Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Полиатлон:комплексный путь к гармоничному развитию физических способностей школь...

Полиатлон:комплексный путь к гармоничному развитию физических способностей школьников

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

Полиатлон
школьники
физическое развитие
гиподинамия
спорт
двигательная активность
многоборье
летний полиатлон
зимний полиатлон
школьная программа
спортивные секции
соревнования
здоровье
выносливость
сила

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме гиподинамии среди школьников и предлагает полиатлон как эффективное решение для вовлечения их в спорт и гармоничного развития физических способностей. Рассматриваются различные виды полиатлона, правила соревнований, необходимое оборудование, влияние на развитие детей разного возраста и преимущества этого вида спорта перед узкоспециализированными. Предлагаются конкретные способы внедрения полиатлона в школьную программу, включая включение элементов в уроки физкультуры, организацию спортивных секций и проведение соревнований. Обозначены перспективы развития полиатлона в школе.

Текст статьи

Введение: в современном мире, где гаджеты и виртуальная реальность все больше захватывают внимание подрастающего поколения, проблема недостаточной физической активности стоит особенно остро. Гиподинамия приводит к ослаблению здоровья, ухудшению успеваемости и снижению общей жизнеспособности. В этой связи, поиск эффективных и интересных способов вовлечения школьников в занятия спортом является актуальной задачей. 

Что такое полиатлон и чем он привлекателен для школьников?

Полиатлон – это многоборье, включающее в себя несколько видов спорта, как правило, циклических (бег, плавание, лыжные гонки) и стрелковых. Полиатлон имеет богатую историю, уходящую корнями в военно-прикладные виды спорта. Варьируя количество и состав этих видов спорта, можно адаптировать полиатлон к разным возрастным группам и условиям.

Существуют различные виды полиатлона, практикуемые в школах или доступные для школьников:

  • Летний полиатлон: Бег на короткую (60-100м) и длинную дистанции (800-3000 м), плавание (50-100 м), стрельба из пневматической винтовки (10-25 м).
  • Зимний полиатлон: Лыжные гонки (2-5 км), стрельба из пневматической винтовки (10-25 м), силовая гимнастика (подтягивания, отжимания, наклоны).
  • Военно-прикладной полиатлон: Метание гранаты, полоса препятствий, бег (100-3000 м).

Для занятия полиатлоном часть оборудования (например, спортивный зал, лыжи и винтовки) может предоставить школа, а часть (например, спортивная одежда и обувь) необходимо приобретать самостоятельно.

Привлекательность полиатлона для школьников обусловлена рядом факторов:

  • Разнообразие и отсутствие монотонности: Полиатлон позволяет избежать однообразных тренировок, характерных для узкоспециализированных видов спорта. 
  • Комплексное развитие: полиатлон способствует гармоничному развитию силы, выносливости, ловкости, координации и меткости. 
  • Возможность выбора: Существуют различные виды полиатлона, отличающиеся составом дисциплин. 
  • Соревновательный дух: Участие в соревнованиях воспитывает целеустремленность, волю к победе, умение работать в команде и справляться с трудностями.
  • Доступность: Полиатлон также ценен тем, что может быть адаптирован для детей с разными уровнями физической подготовки и даже с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, виды спорта в полиатлоне могут варьироваться в зависимости от времени года и доступности инфраструктуры (например, летом - плавание, зимой - лыжные гонки). Это делает полиатлон гибким и приспособленным к разным условиям.

Полиатлон как инструмент развития физических способностей школьников

Регулярные занятия полиатлоном оказывают комплексное положительное воздействие на организм школьника:

  • Улучшение сердечно-сосудистой системы: Циклические нагрузки, такие как бег и плавание, тренируют сердечную мышцу, укрепляют стенки сосудов и улучшают кровообращение. 
  • Укрепление опорно-двигательного аппарата: Разнообразные упражнения, входящие в состав полиатлона, укрепляют кости, суставы и мышцы, формируют правильную осанку и предотвращают развитие сколиоза.
  • Развитие дыхательной системы: Занятия полиатлоном улучшают вентиляцию легких, увеличивают жизненную емкость легких и способствуют более эффективному усвоению кислорода.
  • Совершенствование двигательных навыков: Полиатлон развивает ловкость, координацию, гибкость и точность движений, необходимые для успешной деятельности в различных сферах жизни. 

Внедрение полиатлона в школьную программу

Внедрение полиатлона в школьную программу возможно различными способами:

  • Включение элементов полиатлона в уроки физкультуры: На уроках физкультуры можно проводить эстафеты, включающие в себя различные упражнения из полиатлона, например, бег, плавание (при наличии бассейна), метание мяча, стрельбу из пневматической винтовки (под строгим контролем учителя).
  • Организация спортивных секций по полиатлону: В каждой школе желательно создать спортивную секцию по полиатлону, где школьники могли бы заниматься под руководством опытного тренера.
  • Проведение внутришкольных соревнований по полиатлону: Регулярное проведение внутришкольных соревнований по полиатлону способствует повышению интереса к этому виду спорта и выявлению талантливых спортсменов.
  • Участие в районных, городских и республиканских соревнованиях по полиатлону: Участие в соревнованиях более высокого уровня позволяет школьникам повысить свой спортивный уровень и получить ценный соревновательный опыт.

План поэтапного внедрения может выглядеть следующим образом:

  • 1 этап: Включение элементов полиатлона в уроки физкультуры (эстафеты с бегом, метанием, упражнениями на координацию).
  • 2 этап: Организация спортивной секции (набор школьников, составление программы тренировок, приобретение оборудования).
  • 3 этап: Проведение внутришкольных соревнований (разработка положения о соревнованиях, подготовка судейской коллегии, награждение победителей).

Важна поддержка администрации школы, которая может обеспечить финансирование, предоставить помещение и оборудование, организовать обучение тренеров. 

Перспективы развития полиатлона в школе

  • Создание школьной команды по полиатлону для участия в соревнованиях различного уровня.
  • Развитие сотрудничества с другими школами и спортивными организациями для проведения совместных мероприятий.
  • Привлечение спонсоров для финансирования спортивных секций и соревнований.

Заключение

Полиатлон – это не просто вид спорта, это комплексный инструмент для гармоничного развития физических способностей школьников. Он позволяет комплексно развивать силу, выносливость, ловкость, координацию и меткость, формирует здоровый образ жизни, укрепляет здоровье и готовит к успешной деятельности в различных сферах жизни. Внедрение полиатлона в школьную программу – это перспективный шаг в направлении воспитания здорового, сильного и гармонично развитого поколения. 

Список литературы

  1. Боген, М.М. Физическое воспитание и спорт: современный взгляд. – М.: СпортАкадемПресс, 2005.
  2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
  3. Сидоров, А.А. Полиатлон: Теория и практика. - Москва: Физкультура и спорт, 2015. [Предположительный источник, замените на реальный, если знаете другой источник]
  4. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 480 с.

Поделиться

3

Монтус В. С., Миронова Т. А. Полиатлон:комплексный путь к гармоничному развитию физических способностей школьников // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/12997-poliatlonkompleksnyj-put-k-garmonichnomu-razvitiyu-fizicheskih-sposobnostej-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (271)

Прием материалов

6 сентября - 12 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

17 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

1 октября