Возбуждение дел об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности представляет собой специфический юридический процесс, который требует особого подхода из-за правового статуса субъектов правонарушения, наличия деловой репутации и сложной системы регулирующих норм. Дела в этой категории чаще всего возбуждаются на основании результатов проверок, проводимых органами государственного контроля и надзора, а также по инициативе самих участников рыночных отношений или СРО. Таким образом, сбор доказательств носит более сложный и объемный характер по сравнению с типичными административными делами [1, с. 388-391].
Рассмотрением правонарушений в предпринимательской деятельности занимаются строго определённые органы, обладающие специальной компетенцией в своих отраслях. Это обусловлено тем, что предметом рассмотрения становятся сложные экономические и технологические процессы, требующие не только правовой, но и технической или финансовой экспертизы.
С момента возбуждения дела предприниматель имеет право на ознакомление со всеми материалами проверки, а также на подачу письменных возражений и представление доказательств. Это особенно важно в условиях, когда нарушение может быть связано с бухгалтерским учетом, соблюдением технических регламентов, исполнением лицензионных требований или договорных обязательств. Все объяснения, показания и документы, представленные лицом, подлежат обязательному приобщению к материалам дела и правовой оценке [3, с. 215-217].
Саморегулируемые организации в предпринимательской сфере выполняют не только функции объединения профессиональных участников рынка, но и возложенные законом полномочия по контролю за соблюдением стандартов и требований членами этих организаций.
Одной из особенностей участия СРО является их способность применять внутренние меры дисциплинарного воздействия – замечания, предупреждения, штрафы, приостановление права участвовать в тендерах, а также исключение из членов СРО. Исключение из СРО может привести к утрате права на осуществление деятельности в определённых сферах (например, в строительстве, оценочной деятельности, аудите), что приравнивается по значимости к приостановлению лицензии. СРО также обязаны в рамках своих полномочий проводить проверки деятельности членов, оформлять акты, фиксировать нарушения и направлять информацию в надзорные органы. Также СРО имеют возможность выступать в качестве экспертных организаций – предоставлять заключения по вопросам, связанным с нарушениями своих стандартов и регламентов. Такие заключения могут приобщаться к материалам административного дела и учитываться при принятии решения о мере наказания [1, с. 388-391].
Сам процесс отличается более высоким уровнем формализации, а санкции, применяемые по результатам рассмотрения, могут носить комплексный характер и затрагивать не только финансовую сферу, но и функционирование бизнеса в целом. Рассмотрение дела происходит уполномоченным должностным лицом или органом, в компетенцию которого входит применение соответствующих санкций.
Ошибочная квалификация действия как, например, обычного нарушения условий договора, а не как административного правонарушения, может привести к отмене решения вышестоящей инстанцией или судом. Дополнительную сложность создаёт наличие смежных составов правонарушений. В таком случае требуется не только возбуждение административного дела, но и направление материалов в органы предварительного расследования [6, с. 211-214].
В современных условиях значительную роль в выявлении и пресечении правонарушений играют механизмы межведомственного взаимодействия между государственными органами и саморегулируемыми организациями. Эта практика основана на принципе субсидиарности, при котором часть функций государственного контроля передается профессиональным объединениям, обладающим отраслевой экспертизой и близкими связями с участниками рынка. В свою очередь, государственные органы запрашивают информацию у СРО, привлекают их специалистов в качестве экспертов, используют внутренние регламенты СРО для оценки нарушений.