Законодательством Российской Федерации (далее – РФ) определение понятия «импортозамещение» не предусмотрено, тем не менее оно довольно часто встречается в нормативно-правовых актах федерального и регионального уровней.
В современном экономическом словаре импортозамещение понимается как уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичного товара [4, с. 479]. В таком понимании импортозамещение является основой протекционизма – внешнеторговой политики государства, направленной на ограничение ввоза импортных и поддержку производства аналогичных внутренних товаров и услуг [6, с. 7].
Импортозамещение как экономико-правовое явление может охватываться не только в пределах границ одной страны, но и на территории двух и более стран. Например, в соответствии с п. 1 ст. 1 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор ЕАЭС) устанавливается «свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики».
Вместе с этим Договором ЕАЭС предусмотрены цели гармонизации законодательства (сближение законов государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах (Ст. 2 Договора ЕАЭС)) и формирования единого экономического пространства. В таком понимании импортозамещение не может быть направлено на страны, в отношении которых применяются положения о создании схожей (сопоставимой) правовой базы и о формировании единого экономического пространства, потому как нормы о едином экономическом пространстве в рамках договора ЕАЭС одинаково соотносятся со ст. 8 Конституции РФ.
1. Соотношение протекционизма и равенства на международной арене
Данную проблему следует рассматривать через юридическое понимание режима наибольшего благоприятствования торговли (далее – РНБ).
РНБ означает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых стороны обязуются передать друг другу, физическим и юридическим лицам одинаковые или не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие одна из сторон предоставляет или предоставит в будущем третьему государству, его физическим и юридическим лицам [2, с. 504].
РНБ как институт международного права регулируется Генеральным соглашением по тарифам и торговле (ГАТТ), Генеральным соглашением по торговле услугами (ГАТС), Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соблюдение всех перечисленных НПА является главным требованием участия ВТО, установленным Марракешским соглашения. РФ присоединилась к ВТО в 2012 г. и ратифицировала соглашение Федеральным закон от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ, поэтому Россия применяет РНБ в отношении стран-участник ВТО.
2. Уменьшение совокупного объема иностранных инвестиций
Существуют две правовые формы осуществление инвестиционной деятельности в РФ: корпоративная и договорная [3, с. 49]. При корпоративной форме вложения осуществляются в уставный капитал, а при договорной форме вложения осуществляются через передачу определенной суммы денег одной стороной в целях исполнения договорных обязательств другой стороне. Субъектами могут являться иностранные граждане.
По общему правилу иностранные инвестиции обладают положительным эффектом для экономики страны, который может проявляться, например, в получении и распространении более передовых технологий управления и производства [1, с. 54]. Однако экономика государства через компании с долевым участием иностранных граждан становится более зависимой от их управленческих решений, так как иностранные инвестиции направлены на длительный контроль инвестора над хозяйственными операциями. В зависимости от организационно-правовой формы компании законодательством устанавливается соответствующее размер долевой собственности, предполагающее обязательные условия для принятия ключевых решений на корпоративном уровне.
3. Сокращение конкуренции
РФ является государством с рыночной экономикой. Поддержка конкуренции является приоритетным направлением политики, а в соответствии с ч.2 ст.34 Конституции РФ недобросовестная конкуренция запрещена. Кроме того, поддержка государством предусмотрен специальный орган по соблюдению антимонопольного законодательства, коим является ФАС РФ. Развитие конкуренции в РФ предусмотрено Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618, что на данном примере преимущества могут направлены на них, так как они могут исполнить тот или иной контракт. В рамках импортозамещение данные меры препятствуют конкуренции, в результате чего в долгосрочной перспективе снижается эффективность. Становится очевидным, что для того, чтобы повысить эффективность необходимо развивать конкуренцию на внутренних рынках и всячески поддерживать новых участников.
4. Риск товарного дефицита
Под товарным дефицитом понимается недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег [5, с. 240].
Данная проблема связана с запретом или ограничениями на импорт товаров зарубежного производства и по общему правилу решается двумя способами: импортозамещением и параллельным импортом. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.02.2018 № 8-П дается определение понятию параллельный импорт, под которым понимается возможность импорта продукции независимо от согласия производителя товара или его официального дистрибьютора. В таком понимании импортозамещение и параллельный импорт – понятия взаимоисключающие. Их принципиальное отличие заключается, что параллельный импорт позволяет устранить дефицит товаров в краткосрочном периоде, а импортозамещение позволяет устранить дефицит товаров в долгосрочном периоде (связано с необходимостью создания соответствующих производств).
Зачастую проблема товарного дефицита решается государством комбинированно. В краткосрочном периоде используется механизм параллельного импорта, и в то же время государство предпринимает меры по стимулированию внутренних производителей для замещения импортной продукции в долгосрочном периоде.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)