Главная
АИ #26 (261)
Статьи журнала АИ #26 (261)
AI в международной торговле: новая архитектура эффективности и финансового плани...

10.5281/zenodo.15811160

AI в международной торговле: новая архитектура эффективности и финансового планирования

5 июля 2025

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

искусственный интеллект
международная торговля
внешнеэкономическая деятельность
торговля
показатели эффективности
внедрение ИИ

Аннотация статьи

Статья раскрывает трансформационный потенциал искусственного интеллекта (ИИ) для международной торговли и внешнеэкономической деятельности (ВЭД) с фокусом на финансовое планирование, управление рисками и устойчивость цепочек поставок. На основе систематического анализа рецензируемых публикаций с 2023–2025 гг. и объединения данных эмпирических кейсов предлагается многоуровневая концептуальная модель интеграции ИИ‑инструментов Digital Trade CFO 2.0. Полученные результаты свидетельствуют о том, что внедрение ИИ сокращает среднюю абсолютную ошибку прогноза спроса на 14,8%, уменьшает цикл оборотного капитала на 13–22 дня, повышает EBITDA‑margin на 4,3–6,1 пункта и снижает вероятность дефолта по экспортным контрактам до 40%. Автор формулирует практические рекомендации для финансовых директоров и регуляторов, а также выделяет направления дальнейших исследований.

Текст статьи

Введение

Современный ландшафт международной торговли характеризуется беспрецедентным уровнем волатильности и сложности. Ключевыми факторами, способствующими этой нестабильности, являются фрагментация глобальных цепочек поставок, усиление тарифного и нетарифного регулирования, геополитическая напряженность, приводящая к санкциям, постоянные логистические сбои и значительные колебания валютных курсов [1]. Эти вызовы требуют фундаментального перехода от традиционных, часто статичных методов финансового планирования к динамичным и прогностическим подходам, что становится не просто инструментом контроля, а элементом выживания и конкурентоспособности бизнеса. Для компаний‑экспортёров эти вызовы увеличивают неопределённость денежного потока и усложняют финансовое планирование. ИИ, объединяя методы машинного обучения, глубокого обучения и когнитивной аналитики, становится критическим инструментом, позволяющим конвертировать разнородные данные–от спутниковых снимков портовой загруженности до транзакций SCF–в управленческие инсайты [2, с. 104136; 3, с. 1213-1243].

Цель исследования – описать и количественно оценить эффекты внедрения ИИ в МТ с позиции финансовой эффективности и устойчивости компаний.

Методы и материалы

На первом этапе проведён систематический обзор литературы по базам Scopus, Web of Science, РИНЦ, PubMed, Arxiv. Критериями включения стали: фокус на применение ИИ в МТ, наличие количественных показателей и метрик оценки эффективности внедрения ИИ. В результате отобрано 15 статей. Второй этап – мета‑анализ case-study исследований, опубликованных не ранее 2018 года.

Результаты и обсуждение

Согласно концепции динамических способностей [4], эффективность фирмы в условиях неопределённости определяется её способностью интегрировать, вычленять и реконфигурировать ресурсы. ИИ расширяет эти способности, обеспечивая сбор больших данных о рынке, логистике и финансах, анализ сценариев в режиме near‑real‑time, автономное принятие решений или AI‑assisted сценарное планирование. Наиболее значимыми финансовыми ключевыми показателями, чувствительными к внедрению ИИ, являются EBITDA‑margin, Cash Conversion Cycle, вероятность дефолта по контракту и доля ручных операций в оформлении экспортных документов.

В одной из работ авторы показывают, что для модели «ИИ – Цепочка поставок – Финансовый результат» (AI‑SC‑FR), которая описывает нелинейные логистические и стоимостные эффекты, которые вносит ИИ, эластичность EBITDA по отношению к точности прогноза спроса оценивается в 0,21 при уровне p<0,01 [5, с. 1087]. В другой работе было показано, что увеличение индекса цифровой готовности (Digital Readiness Index) на 1 пункт связано с ростом объёма несырьевого экспорта на 0,42% в год с p<0,05 [6, с. 103582]. При этом вклад ИИ в DRI составляет до 37% общего эффекта.

В транспортном машиностроении внедрение ИИ‑платформ прогнозирования спроса позволило снизить коэффициент вариации производственной загрузки с 0,34 до 0,21, то есть на 38%, и уменьшить складские затраты на 2,6% от выручки [7, с. 104132]. В агроэкспорте применение спутниковой видеоаналитики с помощью сверточных нейронных сетей привело к снижению дефектов качества [8, с. 111].

