Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся гим...

Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся гимнастикой

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

гибкость
дети младшего школьного возраста
гимнастика
методика
упражнения
тренировочный процесс
анатомо-физиологические особенности

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности развития гибкости у детей младшего школьного возраста (7–10 лет), занимающихся гимнастикой. Обосновывается важность целенаправленного развития гибкости в данном возрастном периоде для достижения высоких спортивных результатов и профилактики травматизма. Представлена методика, включающая комплекс упражнений на развитие гибкости, учитывающих анатомо-физиологические особенности детей. Особое внимание уделяется соблюдению принципов постепенности, систематичности и индивидуализации тренировочного процесса. Приведены рекомендации по дозировке упражнений, организации тренировочных занятий и контролю за уровнем развития гибкости.

Текст статьи

Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически [1].

Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточное развитие гибкости у детей приводит к травмированию на занятиях, а также к несовершенной технике выполнения упражнений [2, 7].

Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества.

Особенности гибкости имеют свою специфику в зависимости от рода деятельности.

Развитие гибкости происходит интенсивно в раннем детстве и младшем школьном возрасте. Однако, как показывают наблюдения, развитие этого важного качества у детей в начальной школе уделяется не столько много времени, поэтому проблема развития гибкости очень актуальна.

Разработанная нами методика развития гибкости, основанная на использования упражнений активного и пассивного характера, позволит более качественно повысить уровень развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся гимнастикой.

Нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных; опрос (беседа); педагогическое наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики; анализ научно-методической литературы.

Контрольное тестирование проводилось в начале, в середине и по окончании педагогического эксперимента. Для оценки развития гибкости были использованы следующие тесты, цель применения тестов: определить уровень развития гибкости. Возраст учащихся: 6–8 лет. Тест: «наклон туловища вперёд». Тест: «шпагат». Тест: «выкрут гимнастической палки»

Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №2 на протяжении учебного года.

Эксперимент проводился с целью оценки эффективности методики, направленной на развитие гибкости у учащихся первого класса, занимающихся гимнастикой.

В обследовании участвовали 38 учащихся 1-х классов, которые были разделены на 2 группы: контрольную – 18 детей и экспериментальную – 20, школьники были отобраны в группы методом случайной выборки.

На занятиях в экспериментальной группе использовалась специально разработанная методика для развития гибкости. А в контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике (комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I–XI классов общеобразовательной школы).

Для выявления эффективности применяемой методики развития гибкости у детей первого класса на занятиях. Мы использовали t - критерий Стьюдента. Что и поможет нам выявить коэффициент достоверности развития гибкости [3].

Таблица 1

Начальный уровень гибкости в экспериментальной группе

Тесты

Группа

Х

m

«Выкрут гимнастической палки»

Экспериментальная

20,1

0,567

«Наклон вперед»

Экспериментальная

5,8

0,786

«Шпагат»

Экспериментальная

28,2

0,593

Таблица 2

Начальный уровень гибкости в контрольной группе

Тесты

Группа

Х

m

«Выкрут гимнастической палки»

Контрольная

20,4

0,600

«Наклон вперед»

Контрольная

5,4

0,600

«Шпагат»

Контрольная

25,8

1,062

Таблица 3

Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп до начала проведения педагогического эксперимента

Тесты

Группа

Результат Х±m

t

p

«Выкрут гимнастической палки»

Экспер.

20,1±0,567

0,36

>0,05

Контр.

20,4±0,600

«Наклон вперед»

Экспер.

5,8±0,786

0,40

> 0,05

Контр.

5,4±0,600

«Шпагат»

Экспер.

28,2±0,593

1,97

> 0,05

Контр.

25,8±1,062

В экспериментальной группе средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 20,1, в Тесте 2 – 5,8, в Тесте 3 – 28,2. В контрольной группе средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 20,4, в Тесте 2 –5,4, в Тесте 3 – 25,8.

Анализ результатов показал, что обе группы однородны. Не по одному тесты между экспериментальной и контрольной группами не выявлено достоверных различай.

image.png

Рис. 1. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп до начала педагогического эксперимента

Для развития гибкости у детей экспериментальной группы была разработана методика, включающая физические упражнения, направленные на развитие активной и пассивной гибкости. На занятиях следует обеспечить достаточное число повторений каждого упражнения, предоставить учащимся необходимое время для отдыха и восстановления сил между упражнениями.

Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости № 1:

  1. И. П. стойка боком к гимнастической стенке, правая (левая) нога впереди, одной рукой взявшись за рейку, другая - в сторону. Задание. Пружиня, выпрямлять ноги в коленях, стремясь сделать шпагат. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  2. И. П. стойка на одной ноге, опираясь другой на рейку гимнастической стенки на уровне поясницы. Задание. Поочередные пружинистые наклоны сериями к обеим ногам с последующей сменой положения ног. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  3. И. П. вис стоя на гимнастической стенке. Задание. Маховые движение ног в стороны. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  4. И. П. в шпагате, касаясь ладонями пола. Задание. Пружинящие покачивания вверх-вниз, выполняется несколькими сериями из 3–7 ритмических повторений. Количество повторений 2-3 раза, со сменой ног. Отдых между упражнениями 20 сек.
  5. И. П. стойка на одной ноге. Задание. Высокий мах выпрямленной в коленном суставе ногой вперед – вверх. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.

Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости № 2:

  1. И. П. стойка ноги врозь, руки на поясе. Задание. Пружинистые наклоны туловища к ногам сериями из 2–4 повторений к каждой ноге. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  2. И. П. лежа на спине. Задание. Наклон туловища вперед, вернуться в и. п. Перевести ноги назад за голову, чтобы оказаться в положении лежа на спине согнувшись, вернуться в и. п. Количество повторений 3-4 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  3. И. П. вис стоя на гимнастической стенке, ноги врозь. Задание переходить из виса стоя в вис согнувшись и наоборот, поочерёдно перебирая рейки двумя руками за счет пружинистых покачиваний. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  4. И. П. первый партнёр – сед ноги вместе, второй стоит сзади, ноги врозь, положив руки на плечи первого. Задание. Партнёры выполняют наклоны вперёд несколькими сериями из 3–7 ритмических повторений с постепенным увеличением амплитуды и силы воздействия второго партнёра. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  5. И. П. партнёры сидят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Задание. Наклоны вперёд и выпрямление туловища с партнёром на спине. Ноги в коленях не сгибать. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.

Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости № 3:

  1. И. П. ноги врозь, руки в стороны. Задание. Круговые движения рук вперёд и назад. Движения начинать плавно с постепенным увеличением скорости. Количество повторений 4 круговых движения вперед, 4 круговых движения назад по 4–6 раз. Отдых между упражнениями 20 сек.
  2. И. П. ноги врозь, руки согнуты к плечам. Задание. Круговые движения рук вперёд и назад из 4–8 повторений, отводя локти назад до сведения лопаток. Отдых между упражнениями 20 сек.
  3. И. П. основная стойка. Задание. Махи двумя руками вверх-вниз 4–8 повторений. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  4. И. П. партнёры стоят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Задание. Отводить лопатки назад с прогибанием плечевого пояса за счёт совместных усилий возвращаться в исходное положение. Дыхание на короткий срок задерживается на вдохе при отведении лопаток. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
  5. И. П. партнёры стоят спиной друг к другу, взявшись за руки вверху. Задание. Одновременные совместные выпады вперёд, чередуя правую и левую ногу. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.

По окончанию эксперимента мы провели повторное тестирование тех же контрольных упражнений (тестов) и сравнили результаты экспериментальной и контрольной группы. Затем мы провели достоверность по t-критерию Стьюдента. Результаты занесены в таблицы.

Таблица 4

Измерение в экспериментальной группе после проведения эксперимента

Тесты

Группа

Х

m

«Выкрут гимнастической палки»

Экспериментальная

16,4

0,562

«Наклон вперед»

Экспериментальная

8,6

0,702

«Шпагат»

Экспериментальная

24,9

0,547

Таблица 5

Измерение в контрольной группе после проведения эксперимента

Тесты

Группа

Х

m

«Выкрут гимнастической палки»

Контрольная

17,6

0,562

«Наклон вперед»

Контрольная

6,6

0,618

«Шпагат»

Контрольная

23,1

01,10

Таблица 6

Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведения педагогического эксперимента

Тесты

Группа

Результат Х±m

t

p

«Выкрут гимнастической палки»

Экспер.

16,4±0,562

2,51

< 0,05

Контр.

17,6±0,562

«Наклон вперед»

Экспер.

8,6±0,702

2,13

< 0,05

Контр.

6,6±0,618

«Шпагат»

Экспер.

24,9±0,547

2,46

< 0,05

Контр.

23,1±01,10

В экспериментальной группе после проведения эксперимента средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 16,4, в Тесте 2 – 8,6, в Тесте 3 – 24,9. В контрольной группе после проведения эксперимента средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 17,6, в Тесте 2 – 6,6, в Тесте 3 – 23,1. После проведение эксперимента в контрольной группе «выкрут гимнастической палки» увеличился на 2,8, «наклон вперед» на 1,2, «шпагат» на 2,7.

image.png

Рис. 2. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведения педагогического эксперимента

Результаты теоретической и экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей. Для учащихся первого класса естественной является потребность высокой двигательной активности.

Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считается достоверными (p < 0,05), а значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что наша методика по развитию гибкости эффективна.

В результате изучения теоретической и методической литературы мы пришли к выводу, что педагогу (тренеру) необходимо хорошо знать возрастные особенности функционирования организма ребенка и младший школьный возраст особенно благоприятен для развития гибкости, так как гибкость является очень важным физическим качеством, которое позволяет достичь высоких достижений физической деятельности ребенка.

С целью эффективного развития гибкости у детей первого класса на занятиях физической культуры нами была разработана методика развития гибкости, основанная на использовании упражнений активного и пассивного характера на занятиях по гимнастике, которая применялась на протяжении всего эксперимента в экспериментальной группе, отобрали контрольные упражнения (тесты): «выкрут гимнастической палки», «наклон вперед», «шпагат».

В экспериментальной группе средне-групповой показатель в тесте «выкрут гимнастической палки» составил 20,1 (прирост 4,3), а в контрольном 20,4 (прирост 2,8), разница 1,5. Средне-групповой показатель в тесте «наклон вперед» составил в экспериментальной группе 5,8 (прирост 2,8), а в контрольном 5,4 (прирост 1,2), разница 1,6. Средне-групповой показатель в тесте «шпагат» составил в экспериментальной группе 28,2 (прирост 3,3), а в контрольном 25,8 (прирост 2,7), разница 3,6.

Список литературы

  1. Петров П.К. Гимнастика в школе: Учебное пособие. / П.К. Петров. – Ижевск: Изд-во «Удмуртского университета», 2000. – 448 с.
  2. Смолевский В.М. Гимнастика и методика преподавания. / В.М. Смолевский. – М.: Изд-во «ФиС», 1987. – 336 с.
  3. Меньшикова Н.К. Гимнастика и методика преподавания. Учебник для факультетов физической культуры. / Н.К. Меньшикова. – СПб.: Изд-во «РГПУ им. А.И. Герцена», 1998. – 463 с.
  4. Матвеев А.П. Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.
  5. Лях В.И. Гибкость: основы измерения и методики развития Физическая культура в школе. – 1999. № 1. С. 4-10.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. Для ин-тов физ. Культуры. – М.: Физическая культура, 1991. – 542 с.
  7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: издательский центр «Академия», 2000 г. – 480 с.

Поделиться

76

Миронова Т. А., Петренко О. В., Богомазова Ю. С., Василенко А. Ю., Окунева О. Е., Хватова С. А. Методика развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся гимнастикой // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13670-metodika-razvitiya-gibkosti-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-zanimayushihsya-gimnastikoj

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (283)

Прием материалов

29 ноября - 5 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря