Для современной системы дошкольного образования проблема адаптации детей к условиям новой группы детского сада является актуальной. Изучению специфики данного вопроса посвятили свои исследования В. Н. Белкина [1], Н. Д. Ватутина [2], А. С. Галанов [3], О. И. Давыдова [4] и др. Вместе с тем, неокончательно решенной продолжает оставаться задача создания психолого-педагогических условий, способствующих безболезненной адаптации детей не только раннего, но и среднего дошкольного возраста в детском саду, что обусловлено существующей во многих детских садах практикой перевода детей в возрасте четырех лет в другую группу к другим воспитателям (например, в логопедическую группу) или неготовностью родителей отдать ребенка в детский сад в более раннем возрасте. В частности, необходимым остается поиск средств нивелирования и профилактики негативных последствий адаптационного процесса, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, определение возможности учета их возрастных и индивидуальных особенностей в адаптационный период, отбор содержания и форм совместной работы педагогов и родителей по вопросам адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО).
Применительно к детям раннего и дошкольного возраста, поступившим в дошкольную образовательную организацию, термин «адаптация» большей частью принято использовать в социальном аспекте. В этом контексте понятие «адаптация» понимается как способность ребенка изменять свое поведение в зависимости от новых условий.
Л. Д. Столяренко [5] понимает адаптацию как процесс ввода человека в новую среду и приспособление к условиям выделяет три фазы адаптации детей к детскому саду: острую, подострую и стадию компенсации, а Г. А. Урунтаева [6] различает три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую.
Характер адаптации ребенка зависит от состояния здоровья, его умения общаться со взрослыми и сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, индивидуальных особенностей.
Учитывая вышеизложенное на базе детского сада, было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление и обоснование психолого-педагогических условий адаптации детей среднего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации при переходе из младшей группы в среднюю, что сопровождается сменой педагогов, группы и специфики образовательного процесса.
Результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о наличии у педагогов дошкольной образовательной организации определенного опыта по созданию психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации детей среднего дошкольного возраста в детском саду. В частности, анализ педагогической документации и анкетирование педагогов показали, что основными задачами в работе с детьми в адаптационный период выступают стимулирование познавательной активности, воспитание самостоятельности, поощрение инициативности и общительности детей со сверстниками, формирование игровых умений. Особенность планирования работы с детьми в адаптационный период выражается в проведении специальных адаптационных игр (подвижные игры, игры с песком и водой), проводимых как на участке во время прогулки, так и в группе.
Результаты диагностики адаптированности детей среднего дошкольного возраста к детскому саду и анкетирования родителей показали, что у 19% воспитанников отмечается тяжелое протекание адаптационного периода. По утрам эти дети громко и долго плачут. По словам родителей, слезы начинаются с момента выхода из дома, по дороге в садик. Их трудно уговорить зайти в группу, педагоги часто просто «отрывают» детей от родителей и на руках вносят в группу. Во время завтрака и обеда дети лишь соглашаются попить компот и съесть кусочек хлеба. К занятиям эти дети не проявляют интереса, сверстников избегают.
50% воспитанников продемонстрировали адаптацию средней степени тяжести. В ходе наблюдений за этими детьми, было выявлено неустойчивое настроение (с утра плачут, а когда родители уходят, дети успокаиваются и начинают играть), снижение аппетита. Во время бодрствования они достаточно активны, но еще не способны общаться с педагогами, особенно на занятиях.
Детей, легко и безболезненно адаптировавшихся к детскому саду, выявлено 31%. Для них характерно желание самостоятельно есть, одеваться и раздеваться. Поведение воспитанников уравновешенное, они спокойно и радостно общаются со сверстниками, с интересом занимаются различными видами художественной деятельности. Дошкольники достаточно активны, но не возбуждены.
Кроме того, анализ показателей адаптированности детей позволяет сделать вывод о существенных индивидуальных различиях протекания адаптационного периода. Наиболее выраженные отличия наблюдаются в уровне эмоционального фона, контактов с окружающими, познавательной деятельности, аппетите детей в детском саду. Именно они стали наиболее значимыми для определения течения и степени тяжести адаптации воспитанников среднего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации (ДОО).
Эти данные послужили основанием для разработки и апробации программы психолого-педагогического сопровождения детей среднего дошкольного возраста в период адаптации в ДОО «Детский сад ждет ребят!». Данная программа направлена на создание психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации детей среднего дошкольного возраста в детском саду при переходе в среднюю группу.
Технология психолого-педагогического сопровождения новых воспитанников в адаптационный период в соответствие с программой включает два этапа:
- подготовительный, направленный на привлечение родителей к созданию благоприятной среды в семье, способствующей укреплению резервных возможностей детского организма в период адаптации к новым условиям;
- основной, содержанием которого стали мероприятия, направленные на установление доверительных отношений ребенка к незнакомым взрослым (воспитателям группы) и особенностям образовательного процесса.
Данные этапы реализуются с учетом следующих условий:
- Предварительное прогнозирование особенностей протекания адаптации детей среднего дошкольного возраста к ДОО: на подготовительном этапе психолого-педагогического сопровождения новых воспитанников средней группы в адаптационный период, одно из приоритетных направлений которого заключается в составлении прогностической карты адаптации на основе наблюдения за детьми и анкетирования родителей (наблюдение за детьми осуществляют педагоги группы, анкетирование проводит педагог-психолог);
- Взаимодействие воспитателей и родителей по вопросам адаптации детей в дошкольной образовательной организации: еще до прихода новых воспитанников в группу с родителями проводятся такие мероприятия как индивидуальное консультирование на темы: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ребенок 4-го года жизни, каков он?»; оформление информационного листа «Алгоритм прохождения адаптации», памятки «Советы маме и папе по подготовке ребенка к детскому саду»;
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе: педагог-психолог проводит специально подобранные игры, направленные на смягчение процесса адаптации детей к новой группе в ДОО. Среди них игры, направленные на сплочение коллектива («Мячик», «Прогулка в осенний лес», «Солнышко и дождик»), игры, направленные на нивелирование чувства страха в общении с малознакомыми взрослыми («Иди ко мне», «Пришел Петрушка», «Хоровод», «Догонялки»), игры, способствующие формированию навыков самообслуживания («Приведи куклу в порядок», «Оденемся на прогулку»).
Таким образом, разработка и внедрение программы психолого-педагогического сопровождения детей среднего дошкольного возраста «Детский сад ждет ребят!» способствует успешной адаптации воспитанников при переходе из младшей в среднюю группу ДОО.