Сказки – это удивительное явление народного творчества. Простой и незамысловатый внешний вид, он интересен как маленькому ребенку, так и взрослому. Ребенок попадает в сказочный мир в очень юном возрасте, как только начинает говорить. Однажды рассказанная малышу, сказка всегда будет с ним, как чудо, как радость и как воспоминание. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем приобщение их к устному народному творчеству с раннего возраста. Сказки дают нравственные уроки о сострадании, самоотверженности, отзывчивости, любви ко всем существам, морали, идеях справедливости, необходимости борьбы со злом и расширяют жизненный опыт ребенка. Русские народные сказки развивают образное мышление и выразительную речь благодаря своим лирическим вставкам, ярким характеристикам персонажей, ритмическим переливам и диалогам. Сказки воспитывают любовь к Родине, знакомят с родной природой, обычаями и русским образом жизни. Слушая сказки, ребенок усваивает звучание своего родного языка и его мелодию. Чем старше становится русскоязычный ребенок, тем больше он может ощутить красоту и точность своего родного русского языка, полного поэзии. Этот маленький человечек может не только понимать русский язык, но и знакомиться с народной мудростью. На дошкольном этапе дети сосредотачиваются на развитии своего воображения, способности действовать образно, а также способности понимать текст, который они читают, и проводить первичный анализ. Поэтому сказки играют большую роль в детстве. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – это абсолютно необходимый этап развития ребенка. Рассказывание историй рассматривается как основной способ познакомить детей со сказками. Жанр сказки изначально позволял рассказчику свободно оперировать сюжетом и был рассчитан на устное исполнение. С развитием эры телевидения и компьютеров сказка изменилась, но ее роль в нравственном и эстетическом воспитании по-прежнему сохраняется. Мир сказок прекрасен, он уникален, и возможности, открывающиеся в нем, не имеют себе равных. Сказки для маленьких детей (3-4 года) просты и цикличны – сюжет повторяется много раз с небольшими изменениями. Эта особенность народных сказок позволяет детям лучше их запоминать и пробуждает интерес, к слову. Сказки - эффективное средство развития речи у маленьких детей, поэтому я активно использую их в своей работе. Чтобы развить вербальную креативность, навыки вербального самовыражения и личностные способности, я решаю следующие задачи:
- Развивайте умение пересказывать небольшие литературные произведения связно, логически и выразительно;
- Богатый словарный запас;
- Развивайте способность воспринимать, понимать сказки и эмоционально реагировать на них;
- Развивайте понимание окружающего мира;
- Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству;
- Поощряйте использование сказочных сюжетов в самостоятельных играх и творческих занятиях.
Я использую сказки в учебном процессе и работаю с детьми в своей повседневной жизни. Система работы по развитию связной речи у младших дошкольников включает в себя предварительную работу, непосредственное понимание сказок и организацию на ее основе творческой деятельности:
- Если с детьми будет проведена предварительная работа, то просмотр сказок пройдет более успешно: смотрите на иллюстрации, говорите с пояснениями слов и выражений, которые детям этого возраста незнакомы, и показывайте предметы или модели поведения, которые они изображают.
- Следующий шаг - непосредственное знакомство со сказками, и речь рассказчика играет важную роль. Для маленького ребенка желательно преувеличенно выразительное рассказывание историй, в которых образы и картины происходящего «рисуются» с помощью звука. Чтобы помочь маленьким детям глубже воспринимать работу, после рассказа я провожу диалог. Я включила в него различные группы вопросов: определение эмоционального отношения детей к содержанию сказок и их персонажам, мотивации поведения персонажей и средств языкового выражения. Чтобы добиться большего эффекта восприятия, я использую тематические и сюжетные картинки, сопровождающие текст сказок.3-4-летний ребенок усваивает знания путем повторения. В то же время ему не нравятся монотонные занятия, он быстро устает, поэтому при пересказе сказки я использую: настольный и кукольный театр, фланелеграфию, лепку, звукозапись. Чтобы лучше усвоить содержание сказок и последовательность событий в них, я использую мнемотаблицы и мнемориды, которые представляют собой опорные схемы, с помощью которых дети быстрее запоминают сказки и учатся их пересказывать. Мнемонические дорожки несут образовательную информацию, но в небольших количествах, что очень важно на ранних этапах обучения ребенка.
- Завершающим этапом формирования связной речи у дошкольников является умение рассказывать и презентовать сказки одновременно. В этом мне помогают настольный театр, сценические игры, театральные постановки и мини-спектакли.
Благодаря коллективной инсценировке знакомых сказок дети привыкают к образу персонажей, передавая не только их слова и поступки, но и их характеры, голоса, мимику и манеру говорить. Это дает возможность развивать творческие способности молодых художников. Кроме того, показывая сказку, дети учатся регулировать силу и тембр своего голоса, развивают голосовое дыхание и навыки выражения интонации. Язык сказок ритмичен, слова рифмованы, а персонажи обрисованы – это также позволяет детям обогатить свой словарный запас и лучше запоминать, и понимать содержание сказок. С развитием речи у детей развиваются психологические процессы. Включение сказок во все виды детской деятельности и использование традиционных и нетрадиционных методов и приемов работы существенно влияют на общее развитие речи детей.
.png&w=384&q=75)
.png&w=640&q=75)