Изучение иностранного языка в образовательных организациях среднего профессионального образования объективно стало социальным заказом общества. Сегодня возросла потребность в изучении иностранных языков, поскольку международное общение приобрело массовый характер. В современном мире стремительно растет интерес людей к изучению иностранных языков. Благодаря происходящим в обществе изменениям совершенствуется и система образования. А значит, и процесс обучения иностранным языкам в системе СПО должен соответствовать требованиям времени.
Благодаря переходу системы образования на обучение по ФГОС возросли возможности иностранного языка в решении актуальных задач современного общества, а также возросло значение образовательного, воспитательного и развивающего потенциала предмета «иностранный язык». В наши дни среднее профессиональное образование ставит приоритетной целью формирование и развитие умения у обучающихся самостоятельно ставить учебные цели, планировать, контролировать и оценивать пути их достижения. Планируемые результаты, которые развиваются и используются ребёнком, начиная с начальной школы, это и есть цель ФГОС нашего государства. Таким образом, в ходе обучения на занятиях активизируется деятельность самих обучающихся, активность их позиции на занятиях, их участие на занятии не как объекта обучения, а как субъекта учебной деятельности [6, c. 22].
Изучение иностранного языка должно быть связано с будущей профессией обучающихся и обеспечить формирование профессиональных (ПК) и общих компетенций (ОК) в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Поэтому профессиональная направленность обучения является ведущим методическим принципом, который следует учитывать и реализовывать в образовательном процессе.
В своей работе со студентами специальностей «Гостиничное дело», «Туризм и гостеприимство» я нацелена на такие основные результаты освоения дисциплины «Иностранный язык (второй)»:
- – овладение лексическим (1200–1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимых для овладения устными и письменными формами общения на иностранном языке в ограниченных ситуациях бытового и профессионального общения;
- овладение правилами ведения деловой переписки на немецком языке при оказании услуг в гостиничном сервисе;
- овладение правилами заполнения на немецком языке бланков и другой необходимой при заселении и выписке гостя документации;
- умение общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы.
Обучение иностранному языку связано с развитием, как мышления, так и с эмоциями и другими сферами личности. В методической литературе последних лет по обучению иностранным языкам подчеркивается важность и необходимость включения мотивационной и эмоциональной сфер личности обучающегося при изучении им иностранного языка. Для реализации планируемых результатов в соответствии с ФГОС необходимо выработать у учащихся устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка и иноязычным культурам, особенно это касается изучения второго иностранного языка [6, c. 34].
Очевидно, что для одних студентов изучение иностранного языка является многозначительным, важным, они мотивированы и целеустремленны, для них это способ самореализации. Для других – это тяжелая ноша, которую они вынуждены нести, испытывая безмерную скуку.
Учитывая, что сегодня немецкий язык приобрел статус второго иностранного языка в связи с вытеснением его английским, мотивация к изучению второго иностранного языка у студентов значительно снижается.
Каждый преподаватель сталкивается с данной ситуацией, и, как правило, это расценивается как неспособность учащихся изучать иностранный язык.
Но на данную ситуацию можно посмотреть по-другому, задав себе вопрос: «Методы, подходы, приемы, технологии, используемые мной на занятиях действительно эффективны, мотивируют ли они каждого студента к изучению моей дисциплины?». Ведь способность мотивировать обучающихся является ключевым навыком преподавателя. «Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения».
Итак, к основным факторам, влияющим на желание обучающихся изучать иностранный язык, относятся:
- востребованность знания языка и его значимость в современном мире;
- чувство успешности, уверенности в себе, которое появляется, когда учащиеся сознают, что есть достижения в процессе изучения иностранного языка;
- поощрение и поддержка со стороны родителей, преподавателей и однокурсников;
- интерес к образовательному процессу как таковому процессу обучения: самому предмету, формам и приемам, применяемых на занятии, личности преподавателя.
Мотивированных студентов может воспитать только мотивированный преподаватель.
То, что формирование мотивации невозможно без создания в аудитории благожелательной атмосферы энтузиазма, сотрудничества, оптимизма и веры детей в свои возможности и способности, является бесспорной истиной. Необходимо ставить перед студентами реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить такие проблемные задания, которые, в свою очередь, привели бы к успешному результату. Обязательно обращать внимание на затраченные ими усилия на выполнение задания, а не на конечный результат сам по себе; донести до сознания студента, что успех строится на неудачах.
Внедрение игровых технологий стало бесспорным фактором, способствующим формированию устойчивого интереса к изучению дисциплины «иностранный язык». Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность студентов в новизне изучаемого материла и разнообразии выполняемых упражнений.
Ролевая игра – это методический прием, являющийся одним из самых активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Эффективность обучения обусловлена, в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к изучению дисциплины. Этот методический прием очень эффективен как на начальном этапе обучения, так и на последующих. Игра должна поставить учащегося перед необходимостью мысленного усилия. Не обязательно давать студентам правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.
На специальностях «Гостиничное дело», «Туризм и гостеприимство» игра (проигрывание ситуаций) – действительно эффективнейший прием для освоения языкового минимума и погружения в профессиональную атмосферу.
Современное занятие невозможно представить без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а в преподавании иностранного языка – это один из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса. Именно ИКТ позволяет разнообразить формы работы, сделать занятие более интересным и гораздо запоминающимся. Широкое распространение получило использование презентаций, компьютерного тестирования, электронных учебников, видеороликов на иностранном языке. В целях формирования у обучающихся устойчивой мотивации к изучению иностранного языка современному преподавателю необходимо эффективно применять ИКТ в учебном процессе.
При использовании групповых технологий происходит интенсификация процесса изучения иностранного языка, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости. В групповой работе обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта, творческих способностей. Студенты, работая в группе, пытаются совместно выполнить поставленную задачу, что формирует навыки работы в команде. Эффективна также методика работы студентов в парах при изучении текстового, лексического материала, решении коммуникативных задач, активизации и закреплении лексического и грамматического материала.
Технология коммуникативного обучения иностранному языку – обучение на основе общения – позволяет овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе. Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку.
Технология дифференцированного обучения направлена на такие формы, при которых каждый студент работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность. Очень важно опираться на принцип дифференцированного подхода, который предусматривает использование заданий дифференцированной степени сложности. Поэтому на каждом занятии используется дидактический материал разной сложности. Использовать такие задания можно на разных этапах занятия, а также при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи. И это дает ощутимый образовательный результат. Одним из эффективных способов формирования положительной мотивации к обучению иностранного языка является приобщение обучающихся непосредственно к культуре народа – носителя языка. Преподаватель иностранного языка – это, прежде всего, знаток иноязычной культуры, задача которого заключается в формировании к ней интереса у обучающихся. Один из способов решения – это изучение литературного и песенного наследия страны изучаемого языка. Исполнение песен на иностранном языке, инсценировка стихов, песен, сказок являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. Поэзия дает огромный импульс творческому воображению студентов и обладает огромным потенциалом эмоционального воздействия.
Метод проектов в своей работе я использую как самый эффективный при работе со студентами специальностей «Гостиничное дело», «Туризм и гостеприимство».
Проектная методика, основателем которой был Дж. Дьюи, американский психолог, философ и педагог, также является универсальной технологией формирования устойчивой положительной мотивации к обучению, в том числе и иностранному языку, а также способствует развитию личности обучающихся. Проектная методика (от лат. projectus – брошенный вперед) – или метод проектов – одна из современных технологий обучения, основанная на моделировании социального взаимодействия в малой группе в ходе учебного процесса. Под проектом понимается самостоятельная планируемая и реализуемая на иностранном языке работа [1, с. 23].
Проект в рамках современного занятия – это продукт сотрудничества и сотворчества студентов и преподавателя. Вовлечение обучающихся в творческий процесс, который, в свою очередь, ведёт к созданию чего-то действительно нового, ранее не существовавшего, действительно интересен для студентов ввиду возрастных особенностей, поэтому подобного рода задания выполняются учащимися с огромным интересом и энтузиазмом. Любой проект нацелен на результат – создание продукта, а продуктивные умения есть венец процесса обучения. Создание продукта требует большой энергозатратной подготовительной работы и одновременно даёт волю буйству фантазии студентов. Процесс обучения в рамках проекта носит активный и коммуникативный характер. Активный, потому что учащиеся сами решают, что написать, что использовать, как представить. Коммуникативность проектной деятельности заключается в возможности использовать свои знания для решения реальных коммуникативных задач [4, c. 26].
К примеру, на изучение темы «Прибытие гостей в отель» отводится семь занятий, где мы реализуем все этапы проекта: на подготовительном формулируем проблему темы, цель, задачи по её решению; на организационном выбираем наиболее подходящие методы работы, определяем источники необходимой информации, планируем деятельность и распределяем работу по группам; на деятельностном осуществляется непосредственная работа над проектом; на заключительном происходит представление полученных результатов, их анализ, отмечаются успехи и неудачи, обсуждаются перспективы дальнейшего развития проекта [3, с. 25].
После определения цели, задач, методов и приемов реализации проекта студенты знакомятся с лексикой и грамматикой, необходимых для изучения данной темы, учатся заполнять формуляры на прибывшего гостя, читать информацию на визитных карточках гостей, тренируют диалогическую речь по темам: «Встреча гостей, заранее бронировавших/ не бронировавших гостиничный номер», «Показ номера гостю». В качестве продукта проводим открытое занятие-деловую игру «Прибытие гостей в отель», где студенты представляют свои умения и навыки по освоению данной темы [2, с. 30].
На заключительном этапе проекта возможно также проведение конкурсов (конкурс формуляров, буклетов о работе гостиницы, программ городской экскурсии и т. д.).
В заключение отмечу, что формирование мотивации к обучению – процесс долгий, требующий систематической, целенаправленной и длительной работы преподавателя и студентов. Впереди много нового и неизученного, новые методики и эксперименты. Заинтересовать студента своей дисциплиной, помочь ему осознать собственный смысл в изучении иностранного языка – главная задача преподавателя на сегодняшний день.