Прогнозирование в индустрии гостеприимства как необходимое умение руководителя гостиниц и иных средств размещения

Прогнозирование в индустрии гостеприимства как необходимое умение руководителя гостиниц и иных средств размещения

В статье рассматриваются прогнозирование как необходимое умение руководителя гостиницы и иных средств размещения; роль образовательной среды при формировании предпринимательской инициативы; анализ ситуации при оказании услуг загородного отдыха.

Аннотация статьи
предпринимательство
прогнозирование
компетенции руководителя
индустрия гостеприимства
образовательная среда
Ключевые слова

Современную индустрию гостеприимства характеризуют быстрая сменяемость экономических условий, повышение качества услуг, непрерывное вступление на рынок новых участников, в том числе и компаний для которых услуги являются дополнительным видом деятельности.

Руководители должны оперативно проводить оценку влияния возникших непредвиденных изменений в экономической ситуации на функционирование гостиничного предприятия, находить инновационные решения при реализации гостиничных услуг. Принятие управленческого решения напрямую зависит от прогнозирования деятельности гостиничных предприятий, в том числе и загородных баз отдыха.

В Российской Федерации высокий уровень нестабильности бизнеса проявляется достаточно сильно, что находит свое отражение в управлении гостиничными предприятиями (антикризисное управление – это главное направление работы управляющих). В тоже время гостиничный бизнес (загородный отдых) традиционно является востребованной услугой с большим разнообразием качества и сервиса. Мониторинг рынка услуг загородных баз отдыха подтверждает всегда имеющуюся емкость бизнеса, во всяком случае, для тех, кто готов войти в неконкурентоспособную среду. В настоящее время услуги гостеприимства в сфере загородного отдыха сильно отстает от мирового уровня. Среди причин – это низкий уровень сервиса и умелое управление предприятиями.

2020 год убытки гостиничной отрасли от пандемии коронавируса составят сотни миллионов рублей за квартал. Драйвером восстановления станет деловой сегмент, в то время как интерес к туристическим поездкам (загородный отдых) будет полностью зависеть от нормализации эпидемиологической обстановки. Предложения по загородному отдыху внутри регионов будут иметь повышенный спрос из-за боязни жителей покидать свои регионы, что даст дополнительный импульс для развития загородных баз, предлагающие качественные и комплексные услуги. Гостиничная отрасль уже пережила два кризиса – 2008 и 2014 года – за это время был накоплен инструментарий, который поможет справиться с текущей ситуацией, хотя она иметь определённую специфику (карантин, отложенный спрос на неопределённое время, долгое восстановление год-два в лучшем случае).

В качестве примера можно привести, что в Республике Алтай отмечен высокий спрос на новогодние туры и все места на туристических базах уже забронированы, но необходимо учесть, что из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции ответственные участники туристического рынка изначально не планируют 100-процентную загрузку турбаз, чтобы соблюдать все противоэпидемические требования. По мнению исполнительного директора Ассоциации туристических организаций региона Сергея Зяблицкого, речи о прибыли не идёт, предприятия смогли сократить свои потери, частично закрыть долги и строить планы на будущее.

Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019 – 2025 годы) обеспечит условия для стимулирования предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, в том числе малых форм бизнеса и микропредприятий.

Туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, эта отрасль важна для развития малых форм бизнеса и микропредприятий, создания рабочих мест, а также способствует самозанятости населения.

В практике экономики развитых государств туризм уже длительное время рассматривается как индикатор качества жизни населения, а в России в активную фазу вошла планомерная работа по развитию инклюзивных форм туристско-рекреационного обслуживания, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятия Программы будут способствовать эффективной реализации задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части молодежной политики, в том числе создадут условия для стимулирования интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды, межрегиональным молодежным обменам путем развития системы внутреннего туризма как средства гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.

Обучение предпринимательству и предприимчивости начинает закрепляться во всем мире, сегодня многие ученые-исследователи предлагают различные модели воспитания «личности предпринимательского типа».

В настоящее время идет создание нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Для сбора отраслевых мнений были созданы рабочие группы с участием представителей ведущих турсообществ, бизнеса, профильных вузов и образовательных учреждений. Среди предложений: создание системы повышения квалификации и кадрового обеспечения и кадрового обеспечения в отрасли, проект развития Кронштадта «Остров фронтов», парк автодомов вдоль трассы «Дон» и т.д., но на наш взгляд, необходимо обратить внимание и на систему загородных туристских баз, которые дадут дополнительную возможность развитию внутреннего туризма. Федеральные средства, полученные в результате реализации планируемого национального проекта, должны быть направлены на укрепление материально-технической базы.

Конкурентное преимущество и даже выживаемость гостиничного предприятия зависит от уровня компетенций руководителя: владение методиками стратегического анализа и оценки результатов деятельности; навыками планирования и организации маркетинговых исследований в индустрии гостеприимства; навыками создания и ведения баз данных по различным показателям деятельности гостиничного предприятия; принимать решения в нестандартных ситуациях и условиях неопределённости и т.д.

В настоящее время образовательная среда вуза, который готовит кадры для индустрии гостеприимства, должна быть нацелена на формирование предпринимательской инициативы в сфере гостеприимства.

Существуют различные федеральные программы, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности среди молодёжи, формирование предпринимательской среды, среди которых выделяется «Ты – предприниматель». В 2018 году прошла очередная стратегическая сессия в Курском государственном университете образовательного проекта «Ты – предприниматель». В ней участвовало более 100 человек, и, к сожалению, среди участников не было будущих специалистов в сфере гостеприимства.

Образовательная среда вуза должна способствовать массовому вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность и отбору перспективных предпринимательских идей. Должны быть созданы малые инновационные предприятия; организованы «бизнес-инкубаторы».

Образовательная среда вуза должна формировать такие личностные качества как уверенность в себе, энтузиазм, лидерство, креативность, аналитический склад ума, развитая интуиция, быстрое принятие решений.

Одним из важных психолого-педагогическим условием формирования предпринимательской инициативы является управление формированием предпринимательской инициативы, которое включает в себя: формирование личностных качеств, знания об отрасли и формирование практических умений будущей профессиональной деятельности.

Навыки исследования и прогнозирования гостиничной отрасли у руководителя гостиничного предприятия должны закладываться уже во время получения образования в индустрии гостеприимства. За время обучения должны применяться активные методы обучения, что даст возможность научить работника гостиничного предприятия применению отработанных навыков, определяющих возможность к прогнозированию ситуации на внешних рынках услуг индустрии гостеприимства.

Текст статьи
  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 №872 «Об утверждении концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа