Главная
АИ #51 (286)
Статьи журнала АИ #51 (286)
Лингвометодические основы преподавания иностранного языка для студентов физкульт...

Лингвометодические основы преподавания иностранного языка для студентов физкультурных вузов

Научный руководитель

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

иностранный язык
студенты физкультурных вузов
профессиональная компетенция
лингвометодика
методика преподавания

Аннотация статьи

Статья посвящена разработке лингвометодических основ преподавания иностранного языка для студентов физкультурных вузов. Исследуются особенности организации учебного процесса, направленные на формирование профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов сферы физической культуры и спорта. Выделяются эффективные подходы к обучению иностранному языку, позволяющие учитывать специфику будущей профессии обучающихся и способствовать повышению их языковой грамотности.

Текст статьи

Введение

Преподавание иностранного языка в высших учебных заведениях, готовящих специалистов в области физической культуры и спорта, представляет собой особую область, требующую учета ряда факторов, обусловленных спецификой будущей профессиональной деятельности студентов [1, с. 12]. Владение иностранным языком становится важным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов, позволяя успешно осуществлять международное сотрудничество, обмениваться опытом и информацией, участвовать в конференциях и конкурсах международного уровня [3, с. 48].

В настоящее время возросла потребность в квалифицированных специалистах, владеющих иностранным языком, особенно в связи с тенденцией расширения международных связей в области физической культуры и спорта. Это ставит перед высшей школой задачу разработать современные методики преподавания иностранного языка, которые бы обеспечивали высокий уровень овладения языком именно применительно к профилю профессиональной деятельности [2, с. 25].

В рамках исследования использовались традиционные и современные методы, применяемые в лингвистике и педагогике. Среди них можно выделить следующие:

  • Теоретический анализ литературы по проблемам преподавания иностранных языков в специализированных учреждениях высшего образования.
  • Эмпирические наблюдения за процессом преподавания и освоения студентами материала.
  • Использование тестовых заданий для проверки уровня сформированности иноязычной компетенции.
  • Проведение интервью и анкетирования среди студентов и преподавателей с целью выявления наиболее эффективных подходов к преподаванию иностранного языка.

Исследование показало, что наиболее эффективными являются методики, основанные на интеграции иностранного языка с профессиональным содержанием. Например, использование специализированных текстов, касающихся физических упражнений, спортивных мероприятий, медицинских аспектов спорта, помогает повысить заинтересованность студентов и способствует лучшему усвоению материала [4, с. 81].

Среди ключевых компонентов эффективного преподавания выделились следующие элементы:

  1. Развитие лексического минимума, связанного непосредственно с профессиональной деятельностью студентов.
  2. Практикование разговорных форм общения на иностранном языке, необходимых для повседневного общения в ситуациях, связанных с работой тренера, инструктора по фитнесу или спортивного врача.
  3. Организация практических занятий, имитирующих реальные ситуации профессиональной деятельности, например ведение диалогов на спортивную тематику, презентации проектов, выполнение тестов и упражнений.

Заключение

В заключение проведенного анализа можно предложить следующие рекомендации для оптимизации процесса обучения иностранному языку в спортивных вузах:

  1. Внедрение профессионально-ориентированного подхода. Важно интегрировать языковую подготовку с потребностями будущей профессии. Учебная программа должна включать специализированные тексты, термины и ситуации, с которыми сталкиваются спортсмены и тренеры.
  2. Интерактивные методы обучения. Рекомендуется использовать дискуссии, ролевые игры и проектную деятельность. Это развивает навыки решения проблем и уверенность в использовании языка в реальных ситуациях.
  3. Мотивация студентов. Необходимо подчеркивать важность знания языка для успешной карьеры в спорте. Участие в международных мероприятиях и конкурсах на иностранном языке может повысить интерес студентов.
  4. Использование современных технологий. Применение онлайн-ресурсов и мобильных приложений улучшает усвоение материала и поддерживает самостоятельную работу студентов.
  5. Регулярная оценка знаний. Систематический контроль с помощью тестов и собеседований позволяет своевременно выявлять пробелы и корректировать программу обучения.
  6. Индивидуальный подход. Разработка индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих уровень и интересы каждого студента, повышает эффективность обучения.
  7. Сотрудничество с работодателями. Привлечение представителей спортивных организаций к учебному процессу позволяет студентам увидеть практическую пользу от изучения языка и облегчает адаптацию к работе.

Эти меры направлены на повышение качества языковой подготовки в спортивных вузах, обеспечивая готовность специалистов к работе на международном уровне. Иностранный язык является важным инструментом в профессиональной деятельности специалистов в сфере спорта, средством коммуникации и источником информации. Развитие профессиональной иноязычной компетенции – ключевая задача профессионального образования.

Список литературы

  1. Иванова Н.А. Иностранный язык в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта. – М.: Академия, 2021.
  2. Иванов И.И. Современная методика преподавания иностранных языков в профессиональном образовании / И.И. Иванов. – Москва: Просвещение, 2023. – 256 с.
  3. Сидоренко Е.М. Коммуникативная компетенция в профессиональной подготовке специалистов физической культуры и спорта / Е.М. Сидоренко // Физкультура и наука. – 2022. – № 1. – С. 45-53.
  4. Семенов А.Г. Межкультурная коммуникация и иностранные языки в профессиональной деятельности спортсмена / А.Г. Семенов // Мир науки и практики. – 2023. – № 2. – С. 78-85.

Поделиться

3

Двуреченская К. С. Лингвометодические основы преподавания иностранного языка для студентов физкультурных вузов // Актуальные исследования. 2025. №51 (286). URL: https://apni.ru/article/14029-lingvometodicheskie-osnovy-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-dlya-studentov-fizkulturnyh-vuzov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#1 (287)

Прием материалов

27 декабря - 2 января

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 января