Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Меры административного принуждения, применяемые к субъектам предпринимательской ...

Меры административного принуждения, применяемые к субъектам предпринимательской деятельности

12 сентября 2025

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

меры административного принуждения
субъекты предпринимательской деятельности
малое предпринимательство
контрольно-надзорная деятельность
административная ответственность
риск-ориентированный подход
пресекательно-наказательный комплекс
пресекательно-восстановительный комплекс
обязательные требования
проверки

Аннотация статьи

В статье рассматривается система мер административного принуждения, применяемых к субъектам предпринимательской деятельности, в условиях повышенной потребности в правовой поддержке малого бизнеса. Автор анализирует существующий правовой массив и обосновывает необходимость разработки новых нормативных документов для решения проблемных вопросов развития малого и микропредпринимательства. Центральное место в работе занимает классификация мер административного принуждения на два взаимосвязанных комплекса: пресекательно-наказательный (карательный) и пресекательно-восстановительный (контрольно-надзорный). Подробно раскрываются основания для применения мер каждого комплекса, включая нарушения обязательных требований законодательства и возникновение угроз различного характера. Особое внимание уделено внедрению риск-ориентированного подхода, который оптимизирует контрольно-надзорную деятельность. В заключение предлагается систематизировать все меры административного принуждения в отношении бизнеса в едином процессуальном федеральном законе, что позволит унифицировать процедуры их применения и повысить эффективность государственного контроля.

Текст статьи

Несмотря на то, что отношения в сфере малого предпринимательства регулируются большим количеством законодательных актов (законами, указами Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства), в условиях экономических кризисов этот вид деятельности требует большей правовой поддержки, что способствовало бы дальнейшему развитию малого предпринимательства как на уровне страны в целом, так и на уровне отдельных ее регионов. Обусловливается необходимость принятия ряда новых нормативных и инструктивных документов, которые урегулируют проблемные вопросы развития малого и микропредпринимательства, функционирования малых и микропредприятий и тому подобное.

Среди мер административно-правового принуждения, применяемые к субъектам предпринимательской деятельности можно выделить два взаимосвязанных комплекса: пресекательно-наказательный (карательный); пресекательно-восстановительный (контрольно-надзорный).

Основаниями применения административно-принудительных мер к индивидуальному предпринимателю либо юридическому лицу в порядке производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого контрольно-надзорным органом исполнительной власти, можно назвать: наличие повода к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 28.1 КоАП РФ и относимого по смыслу к деятельности индивидуального предпринимателя либо юридического лица; установленный состав административного правонарушения, которое совершено индивидуальным предпринимателем либо юридическим лицом.

А.И. Стахов предлагает выделять в структуре пресекательно-наказательного комплекса административно-принудительных мер следующие виды однородных мер:

  1. Обеспечительные пресекательно-наказательные меры.
  2. Меры административной ответственности.
  3. Ретроспективные наказательные меры.

Основанием применения мер, применяемых в ходе проверок государственного контроля (надзора), являются:

  • нарушения обязательных требований законодательства, совершенное юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем. Например, нарушение лицензиатом лицензионных требований, нарушение антимонопольного законодательства, нарушение законодательства о налогах и сборах и пр.;
  • угрозы безопасности природного, техногенного, иного характера, связанные с нарушениями обязательных законодательных требований. Например, угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций техногенного и природного и пр.

Необходимо отметить, что с 2020 года в РФ внедрен риск-ориентированный подход, который, с одной стороны, снизил нагрузку на бизнес и на контрольно-надзорные органы, а с другой стороны, позволил уделить большее внимание при проверке субъектов предпринимательской деятельности, чья деятельность может принести к угрозам жизнь и здоровью людей, а также к иным потенциально опасным последствиям в случае их несвоевременного выявления

Нарушение обязательных требований, совершаемое юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем, в данном контексте, понимается как выявляемый в ходе контрольно-надзорной деятельности самостоятельный вид неправомерного поведения в форме неисполнения либо же ненадлежащего исполнения обязательных.

Таким образом, комплекс применяемых органом исполнительной власти в ходе проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя контрольно-надзорных мер направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, а также нейтрализацию вреда.

Поэтому, в таком случае неблагоприятные последствия, наступающие для юридического лица либо предпринимателя являются восстановительными, а не наказательными.

Таким образом, разделение административно-принудительных мер, применяемых к предпринимателям, на два комплекса (карательный (пресекательно-наказательный) и контрольно-надзорный (пресекательно-восстановительный)), позволяют говорить о перспективах систематизации мер административного принуждения в административно-правовом регулировании.

Предполагается, что данные комплексы пресекательно-восстановительных и пресекательно-наказательных мер, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, можно систематизировать в едином процессуальном федеральном законе, также закрепив и процедуры их применения. 

Список литературы

  1. Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Российской Федерации / А.И. Стахов – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006. – 199 с.

Поделиться

7

Баширов Н. Е. Меры административного принуждения, применяемые к субъектам предпринимательской деятельности // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/13009-mery-administrativnogo-prinuzhdeniya-primenyaemye-k-subuektam-predprinimatelskoj-deyatelnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (272)

Прием материалов

13 сентября - 19 сентября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

8 октября