Гибкость – это одно из пяти основных физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Это физическое качество необходимо развивать с самого раннего детства и систематически [1].
Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно-сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточное развитие гибкости у детей приводит к травмированию на занятиях, а также к несовершенной технике выполнения упражнений [2, 7].
Для успешного развития гибкости, прежде всего, необходима теоретическая обоснованность вопроса. Необходимые для практики сведения относятся к различным областям знаний: теории и методике физического воспитания, анатомии, биомеханике, физиологии. Закономерности, лежащие в основе развития гибкости, не изучались всесторонне, исследования проводились в направлении накопления фактических материалов в различных областях знаний. Для нахождения эффективных средств развития гибкости предлагается комплексный подход, объединяющий различные области познания, что поможет выявить причинно-следственную связь всех сторон изучаемого качества.
Особенности гибкости имеют свою специфику в зависимости от рода деятельности.
Развитие гибкости происходит интенсивно в раннем детстве и младшем школьном возрасте. Однако, как показывают наблюдения, развитие этого важного качества у детей в начальной школе уделяется не столько много времени, поэтому проблема развития гибкости очень актуальна.
Разработанная нами методика развития гибкости, основанная на использования упражнений активного и пассивного характера, позволит более качественно повысить уровень развития гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся гимнастикой.
Нами были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных; опрос (беседа); педагогическое наблюдение; тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики; анализ научно-методической литературы.
Контрольное тестирование проводилось в начале, в середине и по окончании педагогического эксперимента. Для оценки развития гибкости были использованы следующие тесты, цель применения тестов: определить уровень развития гибкости. Возраст учащихся: 6–8 лет. Тест: «наклон туловища вперёд». Тест: «шпагат». Тест: «выкрут гимнастической палки»
Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ №2 на протяжении учебного года.
Эксперимент проводился с целью оценки эффективности методики, направленной на развитие гибкости у учащихся первого класса, занимающихся гимнастикой.
В обследовании участвовали 38 учащихся 1-х классов, которые были разделены на 2 группы: контрольную – 18 детей и экспериментальную – 20, школьники были отобраны в группы методом случайной выборки.
На занятиях в экспериментальной группе использовалась специально разработанная методика для развития гибкости. А в контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике (комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I–XI классов общеобразовательной школы).
Для выявления эффективности применяемой методики развития гибкости у детей первого класса на занятиях. Мы использовали t - критерий Стьюдента. Что и поможет нам выявить коэффициент достоверности развития гибкости [3].
Таблица 1
Начальный уровень гибкости в экспериментальной группе
Тесты | Группа | Х | m |
«Выкрут гимнастической палки» | Экспериментальная | 20,1 | 0,567 |
«Наклон вперед» | Экспериментальная | 5,8 | 0,786 |
«Шпагат» | Экспериментальная | 28,2 | 0,593 |
Таблица 2
Начальный уровень гибкости в контрольной группе
Тесты | Группа | Х | m |
«Выкрут гимнастической палки» | Контрольная | 20,4 | 0,600 |
«Наклон вперед» | Контрольная | 5,4 | 0,600 |
«Шпагат» | Контрольная | 25,8 | 1,062 |
Таблица 3
Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп до начала проведения педагогического эксперимента
Тесты | Группа | Результат Х±m | t | p |
«Выкрут гимнастической палки» | Экспер. | 20,1±0,567 | 0,36 | >0,05 |
Контр. | 20,4±0,600 | |||
«Наклон вперед» | Экспер. | 5,8±0,786 | 0,40 | > 0,05 |
Контр. | 5,4±0,600 | |||
«Шпагат» | Экспер. | 28,2±0,593 | 1,97 | > 0,05 |
Контр. | 25,8±1,062 |
В экспериментальной группе средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 20,1, в Тесте 2 – 5,8, в Тесте 3 – 28,2. В контрольной группе средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 20,4, в Тесте 2 –5,4, в Тесте 3 – 25,8.
Анализ результатов показал, что обе группы однородны. Не по одному тесты между экспериментальной и контрольной группами не выявлено достоверных различай.

Рис. 1. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп до начала педагогического эксперимента
Для развития гибкости у детей экспериментальной группы была разработана методика, включающая физические упражнения, направленные на развитие активной и пассивной гибкости. На занятиях следует обеспечить достаточное число повторений каждого упражнения, предоставить учащимся необходимое время для отдыха и восстановления сил между упражнениями.
Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости № 1:
- И. П. стойка боком к гимнастической стенке, правая (левая) нога впереди, одной рукой взявшись за рейку, другая - в сторону. Задание. Пружиня, выпрямлять ноги в коленях, стремясь сделать шпагат. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. стойка на одной ноге, опираясь другой на рейку гимнастической стенки на уровне поясницы. Задание. Поочередные пружинистые наклоны сериями к обеим ногам с последующей сменой положения ног. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. вис стоя на гимнастической стенке. Задание. Маховые движение ног в стороны. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. в шпагате, касаясь ладонями пола. Задание. Пружинящие покачивания вверх-вниз, выполняется несколькими сериями из 3–7 ритмических повторений. Количество повторений 2-3 раза, со сменой ног. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. стойка на одной ноге. Задание. Высокий мах выпрямленной в коленном суставе ногой вперед – вверх. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости № 2:
- И. П. стойка ноги врозь, руки на поясе. Задание. Пружинистые наклоны туловища к ногам сериями из 2–4 повторений к каждой ноге. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. лежа на спине. Задание. Наклон туловища вперед, вернуться в и. п. Перевести ноги назад за голову, чтобы оказаться в положении лежа на спине согнувшись, вернуться в и. п. Количество повторений 3-4 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. вис стоя на гимнастической стенке, ноги врозь. Задание переходить из виса стоя в вис согнувшись и наоборот, поочерёдно перебирая рейки двумя руками за счет пружинистых покачиваний. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. первый партнёр – сед ноги вместе, второй стоит сзади, ноги врозь, положив руки на плечи первого. Задание. Партнёры выполняют наклоны вперёд несколькими сериями из 3–7 ритмических повторений с постепенным увеличением амплитуды и силы воздействия второго партнёра. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. партнёры сидят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Задание. Наклоны вперёд и выпрямление туловища с партнёром на спине. Ноги в коленях не сгибать. Количество повторений 2-3 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
Комплекс упражнений, направленный на развитие гибкости № 3:
- И. П. ноги врозь, руки в стороны. Задание. Круговые движения рук вперёд и назад. Движения начинать плавно с постепенным увеличением скорости. Количество повторений 4 круговых движения вперед, 4 круговых движения назад по 4–6 раз. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. ноги врозь, руки согнуты к плечам. Задание. Круговые движения рук вперёд и назад из 4–8 повторений, отводя локти назад до сведения лопаток. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. основная стойка. Задание. Махи двумя руками вверх-вниз 4–8 повторений. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. партнёры стоят спиной друг к другу, соединив руки в локтевых суставах. Задание. Отводить лопатки назад с прогибанием плечевого пояса за счёт совместных усилий возвращаться в исходное положение. Дыхание на короткий срок задерживается на вдохе при отведении лопаток. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
- И. П. партнёры стоят спиной друг к другу, взявшись за руки вверху. Задание. Одновременные совместные выпады вперёд, чередуя правую и левую ногу. Количество повторений 6–8 раза. Отдых между упражнениями 20 сек.
По окончанию эксперимента мы провели повторное тестирование тех же контрольных упражнений (тестов) и сравнили результаты экспериментальной и контрольной группы. Затем мы провели достоверность по t-критерию Стьюдента. Результаты занесены в таблицы.
Таблица 4
Измерение в экспериментальной группе после проведения эксперимента
Тесты | Группа | Х | m |
«Выкрут гимнастической палки» | Экспериментальная | 16,4 | 0,562 |
«Наклон вперед» | Экспериментальная | 8,6 | 0,702 |
«Шпагат» | Экспериментальная | 24,9 | 0,547 |
Таблица 5
Измерение в контрольной группе после проведения эксперимента
Тесты | Группа | Х | m |
«Выкрут гимнастической палки» | Контрольная | 17,6 | 0,562 |
«Наклон вперед» | Контрольная | 6,6 | 0,618 |
«Шпагат» | Контрольная | 23,1 | 01,10 |
Таблица 6
Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведения педагогического эксперимента
Тесты | Группа | Результат Х±m | t | p |
«Выкрут гимнастической палки» | Экспер. | 16,4±0,562 | 2,51 | < 0,05 |
Контр. | 17,6±0,562 | |||
«Наклон вперед» | Экспер. | 8,6±0,702 | 2,13 | < 0,05 |
Контр. | 6,6±0,618 | |||
«Шпагат» | Экспер. | 24,9±0,547 | 2,46 | < 0,05 |
Контр. | 23,1±01,10 |
В экспериментальной группе после проведения эксперимента средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 16,4, в Тесте 2 – 8,6, в Тесте 3 – 24,9. В контрольной группе после проведения эксперимента средне групповой показатель уровня развития гибкости в Тесте 1 составил – 17,6, в Тесте 2 – 6,6, в Тесте 3 – 23,1. После проведение эксперимента в контрольной группе «выкрут гимнастической палки» увеличился на 2,8, «наклон вперед» на 1,2, «шпагат» на 2,7.

Рис. 2. Результаты тестирования экспериментальной и контрольной групп после проведения педагогического эксперимента
Результаты теоретической и экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития физических способностей. Для учащихся первого класса естественной является потребность высокой двигательной активности.
Различия между полученными в эксперименте средними арифметическими значениями считается достоверными (p < 0,05), а значит достаточно оснований для того, чтобы говорить о том, что наша методика по развитию гибкости эффективна.
В результате изучения теоретической и методической литературы мы пришли к выводу, что педагогу (тренеру) необходимо хорошо знать возрастные особенности функционирования организма ребенка и младший школьный возраст особенно благоприятен для развития гибкости, так как гибкость является очень важным физическим качеством, которое позволяет достичь высоких достижений физической деятельности ребенка.
С целью эффективного развития гибкости у детей первого класса на занятиях физической культуры нами была разработана методика развития гибкости, основанная на использовании упражнений активного и пассивного характера на занятиях по гимнастике, которая применялась на протяжении всего эксперимента в экспериментальной группе, отобрали контрольные упражнения (тесты): «выкрут гимнастической палки», «наклон вперед», «шпагат».
В экспериментальной группе средне-групповой показатель в тесте «выкрут гимнастической палки» составил 20,1 (прирост 4,3), а в контрольном 20,4 (прирост 2,8), разница 1,5. Средне-групповой показатель в тесте «наклон вперед» составил в экспериментальной группе 5,8 (прирост 2,8), а в контрольном 5,4 (прирост 1,2), разница 1,6. Средне-групповой показатель в тесте «шпагат» составил в экспериментальной группе 28,2 (прирост 3,3), а в контрольном 25,8 (прирост 2,7), разница 3,6.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)