Главная
АИ #48 (283)
Статьи журнала АИ #48 (283)
Механизмы привлечения инвестиций в региональные проекты Белгородской области

Механизмы привлечения инвестиций в региональные проекты Белгородской области

Научный руководитель

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

инвестиции
региональные проекты
Белгородская область
привлечение инвестиций
инвестиционный климат
экономическое развитие
управление рисками
инвестиционная поддержка
стратегическое планирование
региональное развитие

Аннотация статьи

В статье рассмотрены особенности реализации инвестиционных проектов в Белгородской области в условиях специальной военной операции (СВО). Отмечается, что региону удалось нивелировать связанные с ней риски и сохранить высокую привлекательность для инвесторов благодаря скоординированной политике, развитию механизмов поддержки бизнеса и активному привлечению федеральных ресурсов. Анализируются эффективные механизмы привлечения инвестиций, включая создание специализированных площадок, использование льгот и стимулирующих мер, а также повышение прозрачности и инвестиционной привлекательности региона. Работа подчеркивает важность комплексного подхода к управлению инвестиционным процессом в условиях повышенной неопределенности и демонстрирует опыт Белгородской области как успешного примера регионального развития в сложных внешних условиях.

Текст статьи

Введение

В современных условиях глобальной экономической нестабильности и изменения геополитической ситуации региональные экономики России сталкиваются с серьезными вызовами. Белгородская область, в частности, в условиях специальной военной операции (СВО) столкнулась с множеством экономических проблем, таких как «снижение инвестиций, нарушение логистических цепочек, ограничение доступа к традиционным рынкам и необходимость поиска новых источников финансирования. Эти факторы значительно усложнили реализацию региональных проектов, ориентированных на устойчивое развитие и социально-экономический рост» [2].

Актуальность изучения механизмов привлечения инвестиций в региональные проекты Белгородской области обусловлена необходимостью поиска результативных инструментов, которые обеспечат финансовую поддержку ключевых отраслей и станут стимулом для устойчивого развития региона в условиях сложной динамичной среды.

Цель статьи заключается в исследовании существующих и перспективных механизмов привлечения инвестиций в региональные проекты Белгородской области, а также выработке рекомендаций для повышения эффективности инвестиционной политики в контексте современных экономических вызовов.

Методология исследования

В процессе исследования использовались комплексные методы, обеспечивающие системный анализ механизмов привлечения инвестиций в региональные проекты Белгородской области. В основе методологической базы лежат методы экономико-статистического анализа, позволяющие выявить количественные показатели и динамику инвестиционных потоков, а также оценить влияние внешних факторов на инвестиционную привлекательность региона.

Также использовались методы контент-анализа нормативных и законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность, что позволило выявить пробелы и перспективы совершенствования действующей нормативной базы.

Результаты исследования

«В условиях изменяющейся экономической ситуации привлечение инвестиций становится основным фактором экономического развития. Для успешной реализации проектов необходима налаженная система управления инвестиционными проектами, которая включает организационные, финансовые и технологические решения по инвестированию. Количество информации, которую требуется учитывать при принятии данных решений, постоянно увеличивается, что обуславливает потребность в формировании новых моделей принятия инвестиционных решений, позволяющих упростить механизмы расчетов и процесс анализа инвестиционных проектов. Органы государственной власти интенсивно участвуют в активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях и определяют возможные точки инвестиционного потенциала. Ключевой задачей государства в области инвестиционной деятельности является мобилизация инвестиционных ресурсов с последующим определением направлений их максимально эффективного использования» [3, с. 112-115].

Инвестиционный проект представляет собой совокупность действий, направленных на аргументированное вложение средств с целью создания нового или расширения существующего производства для получения прибыли в будущем. Единой классификации инвестиционных проектов не существует, так как их типы формируются в зависимости от источников финансирования, отраслевой специфики и масштаба воздействия на определённую сферу. В условном разделе выделяют такие категории, как производственные, экономические, научно-технические, экологические и социальные проекты [3, с. 112-115].

