Для всех нас не новость, что основным занятием дошкольников является игра. Самая распространенная игра с числами – это компьютерная игра. Появление такого рода игр в жизни детей положительно сказывается на интеллектуальном развитии и подготовке к жизни в информационную эпоху. Формирование алгоритмов и алгоритмических навыков, а также основ программирования у детей дошкольного возраста является эффективным средством развития предпосылок для учебной деятельности детей в процессе обучения в детском саду. Робототехника, инженерия, программирование, моделирование, дизайн и т. д. – это то, чем сейчас интересуются современные дети. Овладевая базовыми знаниями об алгоритмах, дети проявляют инициативу и самостоятельность в области программирования, коммуникации, познания и исследовательской деятельности. Современный тренд в области дошкольного образования стал основной мотивацией для работы образовательных проектов: ПиктоМир, как современного средства обучения дошкольников основам алгоритмов и программирования. Это свободно распространяемый программный комплекс для изучения основ программирования, который позволяет «собрать» простую программу из значка на экране компьютера, управляющего виртуальным роботом-исполнителем. Дети постепенно приобщаются к техническому творчеству, постепенно переходят от элементарного проектирования к алгоритмам, а затем и к программированию технических моделей. Для качественного дошкольного образования необходимо использовать системный подход в управлении. Поэтому внедрение алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» детских садов осуществляется поэтапно.
На каждом этапе я ставлю перед собой следующие управленческие задачи:
Стадия 1. Подготовительный курс:
- Проанализировать образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений и определить внутренние ресурсы;
- План;
- Организовать условия для реализации проекта (закупить оборудование, скорректировать режим работы);
- Кадровое обеспечение;
- Авторизация (назначение задач).второй этап.
Стадия 2. Основной этап (стадия внедрения):
- Координировать процесс реализации проекта ПиктоМир;
- Мотивация педагога;
- Общение с участниками образовательного процесса;
- Деятельность по оценке и мониторингу.
Стадия 3. финал:
- Оценка эффективности работы;
- Прогнозировать развитие образовательной деятельности в этой области.
В образовательном пространстве дошкольного учреждения организована тематическая игровая технологическая среда, имеющая основу алгоритма и программирования в цифровой образовательной среде «ПиктоМир», достаточную для удовлетворения современных требований интеллектуального развития детей в области современных информационных и телекоммуникационных технологий. В нашем детском саду дети получают предварительный опыт работы в цифровой образовательной среде «ПиктоМир». Они знакомы с понятиями роботов, команд, компьютеров, программ, программистов, основными типами команд и движений. На начальном этапе дети играют и выполняют различные упражнения без использования электронных средств обучения. Старшие дошкольники учатся отдавать команды, создавать программы из набора команд, выполнять их шаг за шагом и находить ошибки. Дети используют карточки с пиктограммами для организации различных конкурсов, выполнения заданий на бумаге, составления устных планов и т. д. Самостоятельно создавать программы и отрабатывать новые материалы на экране планшета или ноутбука. Основной задачей лица, ответственного за организацию в рамках проекта, является обеспечение открытости системы образования. Поэтому родители тоже приняли участие в реализации этого проекта. Они участвуют в мониторинге удовлетворенности образовательным процессом, семинарах и консультациях родителей по информационным технологиям. Внедряя цифровую образовательную среду, детские сады обновляют содержание образовательного процесса с учетом современных информационных и телекоммуникационных технологий. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов требует применения личностно-ориентированного подхода в деятельности по организации системы дошкольного образования (оснащенной новыми методами обучения и технологиями) и методам управления персоналом. Я анализирую:
- Факторы стимулирования сотрудников;
- Удовлетворенность педагогов условиями труда;
- Формирование микроклимата.
В будущем планируется рассмотреть возможность планирования:
- Взаимоотношения с социальными партнерами центрального банка;
- Исследование лучших практик внедрения алгоритмов и программирования для детей с ограниченными возможностями.
Разработчики федеральных государственных образовательных стандартов ясно дали понять, что эти стандарты должны быть разработаны таким образом, чтобы у детей была мотивация к обучению, осознанию и творчеству. «Это стандарт для вас, чтобы вы могли слышать своих детей. В прошлом вся система образования пыталась понять ребенка и дать ему ту систему знаний, в которой он нуждался, но понимание того, что ребенок – это что-то новое, базовое, рассматривалось как основа этого стандарта. Голос ребенка особенно ценен: если мы его не услышим, у нас не будет любопытства, произвольности (способности управлять деятельностью), инициативы и готовности меняться. Это новый шаг в понимании детства». Я считаю, что в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов создание инновационной платформы для алгоритмизации и программирования будет способствовать развитию у детей навыков в области информационных технологий в дошкольном образовании и продолжении школьного образования.