Главная
АИ #24 (259)
Статьи журнала АИ #24 (259)
Психодиагностические методы изучения социального нарциссизма в студенческом возр...

Психодиагностические методы изучения социального нарциссизма в студенческом возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

социальный нарциссизм
психодиагностика нарциссизма
подростки
студенческий возраст
методы изучения

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию социального нарциссизма, как одной из актуальных проблем психологии молодежи, и описывает психодиагностические методы, используемые для его выявления среди студентов. В последние годы интерес к нарциссизму, особенно в контексте молодежной субкультуры и образовательной среды, значительно возрос, что обусловлено изменениями в социальных и культурных условиях жизни студентов. Основная мысль статьи заключается в том, что социальный нарциссизм – это не только индивидуальная характеристика, но и социальное явление, оказывающее влияние на межличностные отношения и самоидентификацию молодых людей. Автор подчеркивает, что точное выявление этого феномена требует использования специальных психодиагностических инструментов, которые позволяют оценить уровень нарциссизма и его проявления в различных социально-коммуникативных контекстах.

Текст статьи

Введение

В современном обществе все больше усиливаются тревожные тенденции искажения ценностей и нравственных ориентиров, а люди все чаще испытывают депрессию, стресс и перепады настроения. Все это происходит на фоне улучшения качества медицинского обслуживания, повышения доступности информации о психологических проблемах и самой психологической помощи.

Причинами таких негативных явлений становится ряд факторов, составляющих современный образ жизни: перенасыщенность информации, увеличение разрыва в финансовых доходах между разными слоями населения (и что более важно – открытая демонстрация этого, заметная практически во всех странах), а также стирание грани между социальными классами (что вынуждает искать другие способы заявить о себе). Эти и другие факторы меняют отношение общества к критериям оценки личности. В результате возникает новое явление: социальный нарциссизм.

В связи с этим, данная тема с каждым годом становится все более актуальной – социальный нарциссизм становится нормой, приносящей проблемы как тем, кто становится участником этой «гонки за социальным одобрением», так и тем, кто просто наблюдает. Социальный нарциссизм не всегда имеет первопричиной нарциссизм личный – что усложняет решение данной проблемы и требует разработки методик, позволяющих дифференцировать социальный и личный нарциссизм, и уже на основе полученных данных проводить психотерапевтическую работу.

Понятие нарциссизма

Нарциссизм – это один из трех типов «темной триады» личности, и как считает ряд исследователей – наименее негативный (если оценивать социальный вред). Анализ этого явления в литературных источниках приводит к порой противоречивым данным, однако можно выделить некоторые наиболее признанные аспекты: нарциссизм может быть грандиозным и скрытым, нарциссизм сочетается с эгоизмом, нарциссизм формируется под влиянием внешних факторов, возникновение нарциссизма может быть как в детстве, так и во взрослом возрасте, разновидностей нарциссизма несколько (в соответствии с источником: например, ипохондрический, статусный или ориентированный на внешность) [26].

Нарциссизм, по мнению О. Remberg, может быть как «нормальным», так и «паталогическим». Здоровый нарциссизм важен для личности, т. к. способствует сохранению средней и высокой адекватной самооценки. Любовь к себе, основанная на адекватных суждениях и оценке своих качеств, важна для гармонии личности, позволяя поддерживать свою самооценку независимо от мнения других [23, с. 5-12].

Патологический нарциссизм – это расстройство личности, при котором у людей наблюдается ненормальная любовь к себе и к другим, а также внутренними проблемами [18, 67-80; 21, с. 18-35]. Именно об этом типе нарциссизма и пойдет речь в данном исследовании.

Во многих источниках отмечается, что нарциссы имеют низкую эмпатию и практически не способны к сопереживанию. Однако это не верно. Эмпатия при нарциссизме возможна, так же как и альтруизм, хотя в некоторых случаях такое просоциальное поведение направлено на получение эгоистичной выгоды: одобрения, похвалы, составления хорошего образа. Это обусловлено тем, что нарциссы хоть и нуждаются в восхищении со стороны других, однако искренность этого восхищения не столь важна.

Окружающих же личность с нарциссизмом воспринимает либо адекватно, либо преувеличивая. Нарциссическая личность имеет трудности в восприятии себя, но оценка окружающих проводится по внешним параметрам – тем же самым, которые доступны остальным [8, с. 525-538].

В данном исследовании изучается такой аспект нарциссизма как его проявления в обществе. Безусловно, перечисленные выше характеристики и особенности восприятия других – влияют и на поведение в обществе. Однако наиболее ярким проявлением нарциссизма все же является самопрезентация (хвастовство), иногда переходящее в обман. Именно самопрезентация отражает восприятие (отношение) других, стремления личности и собственно, тип нарциссизма.

Проявления социального нарциссизма

Нарциссизм личный иногда может распространяться за пределы самой личности, тогда речь идет о социальном нарциссизме. Долгое время это явление практически не изучалось, а важную работу по переносу идей о нарциссизме личности из психотерапевтического в социальное пространство, произвел немецкий психоаналитик, социальный психолог и философ Эрих Фромм [19].

Однако последующее развитие идеи привело к тому, что в понятие «социального нарциссизма» стало включаться все больше теорий. Наиболее распространенным пониманием является то, которое подразумевает проявление личного нарциссизма в широких масштабах. Т. е. нарциссизм проявляется массово, даже у тех людей, которые изначально не имели такой черты. Основной причиной социального нарциссизма в данном случае становится культура общества, мода [5, с. 835-839; 20, с. 382-388].

Стремление к самовыражению в современном обществе приобрело массовый характер и невольно тоже способствует нарциссизму. Так, Ж. Липовецки пишет: «…изобилие спектаклей, выставок, интервью; слова, не имеющие ни для кого никакого значения…; речь идет совсем о другом – о возможности и желании… высказываться – ни о чем, ради самого себя, зато услышать свои слова, усиленные средствами массовой информации. Сообщение ради сообщения, самовыражение ради того лишь, чтобы выразить самого себя и убедиться, что тебя слушает хотя бы микроаудитория… нарциссизм потворствует…логике пустоты» [10, с. 31]. Кроме высказываний (в том числе и формате постов) широко распространена и «селфи-культура» – самый простой и доступный способ «показать себя» и получить реакцию окружающих. В мире современных технологий социальные сети (а также блоги, форумы) стали инструментом, с помощью которых социальные нарциссы проявляют себя. Так как поведение человека с нарциссизмом направлено на подтверждение собственной ценности, то социальные сети в этом случае очень удобны возможностью самостоятельно определять и фильтровать информацию, которую человек хочет донести окружающим. Эта информация должна быть положительной, интересной, направленной на получение только желаемых оценок. Такой принцип создает чувство безопасности, защиты от нежелательной критики. Итак, социальные сети в значительной степени влияют на рост нарциссизма [1, с. 105-112; 22, с. 6-9].

Как и личный нарциссизм, социальный тоже проявляется в завышенных самооценках, в субъективных ощущениях своей значимости и неповторимости, в высокой социальной статусности, особой привилегированности – но это достигается уже при (некорректном) сравнении себя с другими. Поскольку общество потребления создает и внедряет в массовое сознание установки по типу «чем больше, тем лучше», социальный нарциссизм становится проявлением такого мышления, а также адаптации в таком обществе (попытка получить одобрение, уважение или хотя бы не выделяться негативно на фоне других) [12, с. 2-8].

Получается, что социальный нарциссизм – не всегда настоящий. Иногда это вынужденное поведение, основанное на опасениях неодобрения обществом. Другая причина – подмена ценностей, утрата человеком чувства реальности, когда вымысел и переживаемые чувства обретают черты настоящих, а цели – ложных.

Социальный нарциссизм хорошо отвечает идее «казаться, а не быть»: общество оценивает человека с точки зрения его имущественной и финансовой состоятельности, а сам человек получает удовольствие от обладания собственностью, т. к. в этом проявляется факт его самоидентификации – социальной, экономической и т. д. [6, с. 161-169].

Впрочем, явление социального нарциссизма, хоть и имеет массовый характер, все же затрагивает не всех людей. В одном из зарубежных исследований было выявлено, что социальный нарциссизм наиболее заметно проявляется у личностей с грандиозным нарциссизмом – они более склонны вести социальные сети, больше нуждаются во внимании и могут преувеличивать свои достижения. При скрытом нарциссизме (более уязвимая группа) социальный нарциссизм проявляется меньше. Также в исследовании было отмечено, что явление социального нарциссизма характерно для многих стран, но выражено неравномерно и может отличаться даже в пределах одной страны (в разных этнических группах) [2, с. 48-60; 30, с. 200-212].

Эмпирическое исследование социального нарциссизма

Для проведения исследования была выбрана группа студентов в возрасте 18–20 лет, всего 30 человек. Всем участникам исследования было предложено пройти 3 теста:

1) «Нарциссический опросник личности» (NPI), разработанный Р. Раскиным и Х. Терри в 1988 году, для измерения нарциссизма как свойства личности в социально-психологических исследованиях [27]. Опросник основан на критериях нарциссического расстройства личности из DSM-III, но не является диагностическим инструментом для NPD, а предназначен для исследования субклинического или обычного выражения нарциссизма.

Опросник состоит из 40 пар утверждений, между которыми нужно выбрать наиболее подходящий. В результате можно получить данные по одной общей шкале (уровень нарциссизма) и 7 дополнительным шкалам (авторитет, демонстративность, превосходство, избранность, использование людей, самодостаточность, тщеславие).

Методика была выбрана по причине своей информативности по проявлениям нарциссизма: как личного (шкалы использование людей, авторитет и самодостаточность), так и социального (демонстративность, превосходство, избранность и тщеславие).

2) «Коллективный нарциссизм» (в адаптации М. О. Романовой, 2022) [15, с. 201-220]. Методика изначально была разработана А. Голек де Завала и коллегами [31, с. 1074] с опорой на уже существующие опросники для измерения личного нарциссизма. Авторами были использованы утверждения, которые соответствуют ключевым аспектам личного нарциссизма, но при этом могут быть перенесены на групповой уровень.

Опросник краткий, состоит всего из 9 утверждений, на которые нужно ответить «да» или «нет». Необходим для оценки степени проявления национального нарциссизма, отражающего подверженность массовой культуре/идеологии, что характерно и при социальном нарциссизме.

3) Опросник «Самопрезентации в социальной сети» М. Мичикяна (в адаптации Д. Корниенко, Н. Рудновой, 2021) [28]. Изначально методика была разработана для оценки презентации пользователей в одной зарубежной соцсети, а затем адаптирована на все социальные сети. Опросник позволяет оценить проявление «Реалистичного-Я» и «Фальшивого-Я». Содержит 11 утверждений, которые нужно оценить по шкале от 1 до 5. Опросник хорошо отражает стремление пользователя приукрасить свой образ (способности, внешность, образ жизни) для других людей, а также указывает на разницу между фальшивым образом и реальным.

Полученные результаты обрабатывались, анализировались и представлены в форме таблиц.

Обсуждение результатов

Результаты исследования по методике «Нарциссический опросник личности» выявили, что в группе участников есть те, у кого результаты по шкале нарциссизма на низком уровне (4 человека), среднем (16 человек) и высоком (10 человек). В соответствии с такими данными, все участники были распределены на 3 группы для удобства последующего анализа результатов по двум методикам.

Важно отметить, что при среднем и высоком уровне по общей шкале нарциссизма, результаты по остальным шкалам не всегда были также на среднем и высоком. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике NPI

 

Низкий уровень (4 человека)

Средний уровень (16 человек)

Высокий уровень (10 человек)

Авторитет

4

6.4±0.5

7.3±0.6

Демонстративность

2

2.5±0.5*

6.7±0.6

Превосходство

1

3.1±0.5*

4.6±0.5

Избранность

3.5±1

3±0.6*

4.2±0.2

Использование людей

1

2.2±0.5*

3

Самодостаточность

4.5±1.5

4.2±0.6

3.1±0.5*

Тщеславие

1.5±0.5

1.8±0.3

2.3±0.7

Обозначения: * – р<0.05.

Так, были выявлены средние уровни по шкалам «авторитет», «демонстративность», «избранность», «самодостаточность» и «тщеславие» в группе с низким уровнем нарциссизма. Низкие же результаты в этой группе были лишь по шкалам «превосходство» и «использование людей».

В группе с высоким уровнем нарциссизма был отмечен средний уровень по шкалам «использование людей» и «самодостаточность». А в группе со средним уровнем нарциссизма – высокий уровень по шкалам «авторитет» и «самодостаточность».

image.png

Рис. 1. Диаграмма на основе результатов исследования уровня нарциссизма.

Ввиду небольшой выборки в группе с низким уровнем нарциссизма (4 человека) статистический анализ по критерию Манна-Уитни был возможен лишь между 2 группами (со средним и высоким уровнем). В ходе анализа были получены следующие результаты:

  • уровень демонстративности существенно выше в группе с высоким уровнем нарциссизма, по сравнению с группой со средним уровнем нарциссизма;
  • уровень превосходства немного выше в группе с высоким уровнем нарциссизма, по сравнению с группой со средним уровнем нарциссизма;
  • уровень избранности немного выше в группе с высоким уровнем нарциссизма, по сравнению с группой со средним уровнем нарциссизма;
  • степень склонности к использованию людей немного выше в группе с высоким уровнем нарциссизма, по сравнению с группой со средним уровнем нарциссизма;
  • а уровень самодостаточности немного выше в группе со средним уровнем нарциссизма, по сравнению с группой с высоким уровнем нарциссизма.

По шкалам «авторитет» и «тщеславие» значимых различий между группами не выявлено.

Следующий этап – анализ результатов по методике «Коллективный нарциссизм». Все ответы были распределены также по группам для наглядности.

Таблица 2

Результаты исследования по методике М. Романовой

 

Низкий уровень (4 человека)

Средний уровень (16 человек)

Высокий уровень (10 человек)

Я хотел бы, чтобы другие группы признавали авторитет россиян

Да – 100%

Да – 100%

Да – 100%

Россияне заслуживают особого отношения

Да – 50%

Нет – 50%

Да – 75%

Нет – 25%

Да – 20%

Нет – 80%

Я буду доволен только тогда, когда мы, россияне, получим признание, которого заслуживаем

Нет – 100%

Да – 75%

Нет – 25%

Нет – 100%

Я настаиваю, чтобы россияне получали должное уважение от других людей

Да – 100%

Да – 100%

Да – 60%

Нет – 40%

Меня очень злит, когда другие люди критикуют россиян

Да – 100%

Да – 75%

Нет – 25%

Нет – 100%

Если бы россияне имели больше влияния, мир стал бы лучше

Да – 100%

Да – 100%

Да – 20%

Нет – 80%

Лишь немногие люди по-настоящему понимают значимость россиян

Да – 100%

Да – 25%

Нет – 75%

Да – 20%

Нет – 80%

Люди часто не понимают истинную ценность россиян

Да – 50%

Нет – 50%

Да – 50%

Нет – 50%

Да – 20%

Нет – 80%

Как видно из таблицы, чаще всего соглашались с утверждениями участники из группы с низким уровнем нарциссизма. И хотя выборка в данной группе очень мала (4 человека), тем не менее можно сделать вывод об очень высоком уровне коллективного нарциссизма. В группе же с высоким уровнем нарциссизма наоборот, низкий уровень коллективного нарциссизма (по 6 из 8 утверждениям – 80–100% негативные ответы).

Полученные данные несколько противоречат литературным, где отмечается склонность к коллективному нарциссизму у личностей с высоким уровнем личного нарциссизма. В данном же исследовании участники со склонностью к демонстративности, чувством собственного превосходства и исключительности, показывают преимущественно отрицательное отношение к своей стране/нации, что, вероятно, указывает на стремление выделить себя от остального общества.

В группе же со средним уровнем нарциссизма коллективный нарциссизм выражен умеренно: только на 1 утверждение из 8 преимущественно негативный ответ, еще на 1 утверждение мнения разделились поровну. Т. е. в данной группе нет ни выраженного стремления «подчеркнуть свою обособленность от нации», ни «сверхзначимости» (их результаты по шкалам «избранность» и «демонстративность» имеют сходный уровень с группой с низким уровнем нарциссизма).

Последний этап – анализ результатов по методике «Самопрезентации в социальной сети». Результаты также представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты исследования по методике М. Мичикяна

 

Низкий уровень (4 человека)

Средний уровень (16 человек)

Высокий уровень (10 человек)

Я-реальное

23±1

25.4±0.9

24.2±0.6

Я-фальшивое

7±2

14.6±0.5*

20.3±0.8

Обозначения: * – р<0.05.

Итак, можно заметить, что во всех группах средние значения по шкале «Я-реальное» примерно одинаковы. Т. е. большинство участников считают, что в своих соцсетях они показывают свой настоящий образ жизни, свои реальные качества. Большинство не стесняется своих убеждений и интересов, считают себя разносторонней личностью.

Однако результаты по шкале «Я-фальшивое» указывают, что это едва ли справедливо в отношении участников из групп со средним и высоким уровнем нарциссизма. Из возможных 25 баллов ими набрано 14.6 и 20.3, соответственно. Это больше половины, что означает довольно высокий уровень фальши в своем образе, демонстрируемом окружающим.

image.png

Рис. 2. Диаграмма на основе результатов исследования самопрезентации в сети

Сравнение по критерию Манна-Уитни выявило статистически значимые различия: в группе со средним уровнем нарциссизма степень фальшивой самопрезентации меньше, чем в группе с высоким уровнем нарциссизма, что в целом закономерно.

Дополнительно был проведен корреляционный анализ по коэффициенту Спирмена. Выявлено, что с повышением общего уровня нарциссизма повышается и уровень фальшивой самопрезентации (корреляция прямая и статистически достоверная). Для реальной самопрозентации корреляция не выявлена. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты исследования по корреляционному анализу данных с использованием коэффициента Спирмена

 

Я-реальное

Я-фальшивое

Уровень нарциссизма

0.187

0.562*

Обозначения: * – р<0.05.

Итак, полученные по трем методикам данные, позволили выявить, что у большинства студентов, принявших участие в исследовании, средний или высокий уровень личного нарциссизма. При этом повышение уровня личного нарциссизма не стало причиной высокого же уровня коллективного нарциссизма, скорее наоборот. А вот обман при самопрезентации в сети оказался ожидаемо выше в группе с высоким уровнем личного нарциссизма.

Однако такие выводы нельзя считать однозначными. Так, коллективный нарциссизм может проявиться на уровне малой группы (например, своей студенческой или всего факультета), даже если коллективный нарциссизм на уровне нации не выражен.

Точно также и соотношение реального и фальшивого образа в сети – не является единственным способом оценки социального нарциссизма, т. к. опросник слишком короткий и не отражает многие другие аспекты. Например, поведение вне соцсети, а также частоту использования социальных сетей, эмоции, мотивацию и другое.

Таким образом, существующие опросники могут быть использованы для изучения социального нарциссизма, но недостаточно подробны, что позволяет выявить лишь некоторые аспекты. Основываясь на полученных результатах, можно сформулировать некоторые рекомендации для исследования социального нарциссизма:

  1. Психодиагностические методы изучения социального нарциссизма должны включать в себя анализ поведения в реальной жизни и онлайн, т. к. социальный нарциссизм не заканчивается в Интернете.
  2. Применение тестов на выявление нарциссического расстройства личности целесообразно для диагностики первопричины социального нарциссизма и может быть полезно в терапевтической работе.
  3. Оценка склонности к коллективному нарциссизму должна проводиться комплексно – на примере большой и малой группы, т. к. механизмы их возникновения разные, а причины общие.
  4. Необходимо учитывать возрастные особенности исследуемых - в студенческом возрасте некоторые черты поведения, которые могут расцениваться как нарциссические, являются нормой и могут постепенно заменяться на более сдержанные. Для уточнения необходимо создание либо расширенных версий привычных опросников, либо авторских анкет, дополняющих опросники.
  5. В случае выявления признаков социального нарциссизма, целесообразна оценка психоэмоционального состояния и скрытой мотивации, т. к. социальный нарциссизм может быть вынужденным (желание вести себя так же, как знакомые, подражание).

Заключение

В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Большинству (86%) студентам были присущи черты нарциссизма. Наиболее высокие результаты были по шкале «авторитет», а наиболее низкие по шкалам «использование людей» и «тщеславие».
  2. Повышение общего уровня нарциссизма способствовало большей выраженности фальшивого Я-образа в социальных сетях, но никак не влияло на реальный Я-образ.
  3. Повышение общего уровня нарциссизма снижало уровень коллективного нарциссизма на примере большой группы (нации).
  4. Существующие опросники имеют очень упрощенный набор утверждений, не позволяющий комплексно оценить уровень и проявления социального нарциссизма. Использованные же опросники позволили выявить лишь одно из его проявлений – в сфере онлайн.

Таким образом, гипотеза исследования о том, что существующие психодиагностические методы не отражают современных тенденций и не подходят для качественного изучения социального нарциссизма, подтверждена.

Список литературы

  1. Будовская Ю.В. Эгоизм как движущая сила пользовательской активности в социальных медиа и социальных сетях / Ю.В. Будовская // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2011. – № 2. – С. 105-112.
  2. Григорьев Д.С. От патриотизма к политическому тоталитаризму: роль коллективного нарциссизма / Д.С. Григорьев // Психологический журнал. – 2020. – № 4 (40). – С. 48-60.
  3. Джонасон П. Возраст и Темная триада: снижение показателей черт Темной триады и увеличение их согласованности на протяжении жизни / П. Джонасон // Психологические исследования. – 2015. – Т.8, вып. 43.
  4. Егорова М.С. Меняются ли показатели Темной триады с возрастом? / М.С. Егорова, О.В. Паршикова и др. // Психологические исследования. – 2015. – Т.8, вып. 43.
  5. Зотов А.М. Индивидуальный и общественный нарциссизм в работах Эриха Фромма / А.М. Зотов // Человек в информационном обществе: сб. материалов второй междунар. науч.-практ. конф., посвящ. десятилетию науки и технологий в Рос. Федерации. – Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2023. – С. 835-839.
  6. Ильин А.Н. Концепт безудержного потребления (структурный анализ) / А.Н. Ильин // Общественные науки и современность. – 2012. – № 2. – С. 161-169.
  7. Калабекова С.В. Пространство ценностей эпохи консюмеризма / С.В. Калабекова // Психология и Психотехника. – 2015. – № 8. – С. 814-822.
  8. Корниенко Д.С. Психометрические характеристики «короткого опросника темной триады» / Д.С. Корниенко, Ф.В. Дериш // Вестник пермского университета. – 2019. – № 4. – С. 525-538.
  9. Корниенко Д.С. Черты темной триады и отношение к образу пользователя социальной сети / Д.С. Корниенко, Н.А. Стряпунина // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2021. – № 4. – С. 643-653.
  10. Липовецки Ж. Эра пустоты: эссе о современном индивидуализме / Ж. Липовецки. – СПб.: ВЛАДИМИР ДАЛЬ, 2001.
  11. Напсо М.Д. Социальный нарциссизм Ж. Липовецки и общество потребления / М.Д. Напсо // Философская мысль. – 2016. – № 8. – С. 75-81.
  12. Напсо М.Д. Концепция социального нарциссизма Э. Фромма и современность / М.Д. Напсо // Известия Северо-Кавказской государственной академии. – 2019. – №1(19). – С. 2-8.
  13. Напсо М.Д. Общество потребления и театрализация современной жизни / М.Д. Напсо // Психология и психотехника. – 2015. – № 12. – С.1220-1233.
  14. Польская Н.А. Нарциссические черты личности и их взаимосвязь с разными аспектами самоотношения в молодежной выборке / Н.А. Польская, Ю.А. Соловьянова // Клиническая и специальная психология. – 2019. – Т.8, № 4. – С. 74-92.
  15. Романова М.О. Адаптация шкалы коллективного нарциссизма на российской выборке / М.О. Романова, А.А. Иванов, Н.И. Богатырева и др. // Социальная психология и общество. – 2022. – Т. 13, № 3. – C. 201-220.
  16. Рубцов А. Идеологи и нарциссы. Мифы всемогущества: рецидивы, обострения, эпидемии / А. Рубцов // Vox. Философский журнал. – 2018. – № 25. – С. 236-252.
  17. Скорев В.А. Нарциссическая культура в действии: власть, общество, безопасность, самоопределение / В.А. Скорев // Идеи и идеалы. – 2022. – Т. 14, № 1-1. – С. 214-229.
  18. Соколова Е.Т. Нарциссизм как клинический и социокультурный феномен / Е.Т. Соколова // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – С. 67-80.
  19. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности; пер. с нем. Э.М. Телятниковой. – М.: АСТ, 2015. – 618 с.
  20. Херрманн П. Социальный нарциссизм – как общество подталкивает нас переоценивать свои возможности, оставляя многих позади / П. Херрманн, М.А. Юдина // Уровень жизни населения регионов России. – 2021. – Т. 17, № 3. – С. 382-388.
  21. Холмогорова А.Б. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян // Консультативная психология и психотерапия. – 2004. – Т. 12, № 1. – С. 18-35.
  22. Чикалина В.А. Анализ влияния социальных сетей на рост нарциссизма / В.А. Чикалина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 8 (36). – С. 6-9.
  23. Шабукаева М.Р. Изучение взаимосвязей коллективного нарциссизма и личностных особенностей студентов / М.Р. Шабукаева // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. – 2023. – Т. 6, № 1. – С. 5-12.
  24. Эфиров С.А. Социальный нарциссизм. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.agitclub.ru/gorby/homosovet/efirov.htm.
  25. Ember.int. Нарциссизм. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://emberint.ru/articles/narcissism/.
  26. Большая Российская энциклопедия. Нарциссизм. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bigenc.ru/c/nartsissizm-b05138.
  27. Психологические тесты онлайн. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psytests.org/darktriad/npi40.html.
  28. Психологические тесты онлайн. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psytests.org/cyber/osvss.html.
  29. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition. Arlington, VA: American Psychiatric Association, 2013. – 947 p.
  30. Gnambs T. Narcissism and Social Networking Behavior: A Meta-Analysis / T. Gnambs, M. Appel // Journal of Personality. – 2018. – № 86(2). – P. 200-212.
  31. Golec de Zavala A. Collective narcissism and its social consequences / A. Golec de Zavala, A. Cichocka, R.Eidelson et al. // Journal of personality and social psychology. – 2009. – V. 97, № 6. – P. 1074.

Поделиться

5

Цыплухина Е. А. Психодиагностические методы изучения социального нарциссизма в студенческом возрасте // Актуальные исследования. 2025. №24 (259). URL: https://apni.ru/article/12417-psihodiagnosticheskie-metody-izucheniya-socialnogo-narcissizma-v-studencheskom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (259)

Прием материалов

14 июня - 20 июня

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

9 июля