Главная
Конференции
Вызовы современности: пандемии, стресс и цифровая зависимость
Использование газеты как одного из средств изучения иностранного языка

Использование газеты как одного из средств изучения иностранного языка

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

газета
иностранный язык
средства и способы обучения

Аннотация статьи

Использование периодических изданий играет немаловажную роль при изучении иностранного языка. Они позволяют обеспечить студентам погружение в языковую среду изучаемого языка, познакомить их с новыми лексическими единицами и реалиями.

Текст статьи

Предметом изучения иностранного языка являются языковые средства всех лингвистических уровней и в качестве основного выступает текст как объект для восприятия (зрительно и на слух) и понимания чужого высказывания. Благодаря этому требования аутентичности стало неотъемлемой частью современной коммуникативно-ориентированной методики обучения.

В обучении иностранному языку средства массовой информации занимают одно из ключевых мест. Однако отметим, что в последнее время наметилось заметное увеличение доли видеокурсов и компьютерных программ, применяемых в ходе обучения иностранному языку, что негативно сказалось на использовании в ходе занятий материалов аутентичной прессы. Между тем газета, как вид дидактического материала, имеет ряд положительных моментов:

  1. Доступность – благодаря развитию сети Интернет, возможность знакомства с большинством периодических изданий;
  2. Обилие языкового материала;
  3. Разнообразие языкового материала (национальная и региональная пресса, специализированные газеты и журналы и т. д.);
  4. Постоянное обновление материала;
  5. Принадлежность к культуре страны [2].

Все это позволяет использовать периодическую печатную прессу на занятии по иностранному языку с большим коэффициентом полезности.

Основоположники лингводидактики Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров утверждают, что при обучении иностранному языку последний выступает как средство приобщения обучаемого к новой для него национальной культуре, ибо отделение культуры от языка, а языка от культуры в учебном процессе невозможно.

Итак, можно говорить о том, что использование периодической печатной прессы на занятии по иностранному языку полностью отвечает требованиям современных стандартов обучения. Так же мы склоняемся к тому мнению, что чтение газет является расширением коммуникативной компетенции, представляющейся не менее важной, чем чтение литературных текстов. Для успешной и эффективной работы с газетой на занятии по иностранному языку следует учитывать некоторые особенности, свойственные данному типу носителей информации.

В качестве работы с газетой можно выделить такой момент как детальное рассмотрение того или иного печатного издания. Мы можем подробно остановиться на следующих вопросах:

  • какие сюжеты, темы являются основными в данном номере;
  • какая продукция рекламируется в номере (парфюмерия/косметика, машины, одежда, жилье и т. д.);
  • каково пропорциональное соотношение места, отводимого той или иной рубрике, теме (например, информации о зарубежных странах) [3].

Предполагаемая работа должна проходить на разных уровнях:

  • сравнение газет одного типа;
  • сравнение газет разных типов, в котором видна разница между ежедневным и ежемесячным изданием;
  • сравнение освещения одного и того же события разными изданиями.

В этой связи правильно построенная работа с печатными периодическими изданиями позволяет студентам приобрести определенные навыки работы с газетным текстом и овладеть прогностическими и информационно-поисковыми умениями чтения, что позволяет обучаемым прогнозировать идеи, содержащиеся в тексте.

Данная работа эффективно развивает умение информативных видов чтения - ознакомительного, просмотрового, поискового.

На продвинутом этапе можно проработать базовые умения, что позволяет обучаемым свободно пользоваться умениями разных видов чтения в зависимости от модификации его цели: передать идею текста как замысел автора; определить фактическую, концептуальную и подтекстовую информацию ее выраженность/невыраженность во внешнем текстовом поле; определить свое отношение к разному рода текстовой информации; определить пропущенные логические звенья единиц разного текстового уровня, интерпретировать и аргументировать информацию разных текстовых единиц, извлечь имплицитную информацию, подтвердить ее на базе внешне выраженной информации текста.

Очень продуктивным видом работы при изучении иностранного языка является – написание статьи. Это письменный вид задания, требующий достаточно высокого уровня владения языком. В качестве подготовительного упражнения можно предварительно обсудить:

  • выбор темы для статьи;
  • параметры статьи – размер, тип (репортаж, политическая статья, объявление и т. д.), место и т. д.;
  • заголовок;
  • аудиторию, к которой будет обращена статья (обязательно обозначить соответствующий языковой регистр) [1].

Второй по популярности формой работы с газетой является –реферирование статьи. Реферирование статьи – это отдельный вид работы, который требует специальной подготовки. Однако на занятии можно использовать некоторые подготовительные упражнения, которые впоследствии помогут студентам в составлении резюме и в выполнении других видов письменных работ.

Как видим, работа с печатными периодическими изданиями на занятии по иностранному языку чрезвычайно полезна как в лингвистическом аспекте, так и в контексте межкультурной коммуникации и должна иметь место при изучении различных тем.

Список литературы

  1. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе [учебно-методическое пособие] / Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.
  2. Кожевникова Т.В. Компьютерные технологии в изучении иностранных языков // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. – М.: Экзамен, 2006.
  3. Сысоев П.В. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // ИЯШ, 2008. – № 6.
  4. Теория и практика применения технических средств в обучении иностранных языков. / Под ред. М.В. Ляховицкого. переизд. – М, 2010.

Поделиться

18

Тарасова М. В., Постникова С. Н., Гайдаржи Н. С. Использование газеты как одного из средств изучения иностранного языка // Вызовы современности: пандемии, стресс и цифровая зависимость : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13605-ispolzovanie-gazety-kak-odnogo-iz-sredstv-izucheniya-inostrannogo-yazyka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (282)

Прием материалов

22 ноября - 28 ноября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря