Главная
АИ #32 (267)
Статьи журнала АИ #32 (267)
К вопросу о понятии и признаках банкротства физических лиц

К вопросу о понятии и признаках банкротства физических лиц

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

банкротство
физические лица
неплатежеспособность
реструктуризация долгов
Федеральный закон № 127-ФЗ

Аннотация статьи

В статье исследуется институт банкротства физических лиц в российской правовой системе. Анализируются ключевые признаки неплатежеспособности, юридические критерии признания банкротом и последние изменения законодательства (2023-2024 гг.). Особое внимание уделяется противоречиям в правоприменительной практике и перспективам реформирования института банкротства.

Текст статьи

Экономическая нестабильность, вызванная санкциями и инфляцией, привела к росту числа граждан, неспособных исполнять финансовые обязательства [2]. Институт банкротства физических лиц, введённый в России в 2015 году, стал механизмом защиты как должников, так и кредиторов. Однако динамичное развитие экономики требует постоянной корректировки правовых норм. Цель статьи – систематизировать понятийный аппарат, выявить актуальные признаки банкротства и оценить эффективность последних законодательных изменений.

Согласно ст. 213.1 Федерального закона № 127-ФЗ, банкротство физического лица – это признанная арбитражным судом неспособность гражданина полностью удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам [1].

Критерии банкротства [1]:

  • Минимальная сумма долга – 300 тыс. руб. (для общего случая) или 100 тыс. руб. (для льготных категорий с 2024 г.).
  • Просрочка платежей – более 3 месяцев.
  • Презумпция неплатежеспособности (ст. 213.6 ФЗ № 127-ФЗ).
  • Неисполнение обязательств в течение 30 дней после наступления срока.
  • Недостаточность имущества для покрытия долга.

Признаки неплатежеспособности:

1. Формальные (юридические) признаки:

  • Документально подтверждённая задолженность (решения судов, кредитные договоры).
  • Прекращение исполнительного производства из-за отсутствия имущества у должника.

2. Фактические (экономические) признаки:

  • Скрытая неплатежеспособность (погашение старых долгов новыми займами).
  • Снижение доходов при росте обязательств (например, из-за потери работы).

В науке отсутствует единый подход к определению «критического уровня» долговой нагрузки. Некоторые учёные (П. Д. Баренбойм) [2]. Предлагают привязывать сумму долга к прожиточному минимуму, другие (Ю. Г. Киселёва) считают это несовместимым с рыночной экономикой.

Последние изменения в законодательстве о банкротстве физических лиц (2023-2024 гг.) и их влияние на правоприменительную практику:

1. Упрощение процедуры банкротства:

  • Сокращение сроков рассмотрения дел (поправки в ФЗ № 127-ФЗ, 2023 г.):
  • Установлен максимальный срок рассмотрения заявления о банкротстве – не более 6 месяцев (ранее – до года и более).
  • Упрощена процедура подачи документов через Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ).

Влияние на практику:

  • Уменьшилась нагрузка на арбитражные суды.
  • Граждане быстрее получают решение о списании долгов или реструктуризации.

2. Расширение доступа к банкротству для граждан с небольшими долгами:

  • Снижение минимального порога задолженности (с 300 тыс. руб. до 100 тыс. руб. в 2024 г. для отдельных категорий, например пенсионеров и инвалидов).

Влияние на практику:

  • Больше граждан могут инициировать процедуру, не дожидаясь критического роста долга.
  • Уменьшилось количество «безнадежных» должников, не попадающих под старые критерии.

3. Введение моратория на взыскание долгов:

  • Приостановка исполнительных производств на время процедуры банкротства (2023 г.).
  • Запрет на начисление пеней и штрафов после подачи заявления в суд.

Влияние на практику:

  • Должники защищены от агрессивных действий коллекторов и банков.
  • Уменьшилось число принудительных взысканий через арест имущества.

4. Ужесточение контроля за фиктивным банкротством:

  • Обязательная проверка сделок должника за 3 года (ранее – за 1 год).
  • Ответственность за сокрытие активов (штрафы до 500 тыс. руб. или уголовное преследование по ст. 196 УК РФ).

Влияние на практику:

  • Снизилось количество мошеннических схем с выводом имущества перед банкротством.
  • Кредиторы получили больше инструментов для оспаривания недобросовестных действий должников.

5. Новые правила реструктуризации долгов:

  • Продление максимального срока реструктуризации до 5 лет (ранее – 3 года).
  • Возможность снижения процентных ставок по кредитам в рамках плана реструктуризации.

Влияние на практику:

  • Увеличилось число успешных реструктуризаций.
  • Должники получили больше шансов сохранить имущество (например, единственное жилье).

Проблемы правоприменительной практики:

  1. Фиктивное банкротство, в контексте сокрытия активов через подставные сделки, представляет собой противозаконную деятельность, в которой должник намеренно создает видимость финансовой несостоятельности, чтобы уклониться от исполнения своих обязательств перед кредиторами. Это достигается путем совершения мнимых или притворных сделок, направленных на вывод активов из-под угрозы взыскания [1].
  2. Низкая финансовая грамотность граждан, приводящая к необоснованным заявлениям о банкротстве, представляет собой серьезную проблему, усугубляющую ситуацию с закредитованностью населения и создающую дополнительную нагрузку на судебную систему [2].
  3. Неравный доступ к процедуре банкротства для малоимущих граждан из-за высоких судебных издержек представляет собой серьезную проблему, ограничивающую реализацию прав и создающую социальную несправедливость [3].

Институт банкротства физических лиц остаётся динамично развивающимся механизмом. Последние реформы упростили процедуры, но выявили новые риски (злоупотребления, перегруз судов).

Для повышения эффективности необходимо:

1. Совершенствование законодательства:

  • Четкое определение признаков фиктивного и преднамеренного банкротства: установить четкие критерии для выявления фиктивных и преднамеренных банкротств, чтобы облегчить работу правоохранительных органов и судов.
  • Усиление ответственности за нарушения: ужесточить ответственность за нарушения законодательства о банкротстве, в том числе за сокрытие имущества, предоставление ложных сведений и воспрепятствование деятельности финансового управляющего.
  • Регулирование деятельности коллекторов: ввести более жесткие правила для коллекторских агентств, чтобы защитить должников от неправомерных действий.
  • Защита социальных прав должников: законодательно закрепить право должника на сохранение минимального прожиточного минимума, единственного жилья (с учетом разумных потребностей) и других необходимых для жизни вещей.
  • Упрощение процедуры реструктуризации долгов: сделать процедуру реструктуризации долгов более привлекательной и эффективной, чтобы стимулировать должников к добровольному погашению задолженности.
  • Криптовалюты и цифровые активы: разработать правовые механизмы для учета криптовалют и цифровых активов в конкурсной массе, а также для выявления и пресечения случаев сокрытия таких активов.

2. Оптимизация правоприменительной практики:

  • Повышение квалификации судей и финансовых управляющих: организовать обучение и повышение квалификации судей и финансовых управляющих по вопросам банкротства физических лиц, особенно в части выявления злоупотреблений и работы с цифровыми активами.
  • Разработка методических рекомендаций: разработать методические рекомендации для судов и финансовых управляющих по рассмотрению дел о банкротстве физических лиц, с учетом специфики различных категорий должников и видов задолженности.
  • Автоматизация процессов: внедрить информационные технологии для автоматизации процессов рассмотрения дел о банкротстве, что позволит сократить сроки и повысить эффективность работы судов и финансовых управляющих.
  • Усиление контроля за деятельностью финансовых управляющих: усилить контроль за деятельностью финансовых управляющих со стороны саморегулируемых организаций (СРО) и Росреестра.
  • Взаимодействие между органами: наладить эффективное взаимодействие между судами, правоохранительными органами, Росреестром и СРО финансовых управляющих в целях выявления и пресечения злоупотреблений.

3. Повышение финансовой грамотности населения:

  • Образовательные программы: включить вопросы финансовой грамотности в школьные и вузовские программы.
  • Информационные кампании: проводить информационные кампании, направленные на повышение осведомленности граждан о рисках, связанных с кредитами и займами, и о последствиях банкротства.
  • Бесплатные консультации: предоставлять бесплатные юридические и финансовые консультации для граждан, испытывающих финансовые трудности.

4. Развитие специализированной инфраструктуры:

  • Создание центров финансовой реабилитации: создать центры финансовой реабилитации, которые будут оказывать помощь должникам в планировании бюджета, реструктуризации долгов и повышении финансовой грамотности.
  • Развитие системы внесудебного банкротства: расширить возможности для внесудебного банкротства, чтобы упростить и ускорить процесс избавления от долгов для граждан с небольшими долгами и ограниченными доходами.
  • Поддержка СРО финансовых управляющих: оказывать поддержку саморегулируемым организациям финансовых управляющих, которые играют важную роль в контроле за деятельностью финансовых управляющих и обеспечении профессионального уровня их работы.

Реализация этих мер позволит повысить эффективность института банкротства физических лиц, обеспечить защиту прав и интересов как должников, так и кредиторов, а также внести вклад в оздоровление финансовой системы страны.

Список литературы

  1. Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. 2024 г.).
  2. Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства. М., (2023 г.)
  3. Данные Единого федерального реестра банкротств (2024 г.).

Поделиться

205

Чурюканов А. А. К вопросу о понятии и признаках банкротства физических лиц // Актуальные исследования. 2025. №32 (267). Ч.I. С. 70-72. URL: https://apni.ru/article/12855-k-voprosu-o-ponyatii-i-priznakah-bankrotstva-fizicheskih-lic

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября