Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Сказка, как средство развития речи детей 3-4 лет

Сказка, как средство развития речи детей 3-4 лет

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

тьютор
ранний детский аутизм
расстройства аутистического спектра
инклюзивное образование
психолого-педагогическое сопровождение

Аннотация статьи

В статье актуализируется проблема психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Характеризуются особые образовательные потребности детей с ранним детским аутизмом. Раскрываются особенности тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе. Определяются цель тьюторского сопровождения данной категории детей, задачи и средства их реализации.

Текст статьи

Сказки – это удивительное явление народного творчества. Простой и незамысловатый внешний вид, он интересен как маленькому ребенку, так и взрослому. Ребенок попадает в сказочный мир в очень юном возрасте, как только начинает говорить. Однажды рассказанная малышу, сказка всегда будет с ним, как чудо, как радость и как воспоминание. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем приобщение их к устному народному творчеству с раннего возраста. Сказки дают нравственные уроки о сострадании, самоотверженности, отзывчивости, любви ко всем существам, морали, идеях справедливости, необходимости борьбы со злом и расширяют жизненный опыт ребенка. Русские народные сказки развивают образное мышление и выразительную речь благодаря своим лирическим вставкам, ярким характеристикам персонажей, ритмическим переливам и диалогам. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят с родной природой, обычаями и русским образом жизни. Слушая сказки, ребенок усваивает звучание своего родного языка и его мелодию. Чем старше становится русскоязычный ребенок, тем больше он может ощутить красоту и точность своего родного русского языка, полного поэзии. Этот маленький человечек может не только понимать русский язык, но и знакомиться с народной мудростью. На дошкольном этапе дети сосредотачиваются на развитии своего воображения, способности действовать образно, а также способности понимать текст, который они читают, и проводить первичный анализ. Поэтому сказки играют большую роль в детстве. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – это абсолютно необходимый этап развития ребенка. Рассказывание историй рассматривается как основной способ познакомить детей со сказками. Жанр сказки изначально позволял рассказчику свободно оперировать сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эры телевидения и компьютеров сказка изменилась, но ее роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохраняется. Мир сказок прекрасен, он уникален, и возможности, открывающиеся в нем, не имеют себе равных. Сказки для маленьких детей (3-4 года) просты и цикличны – сюжет повторяется много раз с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет детям лучше их запоминать и пробуждает интерес, к слову. Сказки - эффективное средство развития речи у маленьких детей, поэтому я активно использую их в своей работе. Чтобы развить вербальную креативность, навыки вербального самовыражения и личностные способности, я решаю следующие задачи:

  1. Развивайте умение пересказывать небольшие литературные произведения связно, логически и выразительно;
  2. Богатый словарный запас;
  3. Развивайте способность воспринимать, понимать сказки и эмоционально реагировать на них;
  4. Развивайте понимание окружающего мира;
  5. Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
  6. Поощряйте использование сказочных сюжетов в самостоятельных играх и творческих занятиях.

Я использую сказки в учебном процессе и работаю с детьми в своей повседневной жизни. Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное понимание сказок и организацию на ее основе творческой деятельности:

  1. Если с детьми будет проведена предварительная работа, то просмотр сказок пройдет более успешно: смотрите на иллюстрации, говорите с пояснениями слов и выражений, которые детям этого возраста незнакомы, и показывайте предметы или модели поведения, которые они изображают. 
  2. Следующий шаг - непосредственное знакомство со сказками, и речь рассказчика играет важную роль. Для маленького ребенка желательно преувеличенно выразительное рассказывание историй, в которых образы и картины происходящего «рисуются» с помощью звука. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринимать работу, после рассказа я провожу диалог. Я включила в него различные группы вопросов: определение эмоционального отношения детей к содержанию сказок и их персонажам, мотивации поведения персонажей и средств языкового выражения. Чтобы добиться большего эффекта восприятия, я использую тематические и сюжетные картинки, сопровождающие текст сказок.3-4-летний ребенок усваивает знания путем повторения. В то же время ему не нравятся монотонные занятия, он быстро устает, поэтому при пересказе сказки я использую: настольный и кукольный театр, фланелеграфию, лепку, звукозапись. Чтобы лучше усвоить содержание сказок и последовательность событий в них, я использую мнемотаблицы и мнемориды, которые представляют собой опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказки и учатся их пересказывать. Мнемонические дорожки несут образовательную информацию, но в небольших количествах, что очень важно на ранних этапах обучения ребенка.
  3. Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и презентовать сказки одновременно. В этом мне помогают настольный театр, сценические игры, театральные постановки и мини-спектакли. 

Благодаря коллективной инсценировке знакомых сказок дети привыкают к образу персонажей, передавая не только их слова и поступки, но и их характеры, голоса, мимику и манеру говорить. Это дает возможность развивать творческие способности молодых художников. Кроме того, показывая сказку, дети учатся регулировать силу и тембр своего голоса, развивают голосовое дыхание и навыки выражения интонации. Язык сказок ритмичен, слова рифмованы, а персонажи обрисованы – это также позволяет детям обогатить свой словарный запас и лучше запоминать, и понимать содержание сказок. С развитием речи у детей развиваются психологические процессы. Включение сказок во все виды детской деятельности и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов работы существенно влияют на общее развитие речи детей.

Список литературы

  1. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: учеб.-метод. пособие/ О.Л. Князева, М.Д. Маханёва. – Спб.: Детство-Пресс, 1998.
  2. «Придумай слово». Речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О.С. Ушакова и др.; под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд-во «Институт психотерапии», 2001.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Конспекты комплексных занятий со сказками. – Спб: «Патриот» 2006.
  4. Короткова Э. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвящение,1998.
  5. Смирнова О.Д. Приобщение дошкольников к литературе: традиции и современность. Метод рек. Мурманск. 2007.

Поделиться

15

Власенко Н. А. Сказка, как средство развития речи детей 3-4 лет // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/13979-skazka-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-detej-3-4-let

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (286)

Прием материалов

20 декабря - 26 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

31 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января