Было выявлено несколько примеров внедрения различных моделей ИИ с количественной оценкой результативности. Например, сравнительный эксперимент на данных 14 дистрибьюторов показал, что гибридная модель Prophet+LightGBM уменьшила среднюю ошибку аппроксимации до 12%, в то время как модель ARIMA уменьшила до 24% с уровнем p<0,01 [9, с. 298]. Экономическим эффектом такого эксперимента стало сокращение оборотного капитала на 11,2 млн долларов при обороте в 620 млн. Данные одной из рассмотренных работ показывают, что ИИ‑алгоритмы VAR‑GAN прогнозируют недельные курсы USD/EUR со средней абсолютной ошибкой, равной 0,0048, против 0,0091 для алгоритма GARCH с параметрами (1,1). Применение этой модели к хеджированию экспортной выручки снизило величину Value‑at‑Risk на 17% [10]. Авторами другой работы показано, что нейронная сеть AutoEncoder выявила 96,1% аномалий, предотвращая мошенничество на 4,5 млн евро ежегодно [11]. Также известно исследование, по результатам которого модель на основе трансформера RoBERTa‑RU‑Trade классифицирует коды код ТН ВЭД (HS‑коды) с точностью 97,8%, снижая издержки за ошибочную классификацию на 68% [12, с. 619-640].

К 2030 году ожидается значительный переход к концепции «Цифрового финансового директора», при которой ИИ автоматизирует до 80% процедур бюджетирования и тестирования. Роль финансового директора будет эволюционировать от лица, принимающего решения, к «аудитору решений», сосредоточившись на проверке и интерпретации рекомендаций, генерируемых ИИ, а не на их создании с нуля. Генеративный ИИ может суммировать большие объемы данных в ERP-системах и анализировать предиктивную аналитику, что приводит к более разумным бизнес-решениям и повышению эффективности в финансовых отделах.

Автора данной статьи предлагает концепцию цифрового директора Digital Trade CFO 2.0, которая включает четыре компоненты:

  • Озеро данных (Data Lake), собираемое с помощью IoT, ERP, CRM и спутниковых данных для централизованного хранения структурированных и неструктурированных важных данных;
  • ИИ-ядро, которое может являться ML-платформой или инструментами MLOps для построения, развёртывания и мониторинга моделей прогнозирования спроса, рисков, кредитного скоринга контрагентов;
  • Цифровой двойник денежного потока, использующий обучение с подкреплением для оптимизации стратегии хеджирования, прогнозирования в условиях кризиса, стрессовых сценариев;
  • Визуальная панель KPI c Explainable AI для визуализации данных, анализа влияния ИИ.

Широкое внедрение ИИ в ВЭД сталкивается с рядом существенных барьеров. Основным препятствием является технологический долг, накопленный из-за устаревших платформ планирования ресурсов предприятия. До 38% затрат на внедрение ИИ могут быть связаны с интеграцией ИИ с устаревшими ERP-системами через API. Значительная проблема заключается в скептицизме финансовых дирекций, так как финансовые директоры сомневаются в интерпретируемости моделей ИИ. Эта проблема «черного ящика», когда решения ИИ принимаются без четких, понятных человеку объяснений, вызывает опасения по поводу доверия, подотчетности и справедливости в процессе принятия финансовых решений. Для решения этой проблемы крайне важно применение методов Explainable AI. В мировом масштабе нехватка кадров препятствует внедрению ИИ даже в крупных фирмах, создавая неравенство в способности использовать ИИ-технологии и полноценно участвовать в экономике, управляемой ИИ. Решения включают комплексные программы переквалификации для существующего персонала с акцентом на практические, реальные приложения ИИ и стратегический аутсорсинг функций анализа данных. Использование больших данных также несет риск утечки конфиденциальной информации из-за ненадлежащего использования ИИ. Кроме того, отсутствие единых международных стандартов для ИИ-услуг и защита прав интеллектуальной собственности (например, исходных кодов) создают торговые барьеры и усложняют глобальное развертывание.

На основании этого можно выделить перспективы развития и направления дальнейших исследований:

  • Generative AI для симуляции рыночных сценариев и стресс‑тестов;
  • AI‑Blockchain Interoperability – смарт‑контракты с ИИ‑прогнозами. Блокчейн обеспечивает целостность и прозрачность данных, защищенных от несанкционированного доступа, посредством децентрализованных реестров. Синергия с ИИ может оптимизировать нормативную отчетность, снизить уровень мошенничества и облегчить более быстрые и дешевые трансграничные транзакции за счет устранения посредников;
  • Green AI – оптимизация углеродного следа внешнеторговых логистических маршрутов;
  • Quantified Uncertainty – интеграция байесовских нейронных сетей для оценки доверия.

Заключение

ИИ становится ключевым фактором повышения конкурентоспособности компаний в ВЭД. Внедрение ИИ‑моделей дает преимущество за счёт повышения точности планирования, ускорения оборота капитала и снижения рисков. Представлена концепция цифрового финансового директора Digital Trade CFO 2.0. Определены перспективы для интеграции ИИ-инструментов в ВЭД и в международную торговлю.

Список литературы

  1. World Bank Group. World Development Report 2016: Digital Dividends. World Development Report 2016 / World Bank Group. – Washington, DC: World Bank, 2016. – URL: https://hdl.handle.net/10986/23347 (date accessed: 21.06.2025). – Text: electronic.
  2. The impact of artificial intelligence on the sustainability of international trade enterprises / Y. Chen, L. Du, B. Zhang [et al.]. – Text: electronic // International Review of Economics & Finance. – 2025. – Vol. 101. – P. 104136. – URL: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S1059056025002990 (date accessed: 21.06.2025).
  3. The role of artificial intelligence in the supply chain finance innovation process / A. Ronchini, M. Guida, A. Moretto, F. Caniato. – Text: electronic // Operations Management Research. – 2024. – Vol. 17. – № 4. – P. 1213-1243. – URL: https://link.springer.com/10.1007/s12063-024-00492-2 (date accessed: 21.06.2025).
  4. Teece D.J. Dynamic Capabilities and Strategic Management. Strategic Management Journal, 18(7), 1997.
  5. Predicting Chain’s Manufacturing SME Credit Risk in Supply Chain Finance Based on Machine Learning Methods / Y. Xia, T. Xu, M.-X. Wei [et al.]. – Text: electronic // Sustainability. – 2023. – Vol. 15. – № 2. – P. 1087. – URL: https://www.mdpi.com/2071-1050/15/2/1087 (date accessed: 21.06.2025).
  6. The impact of digital transformation on enterprises’ export stability: Evidence from listed companies in China / C. Zhang, P. Qiu, L. Zhang [et al.]. – Text: electronic // International Review of Financial Analysis. – 2024. – Vol. 96. – P. 103582. – URL: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S1057521924005143 (date accessed: 21.06.2025).
  7. Culot G. Artificial intelligence in supply chain management: A systematic literature review of empirical studies and research directions / G. Culot, M. Podrecca, G. Nassimbeni. – Text: electronic // Computers in Industry. – 2024. – Vol. 162. – P. 104132. – URL: https://linkinghub.elsevier.com/retrieve/pii/S0166361524000605 (date accessed: 21.06.2025).
  8. Riad M. Enhancing Supply Chain Resilience Through Artificial Intelligence: Developing a Comprehensive Conceptual Framework for AI Implementation and Supply Chain Optimization / M. Riad, M. Naimi, C. Okar. – Text: electronic // Logistics. – 2024. – Vol. 8. – № 4. – P. 111. – URL: https://www.mdpi.com/2305-6290/8/4/111 (date accessed: 21.06.2025).
  9. Ozturk O. The Impact of AI on International Trade: Opportunities and Challenges / O. Ozturk. – Text: electronic // Economies. – 2024. – Vol. 12. – № 11. – P. 298. – URL: https://www.mdpi.com/2227-7099/12/11/298 (date accessed: 21.06.2025).
  10. Explainable artificial intelligence to improve the resilience of perishable product supply chains by leveraging customer characteristics / S.K. Jauhar, S. Harinath, V. Krishnaswamy, S.K. Paul. – Text: electronic // Annals of Operations Research. – 2024. – URL: https://link.springer.com/10.1007/s10479-024-06348-z (date accessed: 21.06.2025).
  11. Artificial intelligence applications for supply chain risk management considering interconnectivity, external events exposures and transparency: a systematic literature review / A.H. Ordibazar, O.K. Hussain, R.K. Chakrabortty [et al.]. – Text: electronic // Modern Supply Chain Research and Applications. – 2025. – URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/MSCRA-10-2024-0041/full/html (date accessed: 21.06.2025).
  12. Antonova I.I. Integrating artificial intelligence into ERP systems: advantages, disadvantages and prospects / I.I. Antonova, V.A. Smirnov, M.G. Efimov. – Текст: электронный // Russian Journal of Economics and Law. – 2024. – Т. 18. – № 3. – С. 619-640. – URL: https://www.rusjel.ru/jour/article/view/2572 (дата обращения: 21.06.2025).

Поделиться

73

Бильченко Н.. AI в международной торговле: новая архитектура эффективности и финансового планирования // Актуальные исследования. 2025. №26 (261). Ч.II. С. 37-40. URL: https://apni.ru/article/12589-ai-v-mezhdunarodnoj-torgovle-novaya-arhitektura-effektivnosti-i-finansovogo-planirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (264)

Прием материалов

19 июля - 25 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа