Главная
АИ #49 (284)
Статьи журнала АИ #49 (284)
Инновационные технологии как средство развития навыков коммуникации у детей с ог...

Инновационные технологии как средство развития навыков коммуникации у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

инновационные технологии
коммуникативные навыки
дети с ОВЗ
дошкольное образование
альтернативная коммуникация
интерактивные панели
сенсорные комнаты

Аннотация статьи

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных подходов к развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Целью работы является анализ влияния инновационных технологий на формирование навыков общения у данной категории детей. Рассмотрены современные тенденции применения технических средств и программных продуктов, ориентированных на детей с ОВЗ. Проанализирована эффективность указанных технологий в условиях дошкольной образовательной организации (ДОО). Предложены практические рекомендации по их внедрению.

Текст статьи

Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность понимается как введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями воспитателя.

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме организации развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной причиной колоссальное увеличение количества таких детей и появление новых возможностей их приспособлениями к жизни. В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать традиционные методики коррекционной работы. В связи с этим педагоги ищут новые подходы, технологии и приёмы. Современные технологии психолого-педагогического обследования, образования и мониторинга позволяют добиваться повышения качества работы [1, с. 23].

Коммуникация выступает фундаментальным фактором социализации и личностного развития ребенка, обеспечивая адаптацию в обществе и психологическое благополучие. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) освоение коммуникативных умений осложнено физическими, когнитивными и сенсорными нарушениями. Инновационные технологии, включая цифровые и интерактивные средства, компенсируют эти барьеры, повышая эффективность коррекционного обучения в дошкольных образовательных организациях (ДОО).

Цель исследования – установить роль инновационных технологий в развитии коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Задачи включают анализ существующих технологий в отечественной и зарубежной практике, оценку их педагогической ценности и разработку рекомендаций по внедрению.

Дети с ОВЗ испытывают трудности в коммуникации из-за нарушений моторики, внимания, сенсорных функций и когнитивных дефицитов. Традиционные методики часто недостаточно адаптированы, что снижает их эффективность. Инновационные технологии обеспечивают индивидуализацию, мотивируя детей к взаимодействию.

Согласно взглядам выдающихся психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями.

Основные направления инновационных подходов

1. Игротерапия

Игровая деятельность является естественной средой развития ребенка. Через игру дети усваивают социальные нормы поведения, учатся взаимодействовать друг с другом, развивать речь и мышление. Например, широко используется метод игровых занятий с элементами песочной терапии («песочная терапия»), арт-терапии («рисование песком») и музыкальной терапии («ритмы и мелодия»).

Пример игры: ребенку предлагается нарисовать сюжет из своей жизни пальцами рук на песке, обсудить его и выразить эмоции через музыку.

2. Сенсорная интеграция

Этот метод направлен на развитие восприятия сенсорных сигналов окружающей среды, что особенно важно для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и нарушениями зрения/слышимости. Сенсорные комнаты, оборудованные специальными устройствами, такими как тактильные панели, световые стимуляторы и музыкальные инструменты, позволяют детям осваивать окружающее пространство, постепенно снижая тревожность и повышая уровень концентрации.

3. Метод индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ)

Индивидуальные образовательные маршруты предполагают создание уникальных планов воспитания и обучения каждого ребёнка с учётом особенностей его психофизического развития. ИОМ позволяет учитывать потребности конкретного ребёнка, выбирая наиболее эффективные формы взаимодействия и способы достижения целей образования.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Современные технологии предоставляют уникальные возможности для эффективного сопровождения образовательного процесса. Интерактивные доски, планшеты с образовательными приложениями, компьютерные программы способствуют развитию когнитивных функций, формированию мотивации к обучению и расширяют доступ к информации.

5. Аутентичные ситуации

Подход предполагает включение детей в реальные жизненные ситуации, которые требуют самостоятельного принятия решений, планирования действий и оценки результатов. Это помогает формировать социальную компетентность, адаптивные навыки и эмоциональную устойчивость.

Специализированные компьютерные технологии

Цифровые приложения на основе альтернативной и дополнительной коммуникации (AAC) развивают вербальные и невербальные навыки:

  • Proloquo2Go – пиктографическая система для неговорящих детей [4, с. 89];
  • Look to Learn – тренировка визуального внимания;
  • КПИ – интуитивный интерфейс для базовой коммуникации.

Эти инструменты повышают мотивацию и эмоциональную вовлеченность.

Интерактивные и сенсорные технологии

Интерактивные панели и столы интегрируют мультимедийные ресурсы, усиливая познавательную активность. Сенсорные комнаты стимулируют восприятие, способствуя релаксации и коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями. Дополнительно применяются наушники с шумоподавлением и устройства для слабовидящих [5, с. 103].

Практические рекомендации:

  1. Индивидуализация под психофизические особенности ребенка.
  2. Сотрудничество с семьями для непрерывной коррекции.
  3. Создание сенсорно-комфортной среды в ДОО.
  4. Профессиональная подготовка педагогов.
  5. Регулярное обновление технических средств [1, с. 23].

Применение инновационных методик оказывает положительное влияние на личностное развитие ребёнка, способствует социальной адаптации и улучшает качество инклюзивного образования. Педагоги отмечают рост уровня самостоятельности и инициативности воспитанников, улучшение коммуникативных способностей и повышение самооценки. Важно отметить, что внедрение инновационных методов требует специальной подготовки педагогов, готовности постоянно учиться новому и применять современные исследования в области дефектологии и психологии.

Таким образом, инновационная деятельность педагогов становится основой успешного формирования доступной и эффективной системы поддержки детей с ОВЗ, способствуя раскрытию потенциала каждого ребёнка и созданию условий для полноценной социализации и интеграции в общество.

Список литературы

  1. Быкова О.Б., Кузнецова Я.Ю. Коррекционная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения // Актуальные вопросы теории и практики дефектологического образования. Новосибирск: Изд-во Новосибирского гос. ун-та, 2020. С. 23-31.
  2. Гурович Л.М., Сорокин В.К. Психологические механизмы включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь // Современная наука и образование: мат. междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2021. С. 123-129.
  3. Жилинская А.Г., Попова Э.Л. Возможности современных информационных технологий в подготовке будущих учителей-дефектологов // Высшее образование в России. 2022. № 3. С. 45-53.
  4. Ершова Л.Ф., Косарев В.Н. Основные направления развития коррекционного образования в Российской Федерации // Образование и наука. 2023. № 2. С. 103-115.
  5. Кириллов В.В., Бражникова Е.О. Информационные технологии в специальном образовании: состояние и перспективы // Междунар. ж. прикладных наук и технологий. 2024. № 4. С. 89-97.

Поделиться

38

Канищева Н. В., Старченко Т. С., Ломоносова З. В., Чумаченко Е. Ю. Инновационные технологии как средство развития навыков коммуникации у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации // Актуальные исследования. 2025. №49 (284). URL: https://apni.ru/article/13761-innovacionnye-tehnologii-kak-sredstvo-razvitiya-navykov-kommunikacii-u-detej-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (284)

Прием материалов

6 декабря - 12 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

17 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря