Во время хронических кризисов и неотложных социальных и экологических проблем использование экономического роста для устойчивого и инклюзивного развития как никогда важно. Инвестиции являются основным двигателем такого роста. Таким образом, обеспечение системной инвестиционной безопасности и обеспечение их вклада в достижение целей устойчивого развития является приоритетом для всех стран.
На этом фоне появляется новое поколение инвестиционной политики, преследующей более широкую и более сложную повестку дня политики развития при создании или поддержании в целом благоприятного инвестиционного климата. В инвестиционной политике «нового поколения» системная инвестиционная безопасность и устойчивое развитие ставятся в центр усилий по привлечению инвестиций и получению от них выгод. Хотя эти концепции сами по себе не новы, до настоящего времени они не были систематически интегрированы в основные направления инвестиционной политики. Системная инвестиционная безопасность направлена на практическое воплощение устойчивого развития в конкретных мерах и механизмах на национальном и международном уровнях, а также на уровне разработки и реализации политики.
Сущность и толкование категории «системная инвестиционная безопасность» подчеркивается в работах ученых, определяющих данное понятие как совокупность правовых, социальных и экономических условий, определяющих тип и динамику процесса воспроизводства и обеспечивающих надежную отдачу и эффективное использование вложенного капитала. Системная инвестиционная безопасность отражает основные макро- и микроэкономические тенденции, структурные изменения в экономике и выражается в системе качественных и количественных показателей экономического развития за счет привлечения источников инвестиций.
Э.В. Рогатенюк определяет понятие «системная инвестиционная безопасность» как достижение уровня инвестиций, позволяющего национальной экономике оптимально удовлетворять существующие инвестиционные потребности по объему и структуре с учетом эффективного использования и возврата инвестиций [1, с. 3].
Системную инвестиционную безопасность можно описать как набор конкретных действий или мер, которые содержат известные функции управления проектами или менеджмента в инвестиционной сфере: определение целей инвестиционной деятельности в стратегическом масштабе, разработка согласованной стратегии и ее тактическое воплощение в реальных условиях. Сегодня инвестиционная безопасность требует серьезных вмешательств. И желательно, чтобы вмешательство было со стороны частных инвесторов, которые будут делать инвестиции не только с целью получения прибыли, но и с умными инвестициями для развития экономики в целом [3, с.3].
В целом системная инвестиционная безопасность направлена на:
- создание синергии с более широкими целями экономического развития или промышленной политикой и достижение полной интеграции в стратегии устойчивого развития экономики;
- способствует ответственному поведению инвесторов и внедряет принципы корпоративной социальной ответственности (КСО);
- обеспечивает эффективность политики при ее разработке и реализации, а также в институциональной среде, в которой они действуют.
Одной из проблем обеспечения системной инвестиционной безопасности государства является низкая инвестиционная привлекательность РФ.
Рис. Приток ПИ в Российскую Федерацию, 2009-2019 гг. (млрд. долл. США)
Как видно из приведенной диаграммы, наибольший рост наблюдается в 2019 году, в связи с подписанием и развитием сотрудничества РФ, в различных сферах.
Для обеспечения системной инвестиционной безопасности и устойчивого развития экономики необходимо разработать соответствующий механизм их реализации. Концептуально-методологическое исследование системности инвестиционной безопасности основано на рассмотрении категории «механизм экономической безопасности» как системного явления. Механизм обеспечения экономической безопасности страны в современных условиях – это система организационно-правовых мер по предотвращению экономических угроз. Сюда входят следующие элементы: объективный и комплексный мониторинг развития экономики и общества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности; несоблюдение порога, приводящее к нестабильности и социальным конфликтам, выработка предельно допустимых значений социально-экономических показателей; деятельность правительства по выявлению и предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности [2, с.4].
Выявленные элементы механизма обеспечения безопасности инвестиций (субъект, объект), а также межсистемные отношения обеспечивают целостность, взаимозависимость и функциональность системы. Необходимо подчеркнуть важность понимания категории «механизм инвестиционной безопасности» с точки зрения субъектно-объектного состава, межведомственных отношений и целевого направления.
С одной стороны, механизм инвестиционной безопасности основан на усовершенствованной концептуальной базе, которая включает три компонента: национальные интересы (особенно инвестиционные интересы), препятствия как угрозу реализации интересов и систему мер по устранению угроз, их прогнозу и своевременному предупреждению.
Для обеспечения инвестиционной безопасности и устойчивого развития экономики существующее управление может осуществляться в четырех взаимосвязанных областях.
Первый – это всестороннее исследование взаимосвязи всех законов, постановлений и управленческих решений с целью прояснения соответствия и сосредоточения внимания на укреплении безопасности общества.
Второй – организовать борьбу с существующими угрозами безопасности, которая не может ограничиваться реагированием на реальные нарушения существующих законов, норм, правил и пороговых значений, характеризующих угрозу. Это, как правило, включает в себя действия по устранению условий и условий, которые способствуют дальнейшему развитию этих угроз, вызванных первоначальными ошибками политического и экономического управления.
Третий - организовать работу всех управленческих структур на усиление инвестиционного потенциала, т.е. на создание жизнеобеспечения. В эту область входит мониторинг положительных тенденций в области общественной безопасности, определение источников, факторов развития этих тенденций, условий проявления и возможностей распространения.
Четвертое - обеспечить устойчивость развития экономики в целом, то есть создать возможности для будущего развития экономической системы. Это исходная безопасность долгосрочного стратегического развития, прежде всего достоверная оценка эффективности, выявление реальных возможностей мобилизации сил и ресурсов в каждом проекте, комплексный ситуационный анализ проблем, актуальный прогноз изменений в стране, безопасность реализации проекта. разработка рациональной схемы управления каждым проектом в связи с реализацией проекта.
Четыре стратегических направления обеспечения инвестиционной безопасности государства обязательно предусматривают анализ новых угроз, условий и возможностей нарушения национальных интересов в различных сферах жизни общества, а также подготовку прогноза негативных последствий социально-экономической трансформации общества для безопасности.
Таким образом, организационно-экономический механизм обеспечения инвестиционной безопасности, взаимосвязанные ключевые организационно-экономические элементы и их типы групп (субъекты, объекты, принципы, методы и инструменты и т. д.), а также их многоуровневый период взаимодействия, оказывает влияние на экономические отношения (интересы) государства, экономических субъектов и общество.
Конечным результатом такого механизма обеспечения инвестиционной безопасности является формирование рациональной экономической стратегии государства, то есть формирование стратегии устойчивого экономического развития, основанного на балансе экономических интересов всех участников инвестиционной деятельности, для обеспечения устойчивого экономического роста в стране.