На основе анализа российского законодательства все механизмы правового регулирования импортозамещения можно классифицировать в следующем порядке:
1. Предоставление субсидии, освобождение от уплаты налогов и федеральные программы поддержки производителей
Субсидии
Основные положения о субсидиях установлены ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Примером предоставления субсидий является Постановление Правительства РФ от 28 июля 2022 г. № 1347, которым направлено на стимулирование продаж высокотехнологичной продукции за рубеж. При соблюдении требований, установленных п. 4 вышеуказанного постановление, лицо может претендовать на получении субсидии, покрывающие в размере до 80% от транспортных издержек высокотехнологичной продукции российских производителей.
Такая мера помогает разрешить конкретному производителю высокотехнологичной продукции аккумулировать свободные средства или направить в амортизационные фонды, из которых затем можно модернизировать производства и, как следствие, начать выпускать больше высокотехнологичной продукции.
Налоги
Освобождение от уплаты налогов в рамках правового регулирования импортозамещения можно рассматривать как стимулирующую меру за счет сокращения налогового бремени для внутренних производителей.
Например, IT компании с российской аккредитацией, разрабатывающие программное обеспечение, на основании Федерального закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ освободили от налогов. Учитывая то, что IT компании с российской аккредитацией разрабатывают программное обеспечение для внутреннего рынка, и этот факт подтверждается соответствующим Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2022 г. № 1478 такой механизм способствует замещению зарубежного программного обеспечения.
Федеральные программы поддержки производителей
Исходя из смысла названия данной меры федеральные программы направлены на обеспечение материально-технической базой внутренних производителей.
Ярким примером является программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Документом утверждены планы развития импортозамещения в отечественных отраслях промышленности вплоть до 2024 года. На реализацию проекта ежегодно выделяются миллиарды рублей в качестве инвестиции (например, в 2021 году – более 330 млрд руб.).
Федеральные программы поддержки производителей охватываются не только производственным сектором. В зависимости государства импортозамещение может также применяться сельскохозяйственном секторе, высокотехнологичном, в сфере услуг и т. д.
2. Импортозамещение в законодательстве о закупках
Законодательство о контрактной системе регулируется Федеральными законами: «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ; «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ; «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ. В правового регулирования импортозамещения в контрактная система претерпела ряд изменений, которые связаны с:
- Запретом на допуск товаров зарубежного производства при осуществлении закупок на государственные нужды, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (ред. от 03.10.2022). Исходя из того, что преимущественным правом на закупку пользуются товары, произведенные в РФ и ЕАЭС, это нововведение спаду конкуренции в контрактной системе за счет предоставления преференций соответствующим производителям в рамках РФ и ЕАЭС.
- Введением правила «второй лишний». На данный момент это правило существует в форме законопроекта, разработанного Минпромторгом РФ, которое предполагает наличие только одного поставщика лекарств в борьбе с тяжелыми заболеваниями.
- Введением правила «третий лишний», смысл которого заключается в том, что заявки со стороны зарубежных производителей автоматически отклоняются при наличии хотя бы 2 заявок со стороны отечественных производителей.
В рамках импортозамещения законодательство о контрактной системе ужесточатся, чтобы обеспечить более независимую экономику, но без ущерба для исполнений контрактов. Исполнение контракта в РФ благоприятствует развитию производственного сектора, а, следовательно, способствует импортозамещению товаров зарубежного производства и восполнению товарного дефицита.
Для увеличения общего количества участников закупки, эффективности и качестве исполнения контрактов интересным представляется предложение Кичика К. В. на VI Санкт-Петербургском международном форуме контрактных отношений по созданию единой закупочной системы в рамках ШОС и БРИКС. Такая мера позволит упростить допуск к участию в контрактной системе государств-членов как отечественным производителем, так и производителям стран-участников.
3. Особое правовое регулирование в свободных экономических зонах (далее-СЭЗ)
СЭЗ-сравнительно небольшие территории государства, на которых вводится льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности для привлечения иностранных и отечественных инвесторов и создается вся необходимая для этого производственная и деловая инфраструктура [2, с. 394]. СЭЗ широко распространены в Китайской Народной Республике для привлечения иностранного капитала. Ярким примером СЭЗ является о. Хайнань.
В РФ ключевыми источниками правового регулирования свободных экономических зон в РФ являются: Таможенный Кодекс ЕАЭС, Соглашение по вопросам СЭЗ на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры СЭЗ от 18.06.2010 (далее – Соглашение), Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ)., Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон о ТОСЭР).
Правовая и экономическая суть СЭЗ сводится к следующему:
- СЭЗ создаются в целях развития государством торговли, туризма, производства [3].
- К резидентам СЭЗ применяются различные льготы.
- На территории СЭЗ действуют специальные таможенные правила.
- На территории СЭЗ активно развивается инфраструктура.
В ЕАЭС предусмотрены следующие общие условия функционирования СЭЗ:
- На территории СЭЗ может применяться процедура свободной таможенной зоны. При этом не установлена возможность применения процедуры беспошлинной торговли.
- Товары, ввезенные на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также мер нетарифного регулирования.
- Особенности регулирования СЭЗ (создание, функционирование, прекращение, определение типов СЭЗ, определение допустимых видов деятельности и т. д.) устанавливаются государствами-членами Таможенного союза.
Опыт РФ и стран-членов ЕАЭС в области СЭЗ позволяет полагать, что данная практика является эффективной с точки зрения импортозамещения за счет предоставления льготных условий производителям.
4. Новые формы договорных отношений в рамках создания и/или модернизации производств
Специальный инвестиционный контракт форматов 1.0 (далее-СПИК 1.0) и 2.0 (далее-СПИК 2.0).
Приведенный перечень механизмов правового регулирования импортозамещения не является исчерпывающим.
Кроме того, основании вышесказанного можно сделать вывод, что импортозамещение имеет как плюсы, так минусы, а правовое регулирование должно с учетом особенностей каждого сектора экономики отдельно. При импортозамещении все правовые механизмы действуют одномоментно, обеспечивая наибольшую эффективность проводимой политики.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)