Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Управленческий подход к отбору и внедрению игровых методов в школьной образовате...

Управленческий подход к отбору и внедрению игровых методов в школьной образовательной организации

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

управленческий поход
планирование и отбор
мотивация и поддержка
оценка рисков
управление рисков

Аннотация статьи

В статье раскрываются особенности управленческого подхода к отбору и внедрению игровых методов в школьной образовательной организации. Рассматриваются принципы, этапы и критерии управленческого анализа при интеграции игровых технологий в учебный процесс. Подчёркивается роль руководителя образовательной организации в создании условий для эффективного использования игровых методов: обеспечение методической поддержки педагогов, ресурсное сопровождение, мониторинг результатов. Анализируются управленческие решения, направленные на соответствие игровых форм обучения целям образовательной программы, возрастным особенностям учащихся и профессиональной компетентности учителей. Статья акцентирует внимание на стратегическом значении игровых методов как инструмента повышения качества образования, вовлечённости школьников и развития инновационной школьной среды.

Текст статьи

Внедрение новых педагогических технологий, таких как игровые методы обучения, требует активной управленческой позиции администрации школы. Чтобы игровые технологии прижились и принесли пользу, нужна целенаправленная работа руководства образовательной организации – от планирования инноваций до создания условий для их устойчивого применения. Рассмотрим, как администрация может системно подойти к отбору и внедрению игровых методов.

Планирование и стратегический отбор игровых технологий

На первом этапе руководство школы должно включить внедрение игровых методов в стратегический план развития образовательной организации. Это означает:

  • Анализ потребностей: определить, для решения каких задач требуется усиление методического арсенала за счет игр (повышение мотивации учащихся, улучшение результатов по определенным предметам, развитие УУД и т. д.).
  • Изучение лучших практик: проанализировать уже существующий опыт применения игровых технологий – как внутри школы (у отдельных педагогов-энтузиастов), так и во внешней среде (опыт других школ, рекомендации методистов). На основе этого выбрать те игровые методики, которые соответствуют контексту школы.
  • Планирование ресурсов: заложить необходимые ресурсы для реализации выбранных методов время на подготовку уроков-игр, средства на приобретение игр или лицензий программного обеспечения, возможно, привлечение экспертов для обучения персонала.
  • Нормативное оформление: отразить элементы новой методики в программе развития школы, учебном плане или рабочих программах. Это закрепит серьезность намерений и создаст основу для последующего контроля.

Четкое планирование помогает избежать стихийности: игровые методы будут внедряться не хаотично, а целенаправленно, исходя из приоритетных целей школы.

Мотивация и поддержка педагогов

Через такие меры учителей применять новые подходы. Администрация должна активно вовлекать педагогический коллектив:

  • Информирование и убеждение: на педагогических советах и методических совещаниях разъяснить пользу игровых технологий. Руководитель приводит данные исследований о влиянии игр на успеваемость и мотивацию, демонстрирует успешные примеры. Важно преодолеть возможный скепсис, показать, что игры – это не «развлечение вместо урока», а современный инструмент обучения.
  • Обучение и обмен опытом: организовать для учителей тренинги, мастер-классы по игровым методам. Можно пригласить методиста или опытных педагогов, уже применяющих игры, чтобы они поделились практическими приемами. Полезны внутренние семинары, где учителя совместно разрабатывают сценарии уроков-игр.
  • Создание группы энтузиастов: поддержать инициативных учителей, заинтересованных в геймификации. Например, назначить школьного координатора по игровым технологиям из числа педагогов, кто будет помогать коллегам в освоении методики, курировать первые пробы.
  • Мотивационные стимулы: включить критерии инновационной активности (в том числе использование игровых методов) в систему поощрений 3 педагогов. Это могут быть грамоты, благодарности, положительный учет при аттестации. Важно, чтобы учителя чувствовали: их усилия по освоению новой технологии замечены и ценятся руководством.
  • Методическое сопровождение: обеспечить учителей необходимыми материалами – сборниками игр, методическими рекомендациями, доступом к электронным образовательным ресурсам. Администрация может развивать школьную методическую копилку, где будут накапливаться разработанные сценарии игр по разным предметам.

Через такие меры формируется благоприятная среда, в которой педагоги мотивированы и способны внедрять игровые методы, чувствуя поддержку со стороны руководства.

Оценка рисков и контроль внедрения

Любое нововведение связано с рисками, и задача администрации – предусмотреть их и минимизировать:

  • Постепенное внедрение: целесообразно начать с пилотного проекта. Например, выбрать несколько классов или предметов, где группа подготовленных учителей опробует игровые формы обучения. Это уменьшит риски неудачи на масштабном уровне и позволит отработать методику.
  • Мониторинг и обратная связь: руководство должно следить за ходом внедрения. Регулярно собирается обратная связь от учителей-экспериментаторов: что удалось, с какими проблемами столкнулись (нехватка времени на уроке, трудности с дисциплиной, проблемное оборудование и т. д.). Также полезно получать отзывы учащихся и родителей о новых формах занятий.
  • Оценка результатов: важно сравнить ожидаемые эффекты с фактическими. Администрация совместно с методической службой разрабатывает критерии оценки – например, изменение уровня вовлеченности учеников, динамика успеваемости, случаи улучшения поведения на уроке. Если цель внедрения была, скажем, повысить мотивацию к изучению языка через игровые приемы, можно замерить увеличение доли активного участия учеников на уроках иностранного языка, рост посещаемости факультативов и т. п.
  • Управление рисками: на основе мониторинга выявляются потенциальные проблемы. Например, риск, что чрезмерное увлечение играми снизит дисциплину или приведет к недоученному материалу. Администрация должна заранее установить рамки: регламентировать, сколько времени игровой деятельности отводится в уроке, как обеспечивается достижение планируемых результатов урока наряду с игрой. Другой риск – отсутствие заинтересованности у части педагогов. Его снижают за счет адресной работы: если учитель испытывает трудности, ему предоставляют наставника, помогают спланировать игровой урок.
  • Корректировка курса: управленческий подход подразумевает гибкость. По итогам пилотного внедрения руководство анализирует, достигнуты ли поставленные цели. Если какие-то методы не оправдали ожиданий, принимается решение либо скорректировать технологию, либо выбрать иной подход. Успешные наработки, напротив, тиражируются на всю школу.

В заключение управленческий подход к внедрению игровых методов представляет собой цикл: планирование – реализация – оценка – корректировка. Проактивная позиция администрации, поддержка педагогов и продуманное управление рисками позволяют инновациям укорениться. В результате школа получает обновленный, более увлекательный учебный процесс без ущерба для качества образования, а учащиеся – новые возможности для эффективного и мотивирующего обучения.

Список литературы

  1. Зайцева М.И. Методика использования игровых технологий в образовательной деятельности. – М.: Академия, 2023.
  2. Иванова Е.В., Климова А.С. Игровые технологии как средство формирования универсальных учебных действий. – Казань: Изд-во Казанского пед. университета, 2023.
  3. Копцева Н.П. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2023.

Поделиться

65

Хвостов И. В. Управленческий подход к отбору и внедрению игровых методов в школьной образовательной организации // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12376-upravlencheskij-podhod-k-otboru-i-vnedreniyu-igrovyh-metodov-v-shkolnoj-obrazovatelnoj-organizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля