Современную индустрию гостеприимства характеризуют быстрая сменяемость экономических условий, повышение качества услуг, непрерывное вступление на рынок новых участников, в том числе и компаний для которых услуги являются дополнительным видом деятельности.
Руководители должны оперативно проводить оценку влияния возникших непредвиденных изменений в экономической ситуации на функционирование гостиничного предприятия, находить инновационные решения при реализации гостиничных услуг. Принятие управленческого решения напрямую зависит от прогнозирования деятельности гостиничных предприятий, в том числе и загородных баз отдыха.
В Российской Федерации высокий уровень нестабильности бизнеса проявляется достаточно сильно, что находит свое отражение в управлении гостиничными предприятиями (антикризисное управление – это главное направление работы управляющих). В тоже время гостиничный бизнес (загородный отдых) традиционно является востребованной услугой с большим разнообразием качества и сервиса. Мониторинг рынка услуг загородных баз отдыха подтверждает всегда имеющуюся емкость бизнеса, во всяком случае, для тех, кто готов войти в неконкурентоспособную среду. В настоящее время услуги гостеприимства в сфере загородного отдыха сильно отстает от мирового уровня. Среди причин – это низкий уровень сервиса и умелое управление предприятиями.
2020 год убытки гостиничной отрасли от пандемии коронавируса составят сотни миллионов рублей за квартал. Драйвером восстановления станет деловой сегмент, в то время как интерес к туристическим поездкам (загородный отдых) будет полностью зависеть от нормализации эпидемиологической обстановки. Предложения по загородному отдыху внутри регионов будут иметь повышенный спрос из-за боязни жителей покидать свои регионы, что даст дополнительный импульс для развития загородных баз, предлагающие качественные и комплексные услуги. Гостиничная отрасль уже пережила два кризиса – 2008 и 2014 года – за это время был накоплен инструментарий, который поможет справиться с текущей ситуацией, хотя она иметь определённую специфику (карантин, отложенный спрос на неопределённое время, долгое восстановление год-два в лучшем случае).
В качестве примера можно привести, что в Республике Алтай отмечен высокий спрос на новогодние туры и все места на туристических базах уже забронированы, но необходимо учесть, что из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции ответственные участники туристического рынка изначально не планируют 100-процентную загрузку турбаз, чтобы соблюдать все противоэпидемические требования. По мнению исполнительного директора Ассоциации туристических организаций региона Сергея Зяблицкого, речи о прибыли не идёт, предприятия смогли сократить свои потери, частично закрыть долги и строить планы на будущее.
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2019 – 2025 годы) обеспечит условия для стимулирования предпринимательских и общественных инициатив в сфере туризма, в том числе малых форм бизнеса и микропредприятий.
Туризм вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, эта отрасль важна для развития малых форм бизнеса и микропредприятий, создания рабочих мест, а также способствует самозанятости населения.
В практике экономики развитых государств туризм уже длительное время рассматривается как индикатор качества жизни населения, а в России в активную фазу вошла планомерная работа по развитию инклюзивных форм туристско-рекреационного обслуживания, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Мероприятия Программы будут способствовать эффективной реализации задач Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в части молодежной политики, в том числе создадут условия для стимулирования интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды, межрегиональным молодежным обменам путем развития системы внутреннего туризма как средства гражданского образования и патриотического воспитания молодежи.
Обучение предпринимательству и предприимчивости начинает закрепляться во всем мире, сегодня многие ученые-исследователи предлагают различные модели воспитания «личности предпринимательского типа».
В настоящее время идет создание нового национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Для сбора отраслевых мнений были созданы рабочие группы с участием представителей ведущих турсообществ, бизнеса, профильных вузов и образовательных учреждений. Среди предложений: создание системы повышения квалификации и кадрового обеспечения и кадрового обеспечения в отрасли, проект развития Кронштадта «Остров фронтов», парк автодомов вдоль трассы «Дон» и т.д., но на наш взгляд, необходимо обратить внимание и на систему загородных туристских баз, которые дадут дополнительную возможность развитию внутреннего туризма. Федеральные средства, полученные в результате реализации планируемого национального проекта, должны быть направлены на укрепление материально-технической базы.
Конкурентное преимущество и даже выживаемость гостиничного предприятия зависит от уровня компетенций руководителя: владение методиками стратегического анализа и оценки результатов деятельности; навыками планирования и организации маркетинговых исследований в индустрии гостеприимства; навыками создания и ведения баз данных по различным показателям деятельности гостиничного предприятия; принимать решения в нестандартных ситуациях и условиях неопределённости и т.д.
В настоящее время образовательная среда вуза, который готовит кадры для индустрии гостеприимства, должна быть нацелена на формирование предпринимательской инициативы в сфере гостеприимства.
Существуют различные федеральные программы, направленные на популяризацию предпринимательской деятельности среди молодёжи, формирование предпринимательской среды, среди которых выделяется «Ты – предприниматель». В 2018 году прошла очередная стратегическая сессия в Курском государственном университете образовательного проекта «Ты – предприниматель». В ней участвовало более 100 человек, и, к сожалению, среди участников не было будущих специалистов в сфере гостеприимства.
Образовательная среда вуза должна способствовать массовому вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность и отбору перспективных предпринимательских идей. Должны быть созданы малые инновационные предприятия; организованы «бизнес-инкубаторы».
Образовательная среда вуза должна формировать такие личностные качества как уверенность в себе, энтузиазм, лидерство, креативность, аналитический склад ума, развитая интуиция, быстрое принятие решений.
Одним из важных психолого-педагогическим условием формирования предпринимательской инициативы является управление формированием предпринимательской инициативы, которое включает в себя: формирование личностных качеств, знания об отрасли и формирование практических умений будущей профессиональной деятельности.
Навыки исследования и прогнозирования гостиничной отрасли у руководителя гостиничного предприятия должны закладываться уже во время получения образования в индустрии гостеприимства. За время обучения должны применяться активные методы обучения, что даст возможность научить работника гостиничного предприятия применению отработанных навыков, определяющих возможность к прогнозированию ситуации на внешних рынках услуг индустрии гостеприимства.