В последние годы в регламентирующей деятельности в сфере государственного управления произошли значительные изменения и продолжает происходить они и сегодня. Была сформирована достаточная правоприменительная практика.
Данное совершенствование обусловлено тем, что:
- возрастает роль субъектов предпринимательства;
- видоизменяются функции и задачи государственных органов в пользу договорных и обслуживающих;
- был внедрен риск-ориентированный подход.
Такое происходящее на всех уровнях публичной власти активное нормотворчество обусловливает повышенный интерес к проблемам, которые связаны с реализацией уполномоченными органами норм административного права.
Многогранность механизма административно-правового регулирования рассмотрим с уяснением его понятия.
С. С. Алексеев впервые ввел термин «механизм правового регулирования, он считал, что под ним: «следует понимать взятую в единстве всю совокупность юридических средств, при помощи которых обеспечивается правовое воздействие на общественные отношения» [1, с. 25].
Как средство правового регулирования, государственное управление, непосредственно связано с механизмом государственного принуждения.
Отметим, что в настоящее время не решена проблема определения предмета административно-правового регулирования, другими словами, сферы действия административно-правового механизма [3, с. 6-12].
В настоящее время просматривается управленческая парадигма в научных воззрениях.
Проблемы совершенствования управления социально-экономическими системами различных сфер активности, масштабом и уровнем позиционирования в общественной иерархии были, есть и никогда не перестанут быть предметом непрерывных научных, методологических и прикладных исследований в связи с тем, что и мир, и общество являются объектами постоянных эволюционных или революционных изменений, требующих интеллектуального обеспечения через осмысление, научное обобщение и формулирование рекомендаций по их практической реализации с целью получения положительных результатов и последствий.
Основополагающие принципы Конституции РФ относительно построения государственного аппарата и правового статуса граждан является основой административного законодательства, нормы которого охватывают общественные отношения, возникающие в сфере функционирования публичной администрации и ее должностных лиц.
Как показывает практика, значительную часть таких отношений составляют административно-правовые отношения с участием граждан. Каждый день с органами исполнительной власти и их должностными лицами контактируют миллионы граждан.
В связи с этим публичная администрация является одной из сфер государственно-общественной деятельности, где права, свободы и обязанности граждан рассматриваются чаще всего.
Изучая административную правосубъектность как отраслевую категорию, Т. А. Мацелик отмечает, что онтологически – это способность лица быть субъектом административного права. То есть специфика категории правосубъектности как определенной юридической формы заключается в том, что она фиксирует пределы правовой способности человека. Учитывая это правосубъектность в одном из ее аспектов ученый понимает как взаимосвязь личности и общества относительно будущих ее отношений со всеми третьими лицами-субъектами административного права [7, с. 92].
В. А. Юсупов отмечает, что «существенной особенностью современного механизма административно-правового регулирования общественных отношений является то, что этот механизм изменил свои целевые установки. На первый план выдвигаются не интересы государства, а права и свободы гражданина и человека. Это проявляется во всех сферах жизни общества» [12, с. 12].
Вопросы защиты прав, свобод и интересов при взаимодействии государства и бизнеса всегда были актуальными в процессе формирования идеи демократии и соответствующей идеологии. И с появлением новых социальных институтов потребность содержательного толкования прав, свобод и интересов человека и гражданина не теряет актуальности. Теоретической проблемой остается неопределенность содержания терминологии «государственно-правовой ответственности», «конституционной ответственности», «ответственности государственных органов и их должностных лиц», «публично-правовой ответственности».
По канонам классической демократии государство самоограничивается для:
- обеспечения равенства в отношениях и гарантии прав и свобод человека;
- воплощение основополагающего демократического принципа конституционного права на власть в пределах прямого или делегированного участия [4].
Немецкая административно-правовая доктрина определяет, что важнейшей системообразующей задачей публичного права является нормирование основных (публично-правовых) отношений между капиталом и органами публичной администрации.
Организационно-хозяйственные правоотношения, как и большинство хозяйственных правоотношений, являются преимущественно сложными, то есть содержат несколько самостоятельных элементов, «которые составляют в системе единство направленного действия». Сложное правоотношение, по его мнению, «может быть рассмотрено как иерархическая система составляющих правоотношений с несколькими уровнями, объединяющих подсистемы и на низком уровне элементарные правоотношения» [10].
А. В. Малько выделяет следующие элементы и стадии процесса правового регулирования:
- акт реализации прав и обязанностей;
- нормы права;
- правоотношение;
- организационно-исполнительный правоприменительный акт (юридический факт или фактический состав с таким решающим показателем);
- охранительный правоприменительный акт, который является факультативным элементом [11, с. 728].
Е. А. Пахмутова указывает, что на весь механизм административно-правового регулирования оказывает негативное влияние правоприменительные ошибки, влекущие издание актов применения норм права [8, с. 88].
Е. Г. Антоновой [2, с. 10], в свою очередь, выделяются следующие основные элементы механизма:
- нормативная основа, под которой понимаются юридические нормы;
- правоотношения (субъективные права и обязанности);
- акты реализации таких прав и обязанностей.
Исследователь отмечает важность определения факультативной стадии использования правовых положений и норм. Так, признаются допустимыми такие элементы как толкование норм права, использование средств юридической техники, определение юридической ответственности и иные элементы.
Некоторыми авторами отмечена концептуальная важность факультативных элементов механизма правового регулирования, иными словами взаимозависимость состояния правовой культуры и правового сознания, а также влияние этих элементов в настоящее время на российское правопонимание [9, с. 4-5].
В состав механизма административно-правового регулирования А. П. Коренев относит такие составляющие как:
- отношения, носящие административно-правовой характер;
- получившие воплощение в нормативных правовых актах нормы и принципы административного права;
- акты толкования положений и норм системы административного права, подготовленные уполномоченными органами;
- акты применения норм административного права [5, с. 44].
Отметим, что наиболее существенными составляющими механизма регламентирования административно-правовых начал являются:
- административно-правовые нормы;
- правоотношения административного характера;
- связанные с осуществлением управленческой деятельности субъекта власти акты применения норм права.
Можно согласиться с мнением, высказанным А. С. Ложечко о том, что определение задач и целей правового регламентирования могут быть признаны основным в административно-правовом регулировании. Также важная роль отведена выбору юридических способов и средств правового регулирования, совершенствования правотворчества, а также правоприменения [6, с. 24].
Исходя из проведенного анализа можно предложить определение механизма административно-правового регулирования. Механизм административно-правового регулирования это единое сочетание административно-правовых средств и способов. Данные средства в последовательном воздействии могут быть признаны нормативно организованными в оказании влияния на коммерческую деятельность, с учетом функций, задачи, а также поставленных целей перед управлением.
В структуру механизма административно-правового регулирования в предпринимательской деятельности могут быть включены положения административного и других отраслей права, правоотношения и акты применения норм права, определенные реализацией управленческой деятельности в областях предпринимательского права.
Исходя из вышеизложенного, механизм административно-правового регулирования может характеризоваться особенностями режима регулирования; особенностями нормотворчества и статуса правоприменения управляющего органа; характеристикой области формирования общественных отношений в корпоративной сфере и др.