Ключевые факторы инвестиционной привлекательности Белгородской области представлены на рисунке.

image.png

Рис. Факторы инвестиционной привлекательности Белгородской области

Объём инвестиций в экономику Белгородской области с 2021 по 2025 годы превысит триллион рублей. «За последние четыре года было привлечено 818,8 млрд рублей: в 2021 году – 168,8 млрд, в 2022 – 196,7 млрд, в 2023 – 212,2 млрд и прогнозируемые 241,1 млрд рублей в 2024 году. В 2025-м планируется привлечь ещё около 265 млрд рублей. Такой стабильный рост инвестиций свидетельствует о стабильной и уверенной инвестиционной политике региона, что особенно важно для относительно небольшого региона Российской Федерации, демонстрирующего высокий экономический потенциал» [4] – таблица.

Таблица

Объём инвестиций в экономику Белгородской области с 2021 по 2025 годы

Год

Объём инвестиций / млрд рублей

2021

168,8

2022

196,7

2023

212,2

2024

241,1

2025

265

«В инвестиционный портфель Белгородской области включено свыше 170 крупных проектов. По объёму валового регионального продукта (ВРП) регион занимает третье место в Центральной России и 19-е место в масштабах всей страны, при этом годовой объём ВРП составляет около 1,4 трлн рублей. По численности субъектов малого и среднего предпринимательства область находится на четвёртой позиции после Москвы, Московской области и Воронежской области» [5].

Основные направления инвестиционной деятельности в Белгородской области в период 2022–2025 годов охватывают сельскохозяйственный сектор, промышленное производство, инфраструктурное развитие и туристическую сферу. В ходе реализации инвестиционной стратегии наблюдается тенденция к снижению заинтересованности частных инвесторов в таких отраслях, как металлургия и машиностроение, что связано с внешними экономическими и геополитическими факторами. Тем не менее ряд секторов продолжает привлекать капитальные вложения, обеспечивая устойчивое развитие региона.

В аграрном комплексе акцент смещён на развитие тепличного хозяйства, животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, учитывая ведущие позиции области по производству мяса и молока. Значимыми инвестиционными проектами выступают возведение зерносушильного комплекса с элеватором вместимостью 80 тыс. тонн и семенного завода производительностью 10 тонн в час, а также модернизация свинокомплекса «Курасовский», что свидетельствует о комплексном подходе к модернизации отрасли [6].

В промышленной сфере приоритет отдается перерабатывающим предприятиям, ориентированным на внутренний рынок, включая маслобойные цеха, сыроварни и зерноперерабатывающие заводы. Особое внимание уделяется поддержке предприятий, расположенных в приграничных зонах и пострадавших в результате военных действий, с разработкой совместных с федеральными органами мер, направленных на сохранение производства и рабочих мест [2].

Инфраструктурное развитие региона основывается на использовании его выгодного географического положения как транзитного узла. В этой связи реализуются проекты строительства и расширения складской и логистической инфраструктуры, включающие складские комплексы, терминалы и сервисные центры.

Параллельно ведется работа по комплексному благоустройству: за пять лет выполнено 971 проект на сумму 9 млрд рублей, что позволило привести в надлежащее состояние 283 объекта, включая общественные пространства и дворовые территории. Данная инвестиционная политика характеризуется системным подходом и направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Белгородской области в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

В Белгородской области на период 2025–2027 годов запланирована реализация 139 инвестиционных проектов с минимальной стоимостью каждого свыше 100 млн рублей, что обеспечивает общий объём инвестиций в размере 466,3 млрд рублей и создание 10,1 тыс. новых рабочих мест. Среди ключевых направлений развития региональной экономики выделена свободная экономическая зона (СЭЗ), в состав которой включены земельные участки для реализации 23 проектов общей стоимостью 3 млрд рублей. Это позволит сохранить более 4 тыс. рабочих мест и создать свыше 600 новых. Участникам СЭЗ предоставляются налоговые и страховые льготы объёмом 10,6 млрд рублей [6].

В федеральные органы направлены заявки трёх потенциальных новых участников СЭЗ. При этом регион устойчиво работает с федеральными инвесторами, несмотря на сложную оперативную обстановку, что выражается в росте объёмов инвестиций. Стратегия развития ориентирована на синергию усилий власти и бизнеса, что подкрепляется функционированием специализированной Корпорации «Развитие» по принципу «одного окна». Корпорация оказывает комплексную поддержку: подбор территории, оформление земли, подключение к инфраструктуре, помощь в получении господдержки, сопровождение проектов от заявки до реализации. Все крупные проекты проходят рассмотрение и согласование региональных льгот на Инвестиционном совете при губернаторе.

В Белгородской области сформированы институты и инфраструктура, обеспечивающая привлечение инвестиций:

  1. АО «Корпорация «Развитие», обеспечивающее сопровождение и участие в разработке инвестиционных проектов;
  2. АНО «Центр Содействия Строительству Белгородской области», осуществляющая сопровождение инвесторов в ходе прохождения всех этапов строительных работ – от получения градостроительного плана земельного участка до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
  3. НОЦ «Инновационные решения в АПК». В состав НОЦ входят 82 участника, в том числе 21 ООВО, 29 научных организаций, 29 индустриальных партнёров и 3 иные организации;
  4. ТОСЭР «Губкин», предоставляющая резидентам преференции по налогам на землю, имущество и прибыль, а также снижение ставки отчислений во внебюджетные фонды в размере до 7,6 процента вместо 30 процентов. В ТОСЭР зарегистрировано 37 резидентов, создано 1,6 тыс. рабочих мест, освоено 4,1 млрд рублей инвестиций;
  5. специализированные объекты промышленной инфраструктуры – действуют 6 индустриальных (промышленных) парков, на территории которых размещено 95 резидентов, создано 2,6 тыс. рабочих мест» [6].

Привлечение инвестиций в региональные проекты Белгородской области осложняется рядом системных проблем и барьеров. Во-первых, нестабильная внешнеполитическая обстановка оказывает давление на логистические цепочки и ограничивает доступ к международным рынкам, что снижает привлекательность региона для инвесторов, ориентированных на экспорт. Во-вторых, демографические вызовы, в частности отток молодёжи в крупные города, сокращают доступный трудовой ресурс высокого квалификационного уровня, необходимый для эффективной реализации крупных инвестиционных проектов. В-третьих, рост операционных затрат, включая цены на энергоносители, коммунальные услуги и налоговое бремя, снижает рентабельность бизнеса, особенно по сравнению с регионами, предоставляющими ощутимые налоговые и административные преференции.

Белгородской области сегодня приходится функционировать в динамичной и сложной среде. В этих условиях регион сталкивается с постоянными вызовами, связанными с экономическими, социальными и геополитическими факторами. Тем не менее «даже в условиях сложной оперативной обстановки регион не отказался ни от одной из намеченных целей и ставит цель по удвоению валового регионального продукта (ВРП) к 2030 году» [5].

Для повышения инвестиционной привлекательности Белгородской области необходимо внедрять комплексные и системные механизмы, направленные на преодоление выявленных барьеров:

  1. Оптимизация транспортной и логистической инфраструктуры. «В условиях внешнеполитических ограничений важно развивать альтернативные внутренние и региональные транспортные коридоры, усилить мультимодальные логистические узлы, а также внедрять цифровые решения для управления цепочками поставок» [4]. Это снизит зависимость от нестабильных международных маршрутов и повысит устойчивость экспорта.
  2. Развитие кадрового потенциала и социальная политика. Для решения демографической проблемы стоит реализовать программы профессионального обучения и переподготовки с акцентом на нужные для региона специальности, стимулировать возвращение молодёжи через предоставление жилья, социальных льгот и карьерных перспектив. Важна координация с образовательными учреждениями и бизнесом для формирования квалифицированной рабочей силы.
  3. Активная международная и межрегиональная кооперация с учётом ЕАЭС. Для повышения инвестиционной привлекательности Белгородской области важно усилить взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – ключевого экономического блока, объединяющего Россию, Казахстан, Беларусь, Армению и Киргизию. Расширение торгово-экономического сотрудничества внутри ЕАЭС позволит обеспечить беспошлинный и беспрепятственный доступ к рынкам более 180 млн потребителей, что значительно увеличит экспортный потенциал региональных предприятий. Совместные инвестиционные проекты и инфраструктурные инициативы в рамках ЕАЭС (например, развитие транспортных коридоров «Север–Юг» и «Запад–Восток») усилят логистическую доступность региона и привлекут крупные капитальные вложения. Обмен опытом и технологиями, а также интеграция в цифровые платформы Союза будет способствовать инновационному развитию, снижению транзакционных издержек и расширению возможностей для регионального бизнеса.
  4. Внедрение цифровых платформ и механизмов прозрачности. Создание единой информационной системы по инвестиционным проектам с открытым доступом позволит улучшить взаимодействие бизнеса и власти, повысить прозрачность и оперативность принятия решений, а также снизить риски и неопределённость для инвесторов.

Таким образом, комплексное применение данных механизмов с учётом региональных особенностей и проблем повысит инвестиционную привлекательность Белгородской области, создаст устойчивые условия для развития и увеличения притока капитала в региональную экономику.

Заключение

Таким образом, в настоящее время, региону удалось сохранить стабильно высокий уровень инвестиций в экономику, что подтверждает его внутреннюю привлекательность и конкурентоспособность. Дальнейшее развитие механизмов привлечения инвестиций в региональные проекты Белгородской области связано с диверсификацией источников финансирования, улучшением инвестиционного климата, развитием институтов поддержки бизнеса, активным продвижением проектов на федеральном и международном уровнях, использованием цифровых технологий и укреплением международного сотрудничества. Такой комплексный подход позволит повысить эффективность привлечения инвестиций и способствовать устойчивому экономическому развитию региона.

Список литературы

  1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года: постановление Правительства Белгородской области от 11.07.2023 № 371-пп // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Российское законодательство (Версия Проф)».
  2. Вячеслав Гладков: «За пять лет вложения в Белгородскую область превышают 1 трлн». URL: https://www.kommersant.ru/doc/7854532 (дата обращения: 23.11.2025).
  3. Дубская А.С. Анализ системы управления инвестиционными проектами в Белгородской области / А.С. Дубская // Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности: Сборник трудов V Международной научно-практической конференции, Белгород, 28 апреля 2023 года / Отв. редакторы Е.А. Стрябкова, Н.А. Герасимова. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью Эпицентр, 2023. – С. 112-115.
  4. Инвестиции в белгородскую экономику за пять лет превысят триллион рублей. URL: https://ria.ru/20250702/belgorod-2026829626.html?ysclid=mietahornk38240364 (дата обращения: 21.11.2025).
  5. Гладков за три года привлёк в Белгородскую область инвестиций почти на 600 млрд рублей. URL: https://www.belpressa.ru/ekonomics/finansy/62680.html?ysclid=miet34pvdp764620955# (дата обращения: 21.11.2025).
  6. Губернатор Белгородской области рассказал об инвестиционных планах региона. URL: https://belgorodinvest.com/media/gubernator-belgorodskoy-oblasti-rasskazal-ob-investitsionnykh-planakh-regiona/ (дата обращения: 21.11.2025).

Поделиться

21

Грищук А. А. Механизмы привлечения инвестиций в региональные проекты Белгородской области // Актуальные исследования. 2025. №48 (283). URL: https://apni.ru/article/13751-mehanizmy-privlecheniya-investicij-v-regionalnye-proekty-belgorodskoj-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря