Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Игровые методы как инструмент формирования метапредметных результатов в соответс...

Игровые методы как инструмент формирования метапредметных результатов в соответствии с ФГОС

Научный руководитель

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

метапредметные результаты
ФГОС
креативность
интеграция
формирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются игровые методы как эффективный инструмент формирования метапредметных результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Анализируется потенциал различных видов учебных игр – ролевых, деловых, имитационных, настольных и цифровых – в развитии универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных и исследовательских навыков школьников. Обоснована взаимосвязь между структурой игровых методик и целевыми ориентирами ФГОС, отражающими требования к формированию регулятивных, познавательных и коммуникативных умений. Представлены примеры интеграции игровых форматов в учебные занятия и внеурочную деятельность как средство достижения метапредметных результатов. Статья адресована педагогам, методистам и управленцам, заинтересованным в использовании игровых подходов для реализации современных образовательных целей.

Текст статьи

Современные образовательные стандарты (ФГОС) определяют метапредметные результаты как важнейшую составляющую обучения. Это те умения и качества, которые выходят за рамки одного предмета: умение мыслить критически, эффективно общаться, работать в команде, творчески решать задачи, самостоятельно организовывать деятельность и др. В мировой педагогике подобный набор навыков часто называют компетенциями «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация). Игровые методы обучения обладают уникальным потенциалом для развития этих универсальных умений. Рассмотрим, как именно игры на уроках помогают формировать ключевые метапредметные результаты у школьников.

 Развитие критического мышления. Игровая деятельность часто ставит учеников в ситуацию выбора, поиска решений, сравнения вариантов – всё это стимулирует критическое мышление. Например, в стратегической образовательной игре или деловой игре дети анализируют информацию, продумывают последствия своих ходов, учатся отделять факты от предположений. Поставив гипотезу в ходе игры, они сразу проверяют её на практике и видят результат – такой опыт учит их делать выводы и замечать причинно-следственные связи. Особенно полезны игры и задания с открытым концом, где нет одного верного решения: это заставляет учащихся самостоятельно формулировать критерии успеха и критически сравнивать различные подходы. Кроме того, элемент соревнования (например, спор команд о правильном ответе) побуждает ребят критически оценивать аргументы друг друга и обоснованно отстаивать свою точку зрения.

Формирование коммуникативных навыков. Большинство игровых методов основано на взаимодействии учащихся, поэтому коммуникация развивается естественным путём. В процессе игры школьники активно обмениваются информацией: задают вопросы, объясняют что-то товарищам, договариваются о правилах или тактике. Например, в ролевой игре по литературе ученик должен убедительно проговорить роль персонажа, а его одноклассники – внимательно слушать и реагировать. В командных играх (спортивные игры, командные викторины) дети учатся ясно излагать свои мысли, аргументировать, а также выслушивать партнёров. Игра предоставляет безопасную площадку для отработки общения – если допущена ошибка в коммуникации, её последствия не так страшны, и ребёнок делает выводы, как лучше выразиться в следующий раз.

 Умение работать в команде. Этот метапредметный результат требует опыта совместной деятельности – и игры отлично для этого подходят. В командных играх школьники распределяют роли, помогают друг другу, вместе стремятся к победе. Они учатся ответственности перед коллективом: понимают, что их вклад важен для общего успеха. Например, при разработке группового проекта-игры (скажем, создать настольную игру по экологии) дети планируют работу, делят задачи, поддерживают отстающих – всё это непосредственно тренирует навыки командной работы. Игра также учит лидерству и умению подчиняться в зависимости от ситуации: сегодня один ученик капитан команды, а завтра – исполнителя, и оба опыта ценны для формирования гибкости в совместной деятельности.

 Развитие креативности. Игровой формат по своей сути предполагает элемент воображения и эксперимента. В игре можно пробовать нестандартные подходы без боязни ошибки – ведь всё происходит в условной ситуации. Многие игровые задания специально требуют творческого подхода: придумать сюжет, решить задачу необычным способом, импровизировать. Например, драматизация исторического события позволяет ученикам творчески переосмыслить материал, а игра «Изобрети новый гаджет» на уроке технологии напрямую стимулирует генерацию идей. Через игру дети раскрывают свою фантазию, учатся генерировать варианты и смотреть на проблему под разными углами. Даже в, казалось бы, сугубо академической игре (например, математической) может присутствовать элемент творчества – поиск собственного способа решения, альтернативного хода.

Следует отметить, что игры способствуют и другим универсальным учебным действиям. Соблюдение правил игры, планирование стратегии, рефлексия после завершения – всё это развивает регулятивные навыки: умение организовывать свою деятельность, контролировать эмоции, анализировать свой опыт. Таким образом, игровой метод действует комплексно, затрагивая разные грани метапредметных результатов.

Вывод: интеграция игровых методов в уроки помогает школе выполнить требования ФГОС по формированию универсальных учебных действий. В игре школьники одновременно познают мир и самих себя: учатся мыслить критически и творчески, общаться и сотрудничать. Эти навыки станут фундаментом их дальнейшего обучения и успешной жизни, а игровой подход делает процесс формирования метакомпетенций увлекательным и естественным для детей.

Список литературы

  1. Вербицкий А.А., Лобода А.В. Контекстное и игровое обучение в цифровой образовательной среде. – М.: Юрайт, 2023.
  2. Гордеева Т.О. Внутренняя мотивация в обучении: теория и практика. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022.

Поделиться

45

Хвостов И. В. Игровые методы как инструмент формирования метапредметных результатов в соответствии с ФГОС // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12383-igrovye-metody-kak-instrument-formirovaniya-metapredmetnyh-rezultatov-v-sootvetstvii-s-fgos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля