Главная
Конференции
Инновации в гуманитарных науках: новые перспективы и методы исследования
Наукоград Мичуринск: анализ соответствия законодательным критериям и перспективы...

Наукоград Мичуринск: анализ соответствия законодательным критериям и перспективы сохранения статуса

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

наукоград
Мичуринск
муниципальное образование
научно-производственный комплекс
местное самоуправление

Аннотация статьи

В работе проанализированы характерные черты наукограда, как особого вида муниципального образования в Российской Федерации. Основное внимание уделено исследованию критериев присвоения и сохранения статуса наукограда на примере города Мичуринск Тамбовской области.

Текст статьи

Развитие инновационной экосистемы и модернизация местного самоуправления привели к формированию в России наукоградов – уникальных территориальных кластеров, интегрирующих научный потенциал, высокотехнологичные производства и эффективные модели муниципального управления.

Термин «наукоград» вошел в научный оборот в переломный 1991 год, в период системной трансформации советской государственности. Его появление хронологически совпало с процессом, когда статус ранее закрытых административно-территориальных образований начал рассекречиваться, что вызвало необходимость в новых терминах для описания городов с высокой концентрацией научно-промышленного потенциала.

Историко-научный анализ позволяет установить приоритет С. П. Никанорова и Н. К. Никитиной в концептуализации данного термина, который был впервые применен в рамках исследования социально-экономических особенностей г. Жуковского [5, с. 148].

Официальное определение термина «наукоград Российской Федерации» (далее – наукоград) было закреплено в системе правового регулирования с принятием Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 70-ФЗ). Согласно закону, наукоград – это городской округ с развитым научно-техническим потенциалом и градообразующим научно-производственным комплексом (далее – НПК). НПК наукограда представляет собой совокупность организаций, ведущих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, а также осуществляющих экспериментальные разработки, испытания и подготовку кадров, ориентированную на приоритетные направления научно-технологического развития [1].

В соответствии с Федеральным законом № 70-ФЗ, присвоение особого статуса наукограда осуществляется Постановлением Правительства Российской Федерации. Данный статус предоставляется муниципальным образованиям сроком на 15 лет при условии соответствия их НПК установленным законодательством критериям.

К числу ключевых требований относятся:

  1. Организационно-производственные критерии. На территории муниципального образования должен функционировать НПК. Разработка и утверждение стратегии социально-экономического развития, согласованной с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
  2. Кадровые показатели. Общая численность сотрудников научно-производственного комплекса – минимум 20% от работающего населения муниципалитета (без учета персонала инфраструктурных организаций). Доля научных работников и преподавателей в штате НПК – не ниже 20%.
  3. Производственно-экономические параметры. Доля высокотехнологичной и инновационной продукции в общем объёме производства должна достигать не менее 50%.

Важно отметить, что все указанные показатели рассчитываются в совокупности для всего муниципального образования, что обеспечивает комплексную оценку его научно-производственного потенциала.

Согласно нормативным требованиям, муниципальное образование должно обладать развитой научно-производственной базой, соответствующей стратегическим направлениям научно-технологического развития Российской Федерации [3].

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 1306 от 4 ноября 2003 года, город Мичуринск Тамбовской области наделен статусом наукограда до 31 декабря 2027 года [2]. Федеральный орган исполнительной власти, наделённый соответствующими полномочиями Правительством Российской Федерации, ежегодно проводит мониторинг хода реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.

В 2024 году НПК наукограда Мичуринск включал восемь организаций, среди которых – одно высшее учебное заведение. В него вошли:

  1. «Федеральный научный центр имени И. В. Мичурина» (ФГБНУ);
  2. «Мичуринский государственный аграрный университет» (ФГБОУ ВО);
  3. АО «Мичуринский завод «Прогресс»;
  4. АО «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем»;
  5. ООО «Нефтемаш-Сервис»;
  6. ООО «Научно-производственное предприятие «Наука и серийный выпуск»;
  7. ООО Научно-производственный центр «Агропищепром»;
  8. ООО «Экспериментальный центр «М-Конс-1».

Данные организации формируют целостный научно-производственный кластер, сочетающий фундаментальные исследования, прикладные разработки и промышленное производство. Особенностью структуры является преобладание предприятий агропромышленного профиля, что соответствует специализации региона и научному наследию И.В. Мичурина. Присутствие в составе комплекса высшего учебного заведения обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для научной и производственной деятельности.

Согласно отчету о выполнении плана мероприятий, в 2024 году в наукограде Мичуринск было реализовано 36 стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие территории. Однако анализ представленных данных свидетельствует, что не все запланированные мероприятия выполнены в полном объеме. Отмечается частичное несоответствие достигнутых результатов целевым показателям стратегии развития муниципального образования, обладающего статусом наукограда Российской Федерации [4].

Выявленные недочеты в реализации программы требуют корректировки управленческих подходов и усиления межведомственного взаимодействия для полного достижения установленных стратегических ориентиров.

В таблице (табл.) представлены ключевые показатели деятельности НПК наукограда Мичуринск за 2024 год.

Таблица

Показатели деятельности НПК наукограда Мичуринск в 2024 году

Показатель

Значение

Общее количество организаций НПК

8

Среднесписочная численность работников

5 772,6 чел.

Численность научных работников (исследователей)

963 чел.

Численность профессорско-преподавательского состава (ППС)

285 чел.

Общий объем произведенных товаров, работ и услуг

20 361 879,60 тыс. руб.

Затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства

907 341,00 тыс. руб.

Таблица позволяет наглядно сравнить ключевые экономические и кадровые показатели, демонстрирующие вклад Мичуринска в развитие научно-технологического потенциала региона. Значительная доля профессорско-преподавательского состава (около 5% от общего числа работников) свидетельствует о ярко выраженной образовательной составляющей в деятельности комплекса. Данный факт объясняется наличием в структуре НПК Мичуринского государственного аграрного университета – важного кадрового ресурса для всего региона.

Проведённое исследование позволяет сделать ряд важных выводов о перспективах сохранения статуса наукограда за Мичуринском. Анализ показал, что, несмотря на устойчивость существующего научно-производственного комплекса, для гарантированного продления статуса после 2027 года необходимо решить несколько ключевых задач. Во-первых, требуется дальнейшая оптимизация системы управления, включая совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия и контроля за выполнением стратегических инициатив. Во-вторых, особое внимание следует уделить активизации инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок.

Важно подчеркнуть, что сохранение статуса напрямую зависит от строгого соблюдения всех установленных Федеральным законом № 70-ФЗ критериев, включая показатели кадрового потенциала, объёмов высокотехнологичной продукции и научно-исследовательской активности. Положительная динамика по этим направлениям, подтверждённая данными ежегодного мониторинга, станет основой для принятия решения о продлении статуса на следующий 15-летний период.

Таким образом, хотя текущее состояние НПК Мичуринска в целом соответствует предъявляемым требованиям, для обеспечения долгосрочной устойчивости развития наукограда необходимо продолжать работу по всем ключевым направлениям, уделяя особое внимание повышению эффективности управления и инновационной составляющей деятельности научно-производственного комплекса.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ (ред. от 24.06.2025) «О статусе наукограда Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22630/ (дата обращения: 11.06.2025).
  2. Указ Президента Российской Федерации от 04.11.2003 г. № 1306 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области». URL: http://kremlin.ru/acts/bank/20144 (дата обращения: 14.06.2025).
  3. Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899 (ред. от 16.12.2015) «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_116178/ (дата обращения: 12.06.2025).
  4. Справка об оценке соответствия показателей научно-производственных комплексов наукоградов Российской Федерации требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 Федерального закона от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации», и достижения результатов, предусмотренных планами мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации в 2024 году от 27.05.2025. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dkdno/naukograd/ (дата обращения: 14.06.2025).
  5. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. – М: ИНИОН РАН, 1992. – 148 с.

Поделиться

37

Корнилова А. Г., Ботнев В. К. Наукоград Мичуринск: анализ соответствия законодательным критериям и перспективы сохранения статуса // Инновации в гуманитарных науках: новые перспективы и методы исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 июня 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/12533-naukograd-michurinsk-analiz-sootvetstviya-zakonodatelnym-kriteriyam-i-perspektivy-sohraneniya-statusa

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (261)

Прием материалов

28 июня - 4 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

9 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

23 июля