные государства необходимо заполнить декларацию, внести соответствующие платежи и обеспечить таможенникам возможность осмотра груза.

Раздел V Таможенного кодекса ЕАЭС содержит специальные положения, регламентирующие порядок трансграничного перемещения определенных категорий товаров. В различных главах этого раздела детализированы правила для конкретных групп продукции.

Пересечение границы с личными вещами подчиняется установленным правилам, включая использование системы двойного коридора. Физические лица имеют возможность транспортировать такие предметы как в сопровождаемом, так и в несопровождаемом багаже, а также отправлять их по международной почте.

Что касается транспортных средств, временно ввозимые средства для международных перевозок не облагаются таможенными платежами. Автомобили, суда водного и воздушного транспорта, которые не задействованы в международных перевозках, таможенное законодательство классифицирует как обычные товары, пересекающие границу.

Другие разделы:

  1. Товары, транспортируемые через морские пути и/или территории стран вне Союза, соединяющие отдельные части таможенной зоны Союза.
  2. Специальные категории товаров, включая дипломатические посылки и консульскую корреспонденцию, перемещаемые определенными лицами.
  3. Корреспонденция и отправления, пересекающие международные границы через почтовые службы.
  4. Провизия и необходимые запасы.

При пересечении государственной границы существует нормативное требование декларирования определенных категорий объектов. К ним относятся: предметы, представляющие культурную ценность; биологические образцы редких видов флоры и фауны; средства передвижения; государственные знаки отличия; вооружение; фармацевтические препараты, содержащие компоненты с психоактивным действием или наркотические субстанции. Финансовые активы подлежат беспрепятственному трансграничному перемещению при условии, что их совокупная стоимость не превышает установленного лимита в 10 000 долларов США или эквивалентной суммы в иной валюте, не требуя специальных таможенных процедур [3, с. 39].

Для проведения транзита необходимо соблюдать требования таможенного законодательства и процедур выбранной страны.

Особенности таможенного транзита грузов через территорию Российской Федерации: классификация и нормативные аспекты:

  1. Транспортировка грузов в режиме таможенного транзита через территорию России характеризуется многофакторной классификацией, основанной на категоризации грузовых единиц, используемых транспортных средствах, географии отправления и назначения, а также иных детерминирующих параметрах.
  2. Существующие нормативно-правовые регуляции устанавливают ряд обязательных процедур, среди которых первостепенное значение имеет страховое обеспечение транзитных грузов, направленное на минимизацию потенциальных рисков и компенсацию возможных финансовых потерь в процессе транспортировки.
  3. Российское таможенное законодательство предусматривает дифференцированный подход к различным категориям товаров, вводя ограничительные меры либо полный запрет на транзит определенных товарных групп через территорию Российской Федерации. Для осуществления легитимного транзита необходимо предварительное получение специального разрешения от соответствующих таможенных органов РФ.
  4. Транспортные средства должны соответствовать установленным техническим нормативам и стандартам эксплуатационной пригодности. Таможенное оформление предусматривает обязательное декларирование перемещаемых грузовых объектов, калькуляцию и своевременное внесение таможенных сборов, а также выполнение сопутствующих регламентированных требований технического характера.

Специфика транспортировки определенных категорий товарной продукции в контексте таможенного регулирования:

  1. В рамках таможенного законодательства существует ряд исключений из стандартной процедуры транзита. Товары, прибывшие на территорию Таможенного Союза и покинувшие её через идентичный пункт таможенного контроля, не подлежат оформлению по транзитной процедуре согласно нормативным актам.
  2. Законодательство Российской Федерации категорически запрещает транзитную перевозку через государственную территорию наркотических средств, веществ психотропного характера, а также их прекурсоров, представляющих собой химические соединения, потенциально применимые в синтезе психоактивных и наркотических субстанций.
  3. Определенные категории иностранной продукции не подвергаются процедуре таможенного транзита. В частности, данное исключение распространяется на товары, транспортируемые воздушными судами, совершающими международные рейсы с промежуточными, техническими или вынужденными посадками без осуществления разгрузочных операций.
  4. Товарные единицы, транспортируемые путём использования электрических магистралей для передачи энергии, исключаются из категории объектов, подлежащих транзитному режиму согласно установленным нормативным классификациям.

Проблемы перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров:

  1. Незаконный ввоз товаров. Следствием применения упрощенного порядка в отношении индивидуальных лиц является появление возможности незаконного ввоза товаров, предназначенных для личного пользования, и избегания обязательных платежей по таможенным пошлинам и налогам.
  2. Запреты и ограничения. В сфере законодательства предписаны ограничения на перевозку внутри страны и за её пределы индивидуального использования определенных видов товаров, таких как оружие для профессионального и гражданского применения, опасные отходы, наркотики, психотропные вещества, отходы и металлический лом, минеральное сырьё.
  3. Необходимость получения лицензий и/или заключений. Для завершения транспортировки определенных продуктов через границы, таких как лекарства, художественные ценности, металлы и драгоценные камни, алкоголь, специализированное оборудование для конфиденциального сбора информации, необходимо оформить специальные разрешительные бумаги.
  4. Обязательное указание в декларации. Определенные товары требуется обязательно указывать в декларации при пересечении границы. Среди таких товаров можно выделить культурные ценности, транспортные средства, редкие виды растений и животных, государственные награды, оружие, лекарственные препараты, содержащие наркотические вещества или сильнодействующие компоненты.
  5. Сложности с определением принадлежности товаров. Существуют разногласия в области определения принадлежности товаров к категории для личного пользования.
  6. Затратность времени. При проведении таможенного контроля в условиях повышенной активности пассажиров наблюдается значительное увеличение временных издержек.
  7. Неясность в оформлении заявлений. Примером служит недостаточная ясность в определении формы, которую должно принимать устное заявление от физического лица относительно товаров, подлежащих перемещению.

В Евразийском экономическом союзе создана единая система таможенного транзита, которая нормативно закреплена в Таможенном кодексе ЕАЭС. Проблемные вопросы стараются комплексно рассматривать и дорабатывать совместно с уполномоченными органами государств-членов Союза, а также с представителями бизнеса.

Оптимизация процесса таможенного транзита включает в себя вопросы упрощения процедур, гарантирования оплаты таможенных сборов, обмена информацией между участниками процесса и таможенными службами [5, с. 52]. Можно предложить следующие направления совершенствования:

  1. Автоматизация таможенных операций. Применение современных технологий, включая машинное обучение, для повышения эффективности работы органов контроля. Например, внедрение системы автоматизированной генерации электронных транзитных документов, что приводит к сокращению времени ожидания продукции в процессе таможенного транзита.
  2. Модернизация пунктов пропуска. Создание условий для безостановочного движения транспортных средств при перемещении товаров низкого уровня риска через пункт пропуска.
  3. Внедрение электронного документооборота. Это позволяет сократить время на принятие и одобрение таких форм обеспечения, как договор поручительства и банковская гарантия.
  4. Развитие института уполномоченного экономического оператора. Создание безопасных цепей поставок на основе международных соглашений о взаимном признании уполномоченных экономических операторов.
  5. Создание единой системы транзита. Сопряжение транзитной системы Союза с транзитными системами стран европейского региона Всемирной таможенной организации.
  6. Совершенствование процедуры таможенного транзита также может включать совершенствование нормативно-правового регулирования, например, приведение действующего федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в соответствие с нормами международного таможенного права.

Заключение. Процедура таможенного транзита направлена на облегчение и ускорение перевозки товаров через границы различных стран, минуя дополнительные финансовые и временные затраты. Она подразумевает следующие этапы: подачу заявки на таможенный транзит; представление на таможенный контроль транспортного средства, груза и соответствующих документов; проверку транспортного средства и груза на предмет наличия запрещенных товаров; заполнение таможенной декларации и оплату соответствующих сборов и налогов; получение разрешения на таможенный транзит и начало перевозки; сопровождение груза и транспортного средства таможенными службами до момента покидания таможенной территории; представление груза и транспортного средства на таможенный контроль при выезде из таможенной зоны.

Различные виды транспорта могут быть использованы для осуществления таможенного транзита, включая морской, авиационный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Для избегания возможных штрафов и задержек необходимо строго соблюдать все требования таможенного законодательства и процедур выбранной страны.

Список литературы

  1. Алексеева Е.В., Трутнева Н.Ю., Кучерявенко А.К. Транспортно-логистическое сотрудничество в ЕАЭС: условия и перспективы // Естественно-гуманитарные исследования. - 2021. - № 38 (6). - С. 39-45.
  2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020: ред. от 04.10.2022 № 8-ФКЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк. «Российское законодательство (Версия Проф)».
  3. Лесь А.А. Применение цифровых технологий при таможенной процедуре таможенного транзита / А.А. Лесь // Синергия Наук. - 2022. - № 68. - С. 94-107.
  4. Ороева О.Д., Афонина А.Д. Перспективы процедуры таможенного транзита / О.Д. Ороева, А.Д. Афонина // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7. - № 4 (28). - С. 52-55.
  5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза». – Москва : Проспект, 2023.

Поделиться

118

Корнукова А. С. Таможенный режим транзита: общие положения и особенности перемещения отдельных видов товаров // Актуальные исследования. 2025. №22 (257). Ч.III. С. 29-33. URL: https://apni.ru/article/12282-tamozhennyj-rezhim-tranzita-obshie-polozheniya-i-osobennosti-peremesheniya-otdelnyh-vidov-tovarov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля