Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Эффекты применения игровых методов: возможности оценки результативности в услови...

Эффекты применения игровых методов: возможности оценки результативности в условиях школы

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

эффекты применения
использование игровых методов
результативность
управленческие решения
вовлеченность

Аннотация статьи

В статье рассматриваются эффекты применения игровых методов обучения и возможности их оценки в условиях школьной образовательной организации. Анализируются когнитивные, мотивационные, коммуникативные и личностные результаты, достигаемые учащимися при использовании различных форм учебной игры. Особое внимание уделяется проблеме объективной оценки результативности игровых подходов: предложены критерии, показатели и методы диагностики, позволяющие фиксировать изменения в учебной активности, уровне усвоения знаний, сформированности универсальных учебных действий и soft skills. Обосновывается необходимость включения оценки игровых практик в систему внутришкольного мониторинга качества образования. Статья адресована педагогам, управленцам и исследователям, заинтересованным в научно обоснованной интеграции игровых методов в школьный процесс и оценке их эффективности.

Текст статьи

Игровые технологии в образовании ценятся за их яркий мотивирующий эффект, но каждой школе важно понимать: приносят ли внедренные игровые методы реальное улучшение результатов? Чтобы ответственно управлять качеством образования, администрация и педагоги должны отслеживать и оценивать эффект от игр на уроках. Рассмотрим, какие положительные изменения могут возникать при применении игровых методов и как их можно оценить в школьной практике.

Возможные эффекты использования игровых методов

Внедрение игр в учебный процесс способно повлиять на разные аспекты школьной жизни:

  • Рост учебной мотивации. Ученики проявляют больше интереса к урокам, активнее включаются в работу. Игровой формат часто превращает рутинные задания в увлекательные вызовы, что повышает внутреннюю мотивацию учиться.
  • Повышенная вовлечённость и участие. В классе становится больше ребят, которые тянут руку, хотят выполнять задания, вступают в обсуждения. Даже более пассивные ранее учащиеся начинают проявлять активность, ведь игра создаёт безопасную и стимулирующую среду.
  • Улучшение дисциплины и атмосферы. Занятые игрой дети, как ни парадоксально, могут лучше соблюдать правила, если эти правила – часть игрового процесса. Игры часто требуют командного духа, взаимоуважения; снижается количество конфликтов, улучшается климат в классе. Вместо скуки и нарушения порядка ученики испытывают позитивные эмоции.
  • Рост качества знаний и умений. Хорошо спланированная учебная игра способствует более глубокому усвоению материала. Ученики не просто заучивают, а применяют знания на практике, что укрепляет понимание. Возможны и косвенные академические результаты: например, при повышении мотивации учащиеся лучше выполняют домашние задания и в итоге получают более высокие оценки.
  • Развитие навыков XXI века. Хотя их труднее измерить количественно, игры развивают критическое мышление, навыки общения, творчество, умение работать в команде. Эти метапредметные результаты соответствуют требованиям ФГОС и долгосрочно влияют на успех учеников.

 Важно понимать, что эффекты могут проявляться не сразу: например, дисциплина в первые занятия с игрой может даже временно ухудшиться из-за новизны, но потом улучшится по мере привыкания к формату. Поэтому оценивать результативность следует системно.

Как оценить результативность игровых методов

В условиях школы доступны различные инструменты мониторинга и оценки. Некоторые подходы к оценке эффекта игровых технологий:

  • Наблюдения и фиксация изменений. Классные 9 руководители и заместители директора по учебной работе могут регулярно посещать уроки с игровыми элементами и отмечать, как изменилось поведение и вовлечённость детей. Сравнение наблюдений «до» и «после» внедрения игр (или между параллелями, где одни учителя используют игры, а другие нет) даст качественную картину влияния.
  • Анкетирование учащихся. Можно проводить опросы среди самих школьников об их отношении к урокам с играми: стало ли им интереснее учиться, чувствуют ли они себя более мотивированными, что им нравится или мешает в таких занятиях. Высокий процент положительных ответов (например, «хочу больше таких уроков») будет сигналом успеха.
  • Анализ успеваемости и результатов обучения. Администрация изучает объективные показатели: изменения в средних оценках, результатах контрольных работ, процента успеваемости по предметам, где внедрены игры. Если по сравнению с предыдущим периодом или параллельным классом без таких методик показатели улучшились (или хотя бы не снизились при общем росте удовлетворенности), это свидетельствует о положительном влиянии. Также стоит оценивать качество знаний – например, по итогам срезовых работ выяснить, лучше ли ученики справляются с заданиями на применение знаний и творческими задачами.
  • Отслеживание дисциплинарных показателей. Учителя могут вести статистику: количество замечаний, случаев некорректного поведения на уроках до и после введения игровой методики. Если игры действительно дисциплинируют через вовлеченность, должно уменьшиться число нарушений дисциплины, опозданий, пропусков занятий.
  • Вовлечённость вне уроков. Косвенный показатель – участие школьников во внеурочной деятельности, кружках, проектах. Если игровая методика разжигает интерес к предмету, учащиеся могут чаще добровольно участвовать в олимпиадах, конкурсах, проектах по этому предмету. Рост таких инициатив можно фиксировать и связывать с влиянием новых методов обучения.
  • Обратная связь от учителей и родителей. Педагоги, проводящие игровые уроки, могут делиться своими наблюдениями: отмечают ли они, что класс стал более управляемым, мотивированным, что учащиеся лучше усваивают материал? Родители тоже способны дать ценную информацию – например, стало ли ребенку интереснее ходить в школу, рассказывает ли он дома с энтузиазмом про необычные уроки.

В процессе оценки важно сочетать количественные данные (баллы, проценты, показатели успеваемости) с качественными (мнения, описания наблюдений). Руководство школы может встроить такой мониторинг в план внутришкольного контроля: запланировать изучение влияния игровой технологии как мини-исследование на год. Например, определить целевые индикаторы (мотивация, успеваемость, дисциплина), зафиксировать их исходный уровень, а затем через полгода и год собирать информацию и делать выводы.

Полученные данные необходимо обсуждать на педагогических советах и использовать для управленческих решений. Если эффекты положительные – поддерживать и расширять практику игровых методов, распространять успешный опыт. Если же ожидаемый результат не достигнут проанализировать причины (достаточная ли подготовка учителей, правильно ли выбраны игры, не мешают ли объективные факторы) и скорректировать действия.

Таким образом, оценка результативности игровых методов – необходимая часть управления качеством образования. Систематически отслеживая влияние на мотивацию, поведение и знания учащихся, школа может убедиться, что новые методики действительно работают на благо учебного процесса, и обосновать необходимость их дальнейшего применения всем заинтересованным сторонам.

Список литературы

  1. Абрамова С.А. Современные подходы к организации учебной деятельности с элементами геймификации. – СПб.: Речь, 2022.
  2. Баранова Н.А. Дидактические игры как средство повышения учебной мотивации. – М.: Педагогическое сообщество России, 2023.

Поделиться

154

Хвостов И. В. Эффекты применения игровых методов: возможности оценки результативности в условиях школы // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12380-effekty-primeneniya-igrovyh-metodov-vozmozhnosti-ocenki-rezultativnosti-v-usloviyah-shkoly

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля