Государственное регулирование предпринимательской деятельности
научный журнал «Актуальные исследования» #22 (25), ноябрь '20

Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В данной статье государственное регулирование предпринимательской деятельности рассматривается в качестве одного из ключевых факторов, определяющих инвестиционный климат и макроэкономические показатели.

Аннотация статьи
предпринимательство
экономика
предпринимательская деятельность
регулирование
государственное регулирование
Ключевые слова

На основании ч.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности на сегодняшний день считается важным и основополагающим механизмом формирования комфортных и благоприятных условий для основательной работы предпринимательских структур и для обеспечения существенных темпов экономического роста и социально-экономического развития государства.

Главной целью воздействия государства на бизнес является достижение и соблюдение границ общественных и частных интересов в экономике. Такая задача решается благодаря следующим главным функциям:

  1. Формирование конкретных условий для функционирования рынка, к которым относятся: определение форм собственности субъектов хозяйствования и правил управления, профилактика спорных ситуаций между субъектами хозяйствования и разрешения их в судебном порядке;
  2. стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса:
  3. решение макроэкономических проблем. Выделяют некоторые принципы государственного регулирования, включающие следующее:

– принцип законности, который основан на том, что законность регулирования предпринимательства означает то, что такие меры соответствуют действующей нормативно-правовой базе, применяются в установленном законом порядке;

– принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства состоит в том, что его применяют при возникновении дальнейших трудностей в развитии предпринимательства.

– принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов [1, с. 145].

Таким образом, главная цель государственного регулирования предпринимательства – это формирование конкретных обстоятельств, которые обеспечивают в соответствии с нормами деятельность экономики в целом, а также непрерывное содействие предпринимателей государства в «международном разделении труда», а также получение с этого конкретной выгоды [2, с. 100].

На нынешней стадии формирования предпринимательской деятельности известны некоторые разновидности государственного регулирования предпринимательства:

  • в зависимости от степени регулирования: на территории целого государства; на территории региона;
  • в зависимости от отношений хозяйствующих субъектов и государства и формы собственности: общеправовое регулирование; регулирование в государственном секторе экономики;
  • в зависимости от метода влияния на действия хозяйствующих субъектов: прямое и косвенное;
  • в зависимости от метода определения юридической связи между государством и предпринимателем: влияние через правосубъектность; влияние в рамках определенного правоотношения [3, с. 136].

Целесообразно выделить, то, что государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные принципы гражданского законодательства. Правило недопустимости произвольного вмешательства в индивидуальные занятия обозначает, то, что законодатель допускает государственное вмешательство в экономику. Возможное (непроизвольное) вмешательство организовано на законе – государственное регулирование предпринимательской деятельности. Случайное вмешательство – противозаконное проявление. На основании ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Следовательно, каждая финансовая деятельность (в том числе и предпринимательская) подразумевает законные основания. Невозможно заниматься запрещёнными законодательствами видами предпринимательства. По этой причине государственное регулирование предпринимательства имеет законные рамки [4, с. 212].

Значительные перемены заметны в механизме регулирования. Важной конфигурацией государственного регулирования предпринимательской деятельности стало введение в проекты долговременного развития экономики важнейших течений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию. На нынешней стадии формирования общественных отношений в ситуациях перехода к информационным технологиям происходят основательные переустройства мирового масштаба в разных секторах экономики. Одновременно с этим, в области промышленного производства необходимы существенные объемы финансовложений, техники и человеческих ресурсов. Уровень, а также схема общественного капитала оказывают большое влияние на умение государств образовывать солидные сверхтехнологичные компании. В связи с этим закономерно, то, что Соединенные Штаты Америки, Германия, Япония, Китай, где приоритетны общенациональные ценности, занимают лидирующие позиции в сфере новых научно-технических исследований и их внедрения в промышленность. В Европейских государствах, к примеру, Франции, Италии, где присутствуют малые и средние компании, степень научных разработок существенно ниже. Большие компании появляются и процветают благодаря помощи государства, это подтверждается тенденциями минувших лет в формировании промышленного сектора экономики [5, с. 104].

Существенный итог в собственном исследовании, посвящённом рассмотрению и разбору государственного регулирования, подвёл Е. П. Губин. Он считает государственное регулирование движением от государственных органов к предпринимателям и обратно. Отсутствие обратных взаимоотношений приводит к неэффективности общей системы государственного регулирования. Анализируя государственное регулирование рационально пользоваться таким экономическим показателем, как эффективность, обозначающий прогнозируемый итог целеустремленных операций. С целью проведения количественной оценки эффективности (прогнозируемого итога) государственного регулирования необходимы отчетливые характеристики, указывающие об их определённости.

Одним из показателей является прогноз ожидаемых результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере [6, с. 124].

Необходимым инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности считается обеспечение кредитами и дотациями (субсидиями), на развитие и усовершенствование производственного аппарата фирм за счет государственных средств. Эти деньги используются в то время, если частное предпринимательство не может без помощи других вывести своё производство из сложившейся трудной ситуации. Помимо этого, огромную значимость обретают программы льготного кредитования и субсидирования конкретных отраслей, гарантирования займов, мероприятия по поддержанию либо сдерживанию роста отраслевых цен, в сочетании с протекционистской импортной политикой и иными средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе подразумевает, то, что частному бизнесу гарантируется значительная непринужденность подбора условий и способов финансирования [7, с. 114].

При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды следующих категорий: характер рыночных отношений, характер правовых связей между хозяйствующими субъектами, общесоциальные факторы, общеэкономические условия, общеполитические факторы [5, с. 105].

В заключение всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что государству следует целиком поддерживать предпринимателей в открытии своего бизнеса. Оно должно предоставлять конкретную поддержку. Главными тенденциями государственного регулирования предпринимательской деятельности считаются: организация обстоятельств с целью нормального функционирования рынка, определение формы собственности субъектов хозяйствования и законов управления ими, разработка механизма обеспечения соблюдения деловых соглашений, охрана интересов и прав потребителей. Государственное регулирование в целом является одним из ключевых факторов, определяющих инвестиционный климат и макроэкономические показатели. Из опыта других стран заметим, что нормальное функционирование рыночной экономики, которое присуще различным формам собственности, требует государственного регулирования системы экономики в целом и ее отдельных секторов.

Текст статьи
  1. Бирюкова И. И., Працко Г. С., Сапожникова Е. Ю. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. – 2019. – С. 145-146.
  2. Розанов Д. А. Особенности государственного регулирования предпринимательской деятельности в современной рыночной экономике // Проблемы современной экономической науки: актуальные вопросы. – 2017. – С. 100-106.
  3. Тимофеева Т. Ф., Зиновьева Л. Г. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Вестник Российского университета кооперации. – 2016. – №2 (24).
  4. Мицык Г. Ю., Гайдашов А. В. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Современные научные исследования: теория и практика. – 2017. – С. 208-213.
  5. Эдаси М. А., Вдовенко Е. О. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Успехи в химии и химической технологии. – 2016. – Т. 30. – №8 (177) – С. 103-106.
  6. Рубцова Н. В. К вопросу о нормативном регулировании предпринимательской деятельности // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2019. – Т. 16. – №1.
  7. Маркешина Я. А., Кузнецова Е. К., Кузяшев А. Н. Государственное регулирование предпринимательской деятельности // Проблемы гуманитарных наук и образования в современном мире – 2020. – С. 113-114.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 24 июля по 30 июля
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
03 августа
Загрузка в eLibrary
03 августа
Рассылка печатных экземпляров
11 августа