Развитие инновационной экосистемы и модернизация местного самоуправления привели к формированию в России наукоградов – уникальных территориальных кластеров, интегрирующих научный потенциал, высокотехнологичные производства и эффективные модели муниципального управления.
Термин «наукоград» вошел в научный оборот в переломный 1991 год, в период системной трансформации советской государственности. Его появление хронологически совпало с процессом, когда статус ранее закрытых административно-территориальных образований начал рассекречиваться, что вызвало необходимость в новых терминах для описания городов с высокой концентрацией научно-промышленного потенциала.
Историко-научный анализ позволяет установить приоритет С. П. Никанорова и Н. К. Никитиной в концептуализации данного термина, который был впервые применен в рамках исследования социально-экономических особенностей г. Жуковского [5, с. 148].
Официальное определение термина «наукоград Российской Федерации» (далее – наукоград) было закреплено в системе правового регулирования с принятием Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 70-ФЗ). Согласно закону, наукоград – это городской округ с развитым научно-техническим потенциалом и градообразующим научно-производственным комплексом (далее – НПК). НПК наукограда представляет собой совокупность организаций, ведущих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, а также осуществляющих экспериментальные разработки, испытания и подготовку кадров, ориентированную на приоритетные направления научно-технологического развития [1].
В соответствии с Федеральным законом № 70-ФЗ, присвоение особого статуса наукограда осуществляется Постановлением Правительства Российской Федерации. Данный статус предоставляется муниципальным образованиям сроком на 15 лет при условии соответствия их НПК установленным законодательством критериям.
К числу ключевых требований относятся:
- Организационно-производственные критерии. На территории муниципального образования должен функционировать НПК. Разработка и утверждение стратегии социально-экономического развития, согласованной с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
- Кадровые показатели. Общая численность сотрудников научно-производственного комплекса – минимум 20% от работающего населения муниципалитета (без учета персонала инфраструктурных организаций). Доля научных работников и преподавателей в штате НПК – не ниже 20%.
- Производственно-экономические параметры. Доля высокотехнологичной и инновационной продукции в общем объёме производства должна достигать не менее 50%.
Важно отметить, что все указанные показатели рассчитываются в совокупности для всего муниципального образования, что обеспечивает комплексную оценку его научно-производственного потенциала.
Согласно нормативным требованиям, муниципальное образование должно обладать развитой научно-производственной базой, соответствующей стратегическим направлениям научно-технологического развития Российской Федерации [3].
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1306 от 4 ноября 2003 года, город Мичуринск Тамбовской области наделен статусом наукограда до 31 декабря 2027 года [2]. Федеральный орган исполнительной власти, наделённый соответствующими полномочиями Правительством Российской Федерации, ежегодно проводит мониторинг хода реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
В 2024 году НПК наукограда Мичуринск включал восемь организаций, среди которых – одно высшее учебное заведение. В него вошли:
- «Федеральный научный центр имени И. В. Мичурина» (ФГБНУ);
- «Мичуринский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО);
- АО «Мичуринский завод «Прогресс»;
- АО «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем»;
- ООО «Нефтемаш-Сервис»;
- ООО «Научно-производственное предприятие «Наука и серийный выпуск»;
- ООО Научно-производственный центр «Агропищепром»;
- ООО «Экспериментальный центр «М-Конс-1».
Данные организации формируют целостный научно-производственный кластер, сочетающий фундаментальные исследования, прикладные разработки и промышленное производство. Особенностью структуры является преобладание предприятий агропромышленного профиля, что соответствует специализации региона и научному наследию И.В. Мичурина. Присутствие в составе комплекса высшего учебного заведения обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для научной и производственной деятельности.
Согласно отчету о выполнении плана мероприятий, в 2024 году в наукограде Мичуринск было реализовано 36 стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территории. Однако анализ представленных данных свидетельствует, что не все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме. Отмечается частичное несоответствие достигнутых результатов целевым показателям стратегии развития муниципального образования, обладающего статусом наукограда Российской Федерации [4].
Выявленные недочеты в реализации программы требуют корректировки управленческих подходов и усиления межведомственного взаимодействия для полного достижения установленных стратегических ориентиров.
В таблице (табл.) представлены ключевые показатели деятельности НПК наукограда Мичуринск за 2024 год.
Таблица
Показатели деятельности НПК наукограда Мичуринск в 2024 году
Показатель | Значение |
Общее количество организаций НПК | 8 |
Среднесписочная численность работников | 5 772,6 чел. |
Численность научных работников (исследователей) | 963 чел. |
Численность профессорско-преподавательского состава (ППС) | 285 чел. |
Общий объем произведенных товаров, работ и услуг | 20 361 879,60 тыс. руб. |
Затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства | 907 341,00 тыс. руб. |
Таблица позволяет наглядно сравнить ключевые экономические и кадровые показатели, демонстрирующие вклад Мичуринска в развитие научно-технологического потенциала региона. Значительная доля профессорско-преподавательского состава (около 5% от общего числа работников) свидетельствует о ярко выраженной образовательной составляющей в деятельности комплекса. Данный факт объясняется наличием в структуре НПК Мичуринского государственного аграрного университета – важного кадрового ресурса для всего региона.
Проведённое исследование позволяет сделать ряд важных выводов о перспективах сохранения статуса наукограда за Мичуринском. Анализ показал, что, несмотря на устойчивость существующего научно-производственного комплекса, для гарантированного продления статуса после 2027 года необходимо решить несколько ключевых задач. Во-первых, требуется дальнейшая оптимизация системы управления, включая совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия и контроля за выполнением стратегических инициатив. Во-вторых, особое внимание следует уделить активизации инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок.
Важно подчеркнуть, что сохранение статуса напрямую зависит от строгого соблюдения всех установленных Федеральным законом № 70-ФЗ критериев, включая показатели кадрового потенциала, объёмов высокотехнологичной продукции и научно-исследовательской активности. Положительная динамика по этим направлениям, подтверждённая данными ежегодного мониторинга, станет основой для принятия решения о продлении статуса на следующий 15-летний период.
Таким образом, хотя текущее состояние НПК Мичуринска в целом соответствует предъявляемым требованиям, для обеспечения долгосрочной устойчивости развития наукограда необходимо продолжать работу по всем ключевым направлениям, уделяя особое внимание повышению эффективности управления и инновационной составляющей деятельности научно-производственного комплекса.