Законодательством Российской Федерации (далее – РФ) определение понятия «импортозамещение» не предусмотрено, тем не менее оно довольно часто встречается в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней.
В современном экономическом словаре импортозамещение понимается как уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичного товара[1]. В таком понимании импортозамещение является основой протекционизма - внешнеторговой политики государства, направленной на ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг [2].
Импортозамещение как экономико-правовое явление может охватываться не только в пределах границ одной страны, но и на территории двух и более стран. Например, в соответствии с п.1 ст.1 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор ЕАЭС) устанавливается «свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики».
Вместе с этим Договором ЕАЭС предусмотрены цели гармонизации законодательства (-сближение законов государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах[3]) и формирования единого экономического пространства. В таком понимании импортозамещение не может быть направлено на страны, в отношении которых применяются положения о создании схожей (сопоставимой) правовой базы и о формировании единого экономического пространства, потому как нормы о едином экономическом пространстве в рамках договора ЕАЭС одинаково соотносятся со ст. 8 Конституции РФ.
- Соотношение протекционизма и равенства на международной арене
Данную проблему следует рассматривать через юридическое понимание режима наибольшего благоприятствования торговли (далее -РНБ)).
РНБ означает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых стороны обязуются передать друг другу, физическим и юридическим лицам одинаковые или не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие одна из сторон предоставляет или предоставит в будущем третьему государству, его физическим и юридическим лицам [4].
РНБ как институт международного права регулируется Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соблюдение всех перечисленных НПА является главным требованием участия ВТО, установленным Марракешским соглашения. РФ присоединилась к ВТО в 2012 г. и ратифицировала соглашение Федеральным закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ, поэтому Россия применяет РНБ в отношении стран-участник ВТО. - Уменьшение совокупного объема иностранных инвестиций
Существуют две правовые формы осуществление инвестиционной деятельности в РФ: корпоративная и договорная[5]. При корпоративной форме вложения осуществляются в уставный капитал, а при договорной форме вложения осуществляются через передачу определенной суммы денег одной стороной в целях исполнения договорных обязательств другой стороне. Субъектами могут являться иностранные граждане.
По общему правилу иностранные инвестиции обладают положительным эффектом для экономики страны, который может проявляться, например, в получении и распространении более передовых технологий управления и производства[6]. Однако экономика государства через компании с долевым участием иностранных граждан становится более зависимой от их управленческих решений, так как иностранные инвестиции направлены на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями. В зависимости от организационно-правовой формы компании законодательством устанавливается соответствующее размер долевой собственности, предполагающее обязательные условия для принятия ключевых решений на корпоративном уровне. - Сокращение конкуренции
РФ является государством с рыночной экономикой. Поддержка конкуренции является приоритетным направлением политики, а в соответствии с ч.2 ст.34 Конституции РФ недобросовестная конкуренция запрещена. Кроме того, поддержка государством предусмотрен специальный орган по соблюдению антимонопольного законодательства, коим является ФАС РФ. Развитие конкуренции в РФ предусмотрено Указом Президента РФ от 21.12.2017 N 618.
что на данном примере преимущества могут направлены на них, так как они могут исполнить тот или иной контракт.
В рамках импортозамещение данные меры препятствуют конкуренции, в результате чего в долгосрочной перспективе снижается эффективность. Становится очевидным, что для того, чтобы повысить эффективность необходимо развивать конкуренцию на внутренних рынках и всячески поддерживать новых участников.
- Риск товарного дефицита
Под товарным дефицитом понимается недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег [7].
Данная проблема связана с запретом или ограничениями на импорт товаров зарубежного производства и по общему правилу решается двумя способами: импортозамещением и параллельным импортом.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 N 8-П дается определение понятию параллельный импорт, под которым понимается возможность импорта продукции независимо от согласия производителя товара или его официального дистрибьютора.
В таком понимании импортозамещение и параллельный импорт – понятия взаимоисключающие. Их принципиальное отличие заключается, что параллельный импорт позволяет устранить дефицит товаров в краткосрочном периоде, а импортозамещение позволяет устранить дефицит товаров в долгосрочном периоде (связано с необходимостью создания соответствующих производств).
Зачастую проблема товарного дефицита решается государством комбинированно. В краткосрочном периоде используется механизм параллельного импорта, и в тоже время государство предпринимает меры по стимулированию внутренних производителей для замещения импортной продукции в долгосрочном периоде.
[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. С.479.
[2] Цедилин Л.И. Протекционизм в российской экономической политике: институциональный исторический опыт. М.: Институт экономики РАН, 2014. С. 7.
[3] Ст. 2 Договора ЕАЭС
[4] Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. и др. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 2001. С. 504.
[5] Доронина Н. Г. Инвестиционное законодательство и модернизация экономики. М: Журнал российского права. 2011. № 1. С. 49
[6] Болаев А.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор внедрения зарубежных технологий в стране-реципиенте в условиях экономической глобализации (рус.) Управление экономическими системами: электронный научный журнал. С. 54.
[7] Спиридонова Н. В. Теоретический анализ экономических систем: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. М.: Издательский дом «Питер», 2013. С. 123. С. 240.