Главная
АИ #26 (261)
Статьи журнала АИ #26 (261)
Фотография чувств: автопортрет как путь к себе в искусстве и психологии

Фотография чувств: автопортрет как путь к себе в искусстве и психологии

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

автопортрет
фотография
восприятие
тело
состояние
наблюдение
визуальное мышление
репрезентация

Аннотация статьи

В статье рассматривается автопортрет в фотографии как способ понять и показать внутреннее состояние человека. На примере работ Фрэнчески Вудман, Софи Калль и Элинор Каруччи показано, как фотография становится средством наблюдения за собой. Используя идеи философии восприятия и психологии, автор анализирует, каким образом фотографы фиксируют свои переживания через композицию, тело, свет и движение.

Текст статьи

Введение

Сегодня фотография используется не только для фиксации внешности, но и как средство обратить внимание на внутреннее состояние человека. Автопортрет становится способом визуально рассказать о том, что происходит «внутри»: о мыслях, ощущениях и восприятии себя.

Особенность современного автопортрета в том, что он чаще говорит не «вот как я выгляжу», а «вот как я себя чувствую» – через детали, свет, позу или жест. Это открывает возможности для фиксации и осознания состояния в художественной форме.

Цель статьи – показать, как фотографический автопортрет помогает человеку исследовать и выразить своё состояние.

Задачи:

  1. Рассмотреть философские и психологические подходы к восприятию изображения;
  2. Проанализировать работы трёх современных авторов (Вудман, Калль, Каруччи);
  3. Выделить визуальные приёмы, с помощью которых передаются внутренние переживания.

Новизна статьи – в исследовании фотографии как формы наблюдения и размышления о себе, в которой камера становится полем самопонимания.

Теоретическая база

Морис Мерло-Понти в книге «Феноменология восприятия» писал, что человек воспринимает себя и мир через тело. Тело не просто объект – это то, благодаря чему человек чувствует, мыслит и действует [1]. Поэтому изображение тела в автопортрете может передавать не столько внешность, сколько внутреннее состояние.

Ролан Барт в «Камере Люцида» выделяет два способа восприятия фото: studium – общее культурное понимание, и punctum – личную, трудно объяснимую деталь, которая «задевает» зрителя [2]. В автопортрете punctum – это часто небольшой элемент, который отражает состояние: направление взгляда, положение руки, свет.

С. М. Карасёва отмечает, что восприятие изображения сочетает рациональные и чувственные элементы [3]. Человек реагирует не только на сюжет, но и на ракурс, цвет, пропорции – всё это изменяет наше понимание кадра.

Джон Бергер в «Искусстве видеть» пишет, что мы воспринимаем изображение не нейтрально, а через опыт. Это особенно важно в автопортрете, где автор и зритель как бы обмениваются восприятием [4].

Методология и материал исследования

В основе анализа – наблюдение за тем, как фотограф выражает своё состояние визуальными средствами. Оценивается выбор композиции, свет, резкость, фрагментация тела и направление действия.

Материал исследования составили:

  1. Серия автопортретов Фрэнчески Вудман (1975–1981) [5];
  2. Проект Софи Калль Take Care of Yourself (2007) [6];
  3. Цикл Closer и поздние работы Элинор Каруччи [7].

Результаты и обсуждение

Фрэнческа Вудман: размытое присутствие

На фотографиях Вудман часто не видно чёткой фигуры – тело размывается, уходит в тень или исчезает в движении. Кадр построен так, будто человек уже не полностью в этом мире.

Такой образ не показывает окончательный ответ – он задаёт вопросы: Где я? Как мне себя почувствовать? Что со мной? Автопортрет становится не окончательным образом, а моментом в поиске.

Софи Калль: себя – через других

В проекте Take Care of Yourself художница показывает личное письмо 107 женщинам с разными профессиями. Каждая из них отвечает на письмо в своей профессиональной форме: анализирует, исполняет, рассматривает, оценивает.

На фотографиях изображены они, а не Калль. Но из их реакций выстраивается новый образ самой художницы. Он создаётся не через визуальное сходство, а через смыслы и чувства, которые она вызывает. Таким образом, автопортрет возникает через восприятие других людей и становится способом взглянуть на себя со стороны.

Элинор Каруччи: детали как состояние

Каруччи снимает бытовые сцены: как лежит рука на столе, как прикасаются пальцы, как выглядит тело в момент усталости или сосредоточенности. Её кадры очень близкие по расстоянию – в кадре кожа, тело, детали одежды, взгляд.

Лицо почти не показывает эмоцию, но всё остальное тело говорит. Здесь каждое положение, жест, близость работает как средство фиксации состояния. Это визуальный дневник, в котором записи делаются не словами, а кадрами.

Заключение

В современной фотографии автопортрет всё чаще отходит от изображения внешности и становится способом выразить личное состояние. Он строится не на сходстве, а на взгляде, действии, настроении. Фрэнчески Вудман важна не форма тела, а его исчезновение. Софи Калль строит автопортрет через чужие ответы. Элинор Каруччи показывает тело как способ рассказать о себе.

Образ человека в таких снимках не фиксирован – он открыт, подвижен, ищет форму. Камера становится не просто техническим устройством, а способом человека внимательнее увидеть, что он переживает.

Список литературы

  1. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. Н.А. Шевелёва. – СПб.: Наука, 2001. – 544 с.
  2. Барт Р. Камера Люцида: Заметки к фотографии / пер. с фр. А. Козулиной. – М.: Ad Marginem, 2020. – 176 с.
  3. Карасёва С.М. Психология восприятия визуального образа. – М.: Гнозис, 2019. – 248 с.
  4. Бергер Дж. Искусство видеть / пер. с англ. Е. Сусловой. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. – 160 с.
  5. Woodman F. Francesca Woodman. – San Francisco: San Francisco Museum of Modern Art; Yale University Press, 2011.
  6. Calle S. Take Care of Yourself. – Arles: Actes Sud, 2007.
  7. Carucci E. Closer. – San Francisco: Chronicle Books, 2002.
  8. Орлова Л.А. Автопортрет как способ представления субъективного опыта // Журнал визуальной культуры. – 2020. – № 2. – С. 62-68.

Поделиться

77

Семенова М. А. Фотография чувств: автопортрет как путь к себе в искусстве и психологии // Актуальные исследования. 2025. №26 (261). Ч.I. С. 50-52. URL: https://apni.ru/article/12572-fotografiya-chuvstv-avtoportret-kak-put-k-sebe-v-iskusstve-i-psihologii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа