Главная
АИ #26 (261)
Статьи журнала АИ #26 (261)
Направления, задачи и приемы логопедической работы с детьми с расстройствами аут...

Направления, задачи и приемы логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

аутизм
формирование коммуникативных навыков
визуальные средства
коммуникация
словарный запас

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу основных направлений, задач и приемов логопедической работы с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра (РАС). В ней рассматриваются ключевые направления коррекционной деятельности, такие как развитие вербальной и невербальной коммуникации, формирование социально-коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. В статье выделены основные задачи логопеда. Подчеркивается важность индивидуального подхода в работе с детьми с РАС для достижения максимальных результатов в их коммуникативном развитии и социальной адаптации.

Текст статьи

В настоящее время в мире насчитывается более 6,5 миллиона аутистов. За последнее время рост заболевания резко увеличился. По данным Всемирной организации здравоохранения в 2019 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей. Аутизм является болезнью 21 века.

Термин «аутизм» ввел психиатр Е. Блейлер, рассматривая данное понятие как умение оторвать ассоциации от опытной данности, при этом игнорируя действительные отношения. Первоначально под аутизмом Е. Блейлер понимал особенность мышления пациентов с шизофренией, основной чертой которых был уход в себя и от реальности.

Впервые в 1943 году американский клиницист Лео Каннер описал синдром, который наблюдал в детской психиатрической практике и обозначил его как ранний детский аутизм (РДА). Ключевым нарушением он считал невозможность детей с самого рождения устанавливать отношения с окружающими людьми и правильно реагировать внешнюю ситуацию. Изначально Лео Каннер это нарушение относил к детской форме шизофрении. В дальнейшем он пришел к выводу, что данное расстройство носит самостоятельный характер. Причинами Лео Каннер считал аффективную сферу и органические нарушения. До сих пор не прекращаются споры в отношении этиологии, патогенеза, клиники, лечения, прогноза раннего детского аутизма [2, c. 5].

Расстройства аутистического спектра (РАС) – это группа сложных нейроразвитийных нарушений, характеризующихся трудностями в социальном взаимодействии, коммуникации и ограниченными или повторяющимися интересами и поведением. В современном образовании и коррекционной практике особое значение приобретает комплексный подход к развитию детей с РАС, в том числе и логопедическая работа. Логопед играет важную роль в формировании коммуникативных навыков, что является ключевым аспектом социальной адаптации таких детей. В данной статье рассмотрены основные направления, задачи и приемы логопедической работы с детьми с РАС.

1. Логопедическая работа с детьми с РАС строится по нескольким ключевым направлениям:

1. Развитие вербальной коммуникации

Основная цель – стимулировать развитие речи, расширять словарный запас, формировать умение использовать речь для общения.

Приемы:

  • узнавание предметов по их названию (игрушки, части тела, одежда, животные);
  • показ картинок с изображением предметов, относящихся к определенным категориям различающихся по признакам;
  • выполнение по инструкции действий со знакомыми предметами; вербальных инструкций с адекватным использованием звукоподражаний;
  • побуждение к высказыванию эмоциональных восклицаний, просьб;
  • развитие непроизвольного подражания – звукового и словесного;
  • соотнесение игрушек (картинок) с сопряженным, отраженным и произвольным звукоподражанием;
  • различение действий, совершаемых одним объектом; звукоподражаний с опорой на зрительное восприятие;
  • соотнесение действий и глаголов, их обозначающих;
  • выполнение инструкций, содержащих слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; – побуждение к использованию слов, состоящих из двух прямых открытых слогов;
  • автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, могу, буду); отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи (дай, на, кто, иди);
  • узнавание предмета по его словесному описанию; – экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката;
  • выработка обобщенных понятий;
  • смысловое обыгрывание слов путем включения их в различные смысловые контексты;
  • выбор правильного названия предметов среди верных и конфликтных обозначений [1, c. 44].

2. Развитие невербальных коммуникативных средств

Включает работу над жестами, мимикой, использованием альтернативных и дополнительно-коммуникативных средств (АИК), таких, как картинки, жестовые системы.

Приемы:

  • развитие понимания жестов и выразительных движений (указательный жест, кивок и покачивание головой, приглашающий жест), сочетающихся со словесной инструкцией и без нее;
  • выполнение действий по невербальной инструкции;
  • ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы;
  • моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай, на);
  • выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно;
  • выбор знака к предъявляемому жесту;
  • дополнение фразы жестом или рисованным знаком;
  • развитие мимики и жеста;
  • ситуативный диалог с использованием мимики и жестов;
  • демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить;
  • имитация выразительных движений и поведения животных в подвижных играх;
  • выполнение имитационных движений руками;
  • жестовое приветствие и прощание;
  • действия с воображаемыми предметами;
  • воспроизведение позы изображенного на картинке объекта;
  • выполнение имитационных движений [1, c. 35].

3. Коррекция нарушений восприятия и внимания. Помогает улучшить способность воспринимать речь окружающих, концентрировать внимание на важной информации.

4. Развитие социально-коммуникативных навыков. Обучение правилам этикета, умению вступать в диалог, совместной игре.

5. Формирование эмоциональной сферы. Работа над распознаванием и выражением эмоций для улучшения межличностного взаимодействия.

Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Родителей нужно учить способам привлечения внимания дошкольника, стимуляции его к развитию активного взаимодействия. Это способствует формированию эмоционального фона, социальной направленности и регуляции поведения [1, c. 28].

2. Задачи логопедической работы

В рамках указанных направлений перед логопедом стоят конкретные задачи:

  1. Диагностика уровня речевого развития. Определить текущие возможности ребенка в области речи и коммуникации.
  2. Создание индивидуальной программы коррекции. Разработать план занятий с учетом особенностей ребенка: его интересов, уровня развития и потребностей.
  3. Стимуляция речевой активности. Использовать разнообразные приемы для побуждения к произнесению звуков, слов и фраз.
  4. Обучение альтернативным способам коммуникации. Внедрять жестовые системы, карточки или электронные средства для тех детей, у которых есть трудности с вербальной речью.
  5. Развитие навыков социального взаимодействия. Обучать правилам поведения в группе, совместной игре и общению.
  6. Работа над эмоциональным состоянием ребенка. Помогать ребенку распознавать свои эмоции и выражать их адекватными средствами.

3. Приемы логопедической работы

Для достижения поставленных задач используют разнообразные приемы и методы:

  1. Игровая деятельность. Игра – основной способ обучения детей с РАС. Через игровые ситуации ребенок учится использовать речь в контексте интересующих его сюжетов: покупка «магазин», «семья», «путешествие. В процессе игры развиваются коммуникативные навыки, расширяется словарный запас.
  2. Использование визуальных средств. Карточки, схемы, картинки помогают ребенку понять смысл сказанного и выразить свои мысли. Особенно эффективны системы альтернативной коммуникации (например, PECS – Picture Exchange Communication System).
  3. Модельное обучение. Подача образцов правильного произношения или поведения для последующего повторения ребенком. Использование демонстрационных игр или ролей помогает закрепить навыки.
  4. Сенсорная интеграция. Работа с сенсорными материалами способствует развитию восприятия и внимания – важнейших компонентов коммуникации у детей с РАС.
  5. Работа над артикуляцией. Использование специальных упражнений для развития моторики речевого аппарата: дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика.
  6. Использование технологий. Электронные средства обучения (программы, планшеты) позволяют разнообразить занятия и повысить мотивацию ребенка к обучению.

4. Особенности организации логопедической работы

Работа с детьми с РАС требует индивидуального подхода:

  • Постепенное введение новых методов;
  • Учет особенностей сенсорной чувствительности;
  • Постоянное наблюдение за реакциями ребенка;
  • Взаимодействие с родителями для закрепления навыков дома;
  • Тесное сотрудничество с педагогами-психологами и дефектологами.

Логопедическая работа с детьми, имеющими аутистическую симптоматику, имеет ряд следующих особенностей:

  • затруднена диагностика при первичном обследовании: отмечается сложность установления эмоционального контакта, мала вероятность раскрытия всех возможностей ребенка, и в то же время, возможна их переоценка;
  • все этапы работы занимают более длительное время, ее эффективность обычно невысока, возможна потеря детьми приобретенных навыков, материал усваивается неравномерно, все это напрямую зависит от возможностей детей;
  • отмечается отсутствие мотивации к обучению или ее низкий уровень, а также сложность или невозможность произвольного сосредоточения ребенка на предлагаемых задания. Речевые навыки, полученные на занятиях, усваиваются в готовой неизменной форме и используются только в определенной ситуации без переноса усвоенного [3].

Также важно создавать спокойную атмосферу на занятиях, избегать переутомления и стрессовых ситуаций.

Логопедическая работа с детьми с РАС – это комплекс мероприятий по развитию коммуникативных навыков через системный подбор методов и приемов в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. Основные направления включают развитие вербальной и невербальной коммуникации, социально-коммуникативных навыков и эмоциональной сферы. Задачи связаны не только со стимулированием речи, но также с формированием у ребенка способности к взаимодействию в обществе.

Использование разнообразных приемов – от игровых методов до современных технологий – позволяет сделать занятия интересными и эффективными. Важнейшее условие успеха – индивидуальный подход к каждому ребенку и тесное взаимодействие специалистов с родителями.

Работа логопеда при работе с детьми с РАС требует терпения, творчества и профессионализма. Только комплексный подход поможет раскрыть потенциал каждого ребенка, обеспечить ему возможность полноценного общения и социализации в обществе.

Список литературы

  1. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 64 с.
  2. Подольская О.А., Яковлева И.В. Ранний детский аутизм: особенности и коррекция: учебное пособие. – Елец: ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», 2020 – 83 с.
  3. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/speczifika_logopedicheskoj_rabotyi_s_detmi_s_rasstrojstvom_autisticheskogo_spektra/.

Поделиться

101

Звонкова Е. С., Михайлюкова Н. А., Колесникова Ю. А. Направления, задачи и приемы логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра // Актуальные исследования. 2025. №26 (261). Ч.II. С. 54-57. URL: https://apni.ru/article/12536-napravleniya-zadachi-i-priemy-logopedicheskoj-raboty-s-detmi-s-rasstrojstvami-autisticheskogo-spektra

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа