Главная
АИ #46 (281)
Статьи журнала АИ #46 (281)
Психологические аспекты развития выносливости у подростков в полиатлоне: мотивац...

Психологические аспекты развития выносливости у подростков в полиатлоне: мотивация, воля и целеустремленность

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

полиатлон
выносливость
подростки
мотивация
воля
целеустремленность
психология спорта
подготовка спортсменов
спортивная подготовка

Аннотация статьи

В статье рассматривается взаимосвязь психологических факторов и развития выносливости у подростков, занимающихся полиатлоном. Особое внимание уделяется роли мотивации (внутренней и внешней), волевых качеств и целеустремленности в преодолении трудностей, связанных с тренировочным процессом и соревнованиями. Представлены практические рекомендации для тренеров и родителей по созданию позитивной мотивационной среды, развитию самодисциплины и стрессоустойчивости у юных спортсменов. Подчеркивается важность комплексного подхода к подготовке полиатлонистов, учитывающего как физиологические, так и психологические аспекты развития.

Текст статьи

Введение

Полиатлон, многоборье, требующее физической и психологической готовности, особенно выделяет подростковый возраст как период формирования личности и ключевых качеств: мотивации, воли, целеустремленности. Развитие выносливости у юных полиатлонистов тесно связано с психологическими факторами. Изучение этих аспектов важно для оптимизации тренировок и повышения эффективности подготовки спортсменов. Данная статья исследует взаимосвязь мотивации, воли и целеустремленности с выносливостью подростков в полиатлоне и предлагает практические рекомендации.

1. Мотивация:

  • Внутренняя и внешняя мотивация: важно понимать, чем driven юный спортсмен. Внутренняя мотивация (интерес к процессу, удовольствие от тренировок, стремление к самосовершенствованию) более устойчива и эффективна, чем внешняя (похвала, награды, признание). Тренер должен помогать подростку находить радость в тренировках, поддерживать его интерес к полиатлону, подчеркивать прогресс и достижения.
  • Постановка целей: мотивация тесно связана с целями. Для подростков важно устанавливать реалистичные и достижимые цели, которые будут мотивировать их к дальнейшему прогрессу. Цели должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными во времени (SMART-цели).
  • Создание позитивной атмосферы: важно, чтобы подросток чувствовал себя комфортно и безопасно на тренировках. Позитивная атмосфера в команде, поддержка тренера и родителей способствуют поддержанию высокой мотивации к тренировкам.

2. Воля:

  • Преодоление трудностей: тренировки на выносливость часто связаны с физическим и психологическим дискомфортом. Развитие воли позволяет подростку преодолевать усталость, боль и дискомфорт, продолжать тренировки и достигать поставленных целей.
  • Самодисциплина: воля проявляется в способности соблюдать режим тренировок, правильно питаться и отдыхать, даже когда нет желания или сил. Тренер может помочь подростку развить самодисциплину, предлагая структурированные тренировочные планы и поддерживая его на пути к достижению целей.
  • Развитие стрессоустойчивости: соревнования в полиатлоне – это стрессовая ситуация. Развитие воли позволяет подростку сохранять концентрацию и спокойствие в стрессовых ситуациях, принимать правильные решения и показывать высокие результаты.

3. Целеустремленность:

  • Определение жизненных ценностей: целеустремленность связана с пониманием подростком своих жизненных ценностей и целей. Важно, чтобы полиатлон соответствовал этим ценностям и целям, чтобы подросток видел смысл в тренировках и соревнованиях.
  • Планирование и организация: целеустремленный подросток умеет планировать свое время, организовывать тренировки и другие виды деятельности. Тренер может помочь подростку развить навыки планирования и организации, предлагая структурированные тренировочные планы и обучая принципам тайм-менеджмента.

Постоянное развитие: целеустремленный подросток стремится к постоянному развитию и совершенствованию. Он учится на своих ошибках, анализирует свои результаты и постоянно ищет новые способы улучшить свои показатели.

Практические рекомендации для тренера и родителей:

  • Создание позитивной мотивационной среды: поддерживайте юного спортсмена, хвалите за усилия и прогресс, помогайте преодолевать трудности.
  • Помощь в постановке реалистичных целей: устанавливайте цели вместе с подростком, учитывая его возможности и стремления.
  • Развитие волевых качеств: предлагайте задания, требующие преодоления трудностей и дискомфорта.
  • Поддержка и понимание: общайтесь с подростком, интересуйтесь его мнением, помогайте справляться с трудностями и разочарованиями.
  • Привитие любви к спорту: создавайте условия для получения удовольствия от занятий полиатлоном, чтобы спорт стал неотъемлемой частью жизни подростка.

Заключение

Развитие выносливости у подростков в полиатлоне – это комплексный процесс, требующий не только физической подготовки, но и развития психологических качеств, таких как мотивация, воля и целеустремленность. Грамотный тренер и поддерживающие родители, понимающие психологические особенности подросткового возраста, могут помочь юному спортсмену раскрыть свой потенциал и добиться высоких результатов в полиатлоне.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с. (Общий обзор психологических аспектов в спорте).
  2. Вайнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 2001. – 335 с. (Базовые принципы психологии спорта, полезные для понимания мотивации и воли).
  3. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. – Т. 1. – 408 с. (Глубокий анализ теории мотивации).
  4. Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с. (Сосредоточен на влиянии психологии на результаты).

Поделиться

19

Богомазова Ю. С., Миронова Т. А., Монтус В. С. Психологические аспекты развития выносливости у подростков в полиатлоне: мотивация, воля и целеустремленность // Актуальные исследования. 2025. №46 (281). URL: https://apni.ru/article/13581-psihologicheskie-aspekty-razvitiya-vynoslivosti-u-podrostkov-v-poliatlone-motivaciya-volya-i-celeustremlennost

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря