Главная
АИ #32 (267)
Статьи журнала АИ #32 (267)
Формирование представлений о безопасном поведении на дороге у детей дошкольного ...

Формирование представлений о безопасном поведении на дороге у детей дошкольного возраста посредством использование цифровых образовательных ресурсов

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

цифровые образовательные ресурсы
правила дорожного движения
интерактивные игры

Аннотация статьи

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Современные дети лучше воспринимают информацию в цифровом формате, поэтому использование интерактивных игр, обучающих видеороликов и других цифровых ресурсов является эффективным способом формирования навыков безопасного поведения на дороге.

Текст статьи

На современном этапе развития общества вопросы безопасности дорожного движения остаются чрезвычайно проблемными. С возрастанием интенсивности движения на дорогах, с появлением на них военной техники, повышается ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Поэтому необходимо говорить о правилах дорожного движения, начиная с самого раннего возраста.

В мае 2020 года была проведена диагностика по методике Гельнур Халирохмановны Манюровой. Анализ результатов диагностики свидетельствовал о необходимости обновления ранее использованных технологий в образовательном процессе с детьми.

Среди родителей непосредственных участников образовательных отношений проведено анкетирование, результаты которого показали, что 80% заинтересованы в формировании у детей представлений о безопасном поведении на дороге. Опрос родителей определил цифровые образовательные ресурсы для дальнейшей работы по формированию безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного возраста [3].

В вязи с тем, что личность современных детей формируется в цифровой среде и многие образовательные моменты организованы с применением цифровых образовательных ресурсов. Эффективность использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе дошкольного учреждения подтверждена так же педагогами-практиками Г. А. Репиной, Л. А. Парамоновой. Так как современные дети-дошкольники визуально ориентированы, они лучше и быстрее воспринимают яркую, красочную, быстроменяющуюся цифровую информацию.

Однако в практике есть противоречие между необходимостью повышения уровня формирования представлений о безопасном поведении на дороге и отсутствием системы работы использования цифровых образовательных ресурсов в условиях дошкольного образования.

Ведущей педагогической идеей опыта стало определение путей использования цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Целью данного опыта является – повышение уровня сформированности представлений безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста посредствам использования цифровых образовательных ресурсов.

Для внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательной деятельности дошкольников применяются следующие электронные средства обучения [4, с. 45]:

  • интерактивную песочницу с эффектом дополненной реальности – для проекции изображения в режиме «Город» при создании модели городского пространства и организации игр на песке;
  • интерактивную доску – при организации интерактивных игр, видео-презентаций для закрепления знаний о дорожных знаках, сигналах светофора, правилах дорожного движения, сигналах регулировщика, безопасном маршруте посредством;
  • мультстудию – для создания мультфильмов, социальных роликов, шоурилов по организации безопасного движения на улицах города для пешеходов и водителей;
  • ноутбук – для создания интерактивных игр и демонстрации электронных материалов для детей, родителей и педагогов (электронный кейс для детей и родителей, лайфхаки, электронный журнал, электронный сборник образовательных практик для педагогов);
  • планшет – для демонстрации изображений и графической информации (маршрут движения-карта города с обозначением дорог, перекрестков, пешеходных переходов, остановок, парковок), для просмотра электронных и 3D книг.

При организации образовательного процесса применение электронных средств обучения не превышало 5–7 минут.

При организации образовательной деятельности «Малыши и дорога» воспитанники в интерактивной песочнице в режиме «Город» обыгрывали проблемные ситуации «Зайка не может перейти дорогу», «Лисичка у светофора», «Велосипедная дорожка», что позволило детям наглядно увидеть, какие ситуации могут возникнуть на улицах города и как можно безопасно для ребенка их решить [5, с. 35].

В ходе индивидуальной совместной деятельности для закрепления представлений о светофоре, пешеходном переходе, средствах передвижения использованы электронные книги «Три чудесных цвета», «Зебра», «Мой друг-велосипед», созданные детьми старшего дошкольного возраста совместно с педагогами.

Карта на экране планшета с остановками и указателями направления движения для путешествия по участку детского сада при организации игры-экскурсии «Безопасная дорога к бабушке» позволила привлечь внимание детей и определить безопасный маршрут движения.

В самостоятельной деятельности с помощью приложения на планшете воспитанники рассматривали 3D книги: «Светофор», «Сказка о зебре», «Дорога зовет». Подобного рода деятельность позволяет в непринужденной, увлекательной форме закрепить представления о сигналах светофора, разных видах пешеходного перехода, о безопасном передвижении на велосипеде по велосипедной дорожке.

Повысить уровень познавательной активности и интерес к изучению основ безопасного поведения на дороге у детей позволило применение интерактивных игр «Веселый светофор», «Соблюдай ПДД» на интерактивной доске в досуговой деятельности. Интерактивные игры способствовали закреплению умения различать сигналы светофора, правильно переходить улицу, развитию логического мышления, познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания [3, с. 23].

Особый интерес у детей вызвало участие в образовательном геокешинге «Сокровища старого пирата» на прогулке, где дети закрепили полученные знания о правилах дорожного движения. При проведении геокешинга использовались цифровые образовательные ресурсы: телефон, планшет, ноутбук в качестве маршрутизаторов. Интерактивные игры «Азбука дорожного движения», «Проверь свои знания по ПДД», видео - ролики применял, как одно из заданий на остановке для эффективного восприятия и усваивания материала по ПДД.

Таким образом, использование цифровых изображений, мультипликационных фильмов, электронных книг, 3D книг, интерактивных игр с детьми позволило сформировать представления о светофоре, пешеходном переходе, дороге, велосипедной дорожке, о дорожной безопасности.

Для родителей разработан персональный электронный помогатор «Соблюдай ПДД», который представляет собой электронный кейс с интерактивными играми, электронными книгами, мультфильмами, электронными буклетами, полезными ссылками. Работа с материалами электронного кейса позволяет детям и родителям усваивать информацию в наглядной игровой форме, делая процесс обучения более увлекательным и запоминающимся. Особенно актуален электронный помогатор «Соблюдай ПДД» в настоящее время, когда мы вынуждены работать в режиме дежурных групп.

Мною организована работа с педагогами по созданию «Электронного сборника образовательных практик», который позволит повысить уровень профессиональной компетентности в вопросах обучения дошкольников ПДД.

Благодаря применению интерактивных игр, видео-презентаций, графических маршрутов движения, мультфильмов, электронных книг, игр в интерактивной песочнице дети подготовительной группы более детально подходили к разбору изучаемых понятий, учились анализировать события, выявлять причинно-следственные связи. Цифровые образовательные ресурсы позволили сделать процесс обучения наглядным, интересным и увлекательным, а также способствовали повышению эффективности усвоения материала.

В результате систематической работы по применению цифровых образовательных ресурсов у детей дошкольного возраста: значительно увеличился познавательный интерес к изучению правил дорожного движения.

Список литературы

  1. Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – Н.Н. Авдеева.
  2. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. – Новосибирск, 2016 – 25 с.
  3. Князева О.Л., Стёркина Р.Б. – М.: ООО «АСТ-ЛТД», 2014. – 144 c.
  4. Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников – К.Ю. Белая. – М.: Сфера, 2017. – 94 c.
  5. Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зелены! ПДД во внеклассной работе. – Ростов-на-Дону: Феникс. 2014. – 251 с.
  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
  7. Данилова Т.И. Программа «Светофор». Обучение детей возраста ПДД. – Спб. издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  8. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2016. – 56 с.
  9. Левин Е.С. Композиция сценария (развитие действия, кульминация, развязка). – М.: «Искусство», 2019 – 56 с.
  10. Мйорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятие. Досуг /:Сфера, 2016. – 75 с.

Поделиться

24

Дерипаско А. О., Салова Я. О., Литвинова Н. В., Семионова Ж. Ф. Формирование представлений о безопасном поведении на дороге у детей дошкольного возраста посредством использование цифровых образовательных ресурсов // Актуальные исследования. 2025. №32 (267). URL: https://apni.ru/article/12828-formirovanie-predstavlenij-o-bezopasnom-povedenii-na-doroge-u-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-ispolzovanie-cifrovyh-obrazovatelnyh-resursov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#32 (267)

Прием материалов

9 августа - 15 августа

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

20 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 сентября