Главная
Конференции
Инновации в гуманитарных науках: новые перспективы и методы исследования
Детское наставничество как эффективный метод развития социальных навыков у детей...

Детское наставничество как эффективный метод развития социальных навыков у детей дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

дошкольник
детское наставничество
социальные навыки
эмоциональное развитие
педагогическая поддержка

Аннотация статьи

В статье рассматриваются важные аспекты в создании системы работы по организации детского наставничества в детском саду.

Текст статьи

В последние годы все больше внимания уделяется развитию социальных навыков у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов для решения данных задач является организация детского наставничества.

Детское наставничество – это система взаимодействия между детьми одного или разного возраста, при которой, дети помогают друг другу адаптироваться к новым условиям, обучают их определенным навыкам и способствуют их социальному и эмоциональному развитию.

Наставничество, организованное в формате «ребёнок-ребёнок», создаёт условия для эффективной социализации детей разного возраста, в том числе с ОВЗ, формирования толерантной образовательной среды. Такой формат организации наставничества доступен и на уровне дошкольного образования, ведь уже в старшем дошкольном возрасте ребята способны заняться социально – значимой деятельностью, они осознают рост своих достижений, стремятся быть полезным, проявить заботу и поддержать младших.

Для успешной реализации детского наставничества необходимо учитывать несколько важных аспектов в создании системы работы в данном направлении:

  1. Подбор пар «наставник-наставляемый»;
  2. Определение задач и целей наставничества;
  3. Педагогическое сопровождение наставничества;
  4. Оценка результатов.

Остановимся более подробно на каждом из аспектов.

Подбор пар «Наставник-наставляемый»

Подбор пар должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы старший ребенок был готов взять на себя ответственность за младшего, а младший чувствовал доверие и комфорт рядом со старшим.

Для успешного выполнения роли наставника в детском саду необходимы определенные личностные качества и навыки. Эти качества помогают эффективно взаимодействовать с наставляемыми, оказывать им поддержку и способствовать их развитию. Вот некоторые ключевые характеристики, которые важны для ребенка-наставника:

  1. Терпение. Работа с маленькими детьми требует большого терпения. Младшие дети могут быть медленными, часто отвлекающимися или непослушными. Наставник должен уметь сохранять спокойствие и выдержку даже в сложных ситуациях.
  2. Эмпатия. Способность понять чувства и переживания другого человека крайне важна. Эмпатичный наставник сможет лучше понять потребности и страхи младших детей, что позволит ему эффективнее помогать им.
  3. Ответственность. Наставник должен быть надежным и готовым брать на себя обязательства. Он должен помнить о своей роли модели для подражания и всегда вести себя ответственно.
  4. Коммуникативные навыки. Умение ясно и доступно объяснять, слушать и понимать – важнейшие качества для наставника. Он должен уметь находить общий язык с наставляемыми детьми, используя понятный и доступный для них язык.
  5. Доброжелательность. Дружелюбие и открытость создают атмосферу доверия и комфорта. Доброжелательный наставник легко находит контакт с младшими детьми и помогает им чувствовать себя уверенно.
  6. Самоконтроль. Важно уметь контролировать свои эмоции и реакции, особенно в стрессовых ситуациях. Самообладание помогает наставнику оставаться спокойным и уравновешенным, что служит хорошим примером для младших детей.
  7. Творческий подход. Креативность и умение придумывать интересные и увлекательные способы объяснения нового материала делают процесс обучения более эффективным и интересным для младших детей.
  8. Способность к обучению. Хороший наставник постоянно стремится к саморазвитию и совершенствованию своих навыков. Он учится на собственном опыте и опыте других, чтобы становиться лучшим в своей роли.
  9. Справедливость. Справедливый подход к решению конфликтов и распределению задач помогает создать доверительную и равноправную атмосферу в отношениях с наставляемыми детьми.
  10. Уверенность в себе. Уверенный в своих силах наставник способен вдохновлять и мотивировать наставляемых детей. Его уверенность передается окружающим и помогает детям поверить в свои возможности.
  11. Энтузиазм. Энтузиазм и позитивный настрой заразительны. Наставник, который сам увлечен процессом, легче вовлекает младших детей в совместную деятельность и делает её интересной и приятной.

Эти качества формируют основу для успешного выполнения роли наставника в детском саду. Они помогают создать благоприятную среду для развития наставляемых детей, способствуют их социальной адаптации и укреплению уверенности в себе.

Определение задач и целей наставничества

Задачи могут варьироваться от простых (например, помощь в одевании или кормлении) до более сложных (обучение играм, совместная творческая деятельность). Цели должны быть реалистичными и достижимыми, чтобы оба участника процесса чувствовали успех и удовлетворение. Цели и задачи детского наставничества неоднократно упоминались коллегами в предыдущих выступлениях, поэтому перейдем к следующему аспекту

Поддержка педагогов

Педагоги играют ключевую роль в организации и контроле процесса наставничества. Они должны помогать детям находить общий язык, разрешать конфликты и поддерживать мотивацию участников, стремление заниматься наставничеством как социально-значимой деятельностью.

При организации процесса наставничества рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Общение должно вызывать положительные эмоции и у наставников, и у наставляемых и восприниматься ими как яркое, интересное событие.
  • Общение наставников и наставляемых должно быть регулярным. Регулярный график встреч и занятий, поможет детям чувствовать стабильность и поддержку.
  • Наставники и наставляемые должны общаться исключительно добровольно.
  • Общение должно быть связано с конкретным делом, понятным и интересным всем детям.
  • Содержание общения должно постепенно усложняться.

Оценка результатов

Регулярная оценка прогресса позволяет корректировать процесс наставничества и улучшать его эффективность. Важно воспитывать у детей готовность доводить дело до конца, склонность к анализу и самоанализу деятельности, умение представить результат своей деятельности.

Система наставничества в детском саду – это мощный инструмент для всестороннего развития детей. Она способствует улучшению социальных навыков, укреплению межличностных связей и созданию благоприятной атмосферы в группе. Правильная организация и контроль этого процесса помогут достичь высоких результатов и сделать пребывание детей в детском саду максимально полезным и приятным.

Список литературы

  1. Алдатова Е.В. Реализация наставничества между возрастными группами ДОУ через проект «Содружество» / Е.В. Аладатова, А.М. Нехорошева, Н.А. Николаева, Т.П. Шестакова. – Текст // Молодой учёный. – 2022. – № 47 (442). – С. 385-386.
  2. Петрига Н.Е. Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта / Н.Е. Петрига. – Текст // Молодой учёный. – 2023. – № 14 (461). – С. 310-312.

Поделиться

53

Зверева С. А. Детское наставничество как эффективный метод развития социальных навыков у детей дошкольного возраста // Инновации в гуманитарных науках: новые перспективы и методы исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12487-detskoe-nastavnichestvo-kak-effektivnyj-metod-razvitiya-socialnyh-navykov-u-detej-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля