Главная
АИ #26 (261)
Статьи журнала АИ #26 (261)
Современные проблемы применения мер административной ответственности в области о...

Современные проблемы применения мер административной ответственности в области организации дорожного движения

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

административная ответственность
организация дорожного движения
правонарушения
КоАП РФ
безопасность дорожного движения

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию актуальных проблем применения мер административной ответственности в области организации дорожного движения в Российской Федерации. Рассматриваются пробелы в законодательстве, противоречия в правоприменительной практике, а также предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и повышения эффективности контроля за соблюдением правил дорожного движения.

Текст статьи

Современные проблемы применения мер административной ответственности как тема для научного исследования актуальны, поскольку влияют как на безопасность дорожного движения, так и на правоприменение в этой сфере.

Во-первых, увеличение объемов автомобильного движения требует постоянного усовершенствования законодательства и механизма его применения. Каждый год на дорогах наблюдается рост числа транспортных средств, что увеличивает вероятность дорожно-транспортных происшествий. В условиях современного города, где активно развиваются транспортные системы и инфраструктура, важно иметь четкие, эффективные и справедливые механизмы административной ответственности для обеспечения безопасности всех участников дорожного движения.

Во-вторых, распространение новых технологий, таких как системы видеонаблюдения и автоматизированные камеры регистрации нарушений, создает уникальные возможности для более серьезного контроля за соблюдением правил дорожного движения. Однако это также порождает вопросы о правомерности и обоснованности применения таких мер. Существует необходимость в законодательном урегулировании использования технологий для контроля, чтобы избежать избыточной административной нагрузки на водителей и защитить их права. Кроме того, что автомобилей на дорогах становится больше, меняются технические и технологические возможности. Помимо более совершенных приборов фиксации нарушений, более современными становятся и автомобили, которые оснащаются множеством современных систем, а кроме того, все большее распространение получают технологии помощи водителя, когда управление осуществляется частично или полностью компьютером. Достижения науки и техники нашли свое отражение и при создании транспортных средств и иных средств передвижения, к которым можно отнести мопеды, скутеры, монобайки, сегвеи, лонгборды, джамперы, электровелосипеды, мотоскейты, электросамокаты, фэтбайки, гироскутеры, моноколеса и многие другие. Управляя средствами передвижения, которые развивают достаточно большую скорость, их владельцы выезжают на проезжую часть, чтобы создать самую аварийную ситуацию. Поэтому мы полагаем, что необходимо законодательно закрепить единый порядок предоставления водительских прав на управление этими средствами передвижения, разрешения данных средств государственной регистрации, контроля уровня знаний водителей правил дорожного движения, определить в ПДД критерии отнесения указанных средств к транспортным или иным средствам в целях обеспечения безопасности дорожного движения [3, с. 78].

Третьим важным моментом является анализ существующих проблем в правоприменении. Существующие санкции за нарушение правил дорожного движения часто оказываются недостаточно жесткими или, наоборот, чрезмерно строгими, что может вызывать массовые недовольства среди граждан. Проблема дискреционной власти инспекторов ГИБДД также требует внимания, поскольку часто возникают ситуации, когда административные меры применяются неравномерно или произвольно.

Таким образом, современная проблема применения мер административной ответственности в области организации дорожного движения требует комплексного подхода, учитывающего правовые, социальные и технологические аспекты. Это важно не только для эффективного правоприменения, но и для создания безопасной дорожной среды для всех участников дорожного движения.

Организация дорожного движения является важным элементом обеспечения общественной безопасности, сохранения жизни и здоровья граждан. Современный мир невозможно представить без организованного дорожного движения, которое позволяет осуществлять логистику и является важнейшим элементом жизнеобеспечения людей в подавляющей части земного шара. В этой связи особое значение приобретает эффективность правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение правил дорожного движения, включая меры административной ответственности. Однако на практике нередко возникают сложности, связанные с реализацией соответствующих норм КоАП РФ [1], что обусловливает необходимость комплексного анализа существующих проблем и выработки предложений по их устранению.

Основным источником регулирования административной ответственности в данной области является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Наиболее значимыми статьями являются ст. 12.1–12.38, охватывающие широкий спектр нарушений, начиная от управления транспортным средством без документов и заканчивая нарушениями, связанными с эксплуатацией технических средств организации дорожного движения.

Дополнительно регулирование осуществляется на уровне подзаконных актов, включая постановления Правительства РФ и приказы МВД, которые конкретизируют отдельные аспекты ответственности и процедуры привлечения к ней.

Одной из ключевых проблем является избыточная формализация правоприменения, что проявляется в механическом применении санкций без учета конкретных обстоятельств дела. Это приводит к несправедливым решениям, особенно в случаях, когда нарушение имело незначительный характер или было вызвано объективными причинами. Примером может быть следующая ситуация. Водитель был привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 20 до 40 км/ч). В ходе разбирательства было установлено, что превышение скорости произошло в зоне временного ограничения движения, установленного дорожными знаками в связи с проведением ремонтных работ. Однако водитель утверждал, что знак ограничения скорости был частично закрыт строительными конструкциями, что подтверждалось видеозаписью с регистратора. Несмотря на это, должностное лицо ГИБДД признало водителя виновным и назначило административный штраф, не приняв во внимание представленные доказательства и не установив наличие вины в форме неосторожности. При обжаловании в суде первой инстанции постановление было оставлено без изменений, а аргументы защиты признаны несущественными [2, с. 149-152].

Только суд апелляционной инстанции отменил постановление, указав, что привлечение к административной ответственности требует установления вины лица (ст. 1.5 и ст. 24.5 КоАП РФ), и в случае объективной невозможности соблюдения требований дорожных знаков в связи с их ненадлежащим размещением либо затруднённой видимостью, основания для ответственности отсутствуют. Этот пример наглядно демонстрирует опасность механического применения санкций без анализа всех обстоятельств дела. Подобная практика подрывает доверие к системе правосудия и требует повышения качества правоприменения на всех этапах административного процесса.

Еще одной проблемой является неоднородность судебной практики, обусловленная разными подходами судов к толкованию норм КоАП РФ, особенно в части квалификации правонарушений и определения меры ответственности. Отсутствие единых методических рекомендаций способствует правовой неопределенности [4, c. 137].

Также вызывает озабоченность низкая эффективность некоторых мер ответственности. Так, штрафы за отдельные категории правонарушений не имеют должного превентивного эффекта и воспринимаются как «дополнительный налог». Особо хотелось бы подчеркнуть, что ежегодно в СМИ возникают «резонансные» сообщения о том, что какой-либо публичный человек (особенно среди селебрити и блогеров) имеет непогашенные штрафы на сотни тысяч в год. Даже в том случае, если штрафы своевременно оплачиваются, очевидно, что для данных лиц они не являются наказанием, следовательно, законодатель должен подойти к данному вопросу с учетом систематических нарушений и пренебрежения со стороны ответственных лиц.

Для решения проблемы низкой эффективности административных штрафов как меры ответственности в области дорожного движения, особенно в отношении лиц с высоким уровнем дохода или публичным статусом, можно предложить комплексный подход, сочетающий законодательные и правоприменительные меры:

Так, может быть эффективным введение механизма прогрессивного административного штрафа, который предполагает шкалу административных штрафов, соразмерную доходам нарушителя, по аналогии с европейскими странами (например, Финляндия, Швеция), где используется принцип «дневного дохода».

Также необходимо установление кумулятивной ответственности для систематических нарушителей, что подразумевает внесения изменений в КоАП РФ, предусматривающие усиление ответственности за повторные административные правонарушения в области ПДД:

  • увеличение штрафа в кратном размере,
  • приостановление действия водительских прав,
  • возможность ареста или обязательных работ при наличии трёх и более нарушений за год.

Публичные лица и обеспеченные граждане могут игнорировать финансовые санкции, но чувствительными для них могут стать ограничения в правах и репутационные издержки.

Также для данной категории правонарушителей необходимо усиление контроля за исполнением административных наказаний, которое возможно путем создания автоматизированной системы межведомственного взаимодействия между ГИБДД, ФССП, налоговыми органами и банками для отслеживания неуплаченных штрафов. Введение автоматических ограничений на государственные услуги (например, регистрационные действия с транспортом) при наличии значительных задолженностей.

Анализ показывает наличие пробелов в нормативном регулировании. Так, в КоАП РФ недостаточно четко урегулированы вопросы, связанные с ответственностью за нарушения, допущенные в процессе проектирования и размещения технических средств организации дорожного движения. При этом такие нарушения могут создавать реальную угрозу безопасности [5, c. 141].

Отсутствие механизмов привлечения к ответственности юридических лиц и должностных лиц, отвечающих за организацию дорожного движения, также снижает эффективность правового воздействия.

В целях повышения эффективности административной ответственности в рассматриваемой сфере целесообразно:

  1. Внести изменения в КоАП РФ, направленные на дифференциацию санкций с учетом характера и степени общественной опасности деяния;
  2. Разработать методические рекомендации по правоприменению в области дорожного движения для сотрудников полиции и судей;
  3. Усилить контроль за деятельностью органов, ответственных за проектирование и эксплуатацию дорожной инфраструктуры;
  4. Внедрить современные цифровые технологии в процессы фиксации нарушений и вынесения постановлений, обеспечивая их объективность и прозрачность.

Эффективность применения мер административной ответственности в сфере организации дорожного движения напрямую влияет на уровень безопасности на дорогах. Решение выявленных проблем требует как совершенствования законодательства, так и повышения качества правоприменительной практики. Только при комплексном подходе возможно достижение целей административного наказания, включая предупреждение новых правонарушений и воспитание правосознания участников дорожного движения.

Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1.
  2. Джетери В.В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / В.В. Джетери // NovaUm.Ru. – 2021. – № 34. – С. 149-152.
  3. Жданова О.В. Актуальные проблемы правового регулирования административной ответственности в области дорожного движения // Государственная служба и кадры. – 2021. – № 5. – С. 77-79.
  4. Мещеряченко А.Н. Административная ответственность за правонарушения в области организации дорожного движения: история и современность / А.Н. Мещеряченко // Академическая публицистика. – 2023. – № 2–2. – С. 135-142.
  5. Рябчиков М.В. Актуальные проблемы реализации института административной ответственности за правонарушения в области организации дорожного движения / М.В. Рябчиков // NovaUm.Ru. – 2021. – № 31. – С. 141-143.

Поделиться

42

Абрамов М. А. Современные проблемы применения мер административной ответственности в области организации дорожного движения // Актуальные исследования. 2025. №26 (261). Ч.II. С. 9-12. URL: https://apni.ru/article/12576-sovremennye-problemy-primeneniya-mer-administrativnoj-otvetstvennosti-v-oblasti-organizacii-dorozhnogo-dvizheniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#28 (263)

Прием материалов

12 июля - 18 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

23 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа