Главная
АИ #22 (25)
Статьи журнала АИ #22 (25)
Влияние эпидемии коронавируса на цепи поставок

Влияние эпидемии коронавируса на цепи поставок

Рубрика

Транспортные коммуникации

Ключевые слова

транспорт
транспортная экономика
транспортная логистика
коронавирус
влияние
логистика
цепи поставок

Аннотация статьи

Вспашка новой коронавирусной инфекции оказала огромное влияние на жизнь всей нашей планеты, абсолютно каждый аспект нашей жизни изменился. Транспорт является важнейшим ресурсом любого государства. Благодаря транспорту происходит внутренняя и внешняя коммуникация между людьми, городами, странами и континентами. Во многом, заражение людей в мире произошло благодаря использованию транспорта. Так как люди, имеющие данное заболевание, могли спокойно, с помощью различных видов транспорта, приехать из одного конца планеты на другой. Именно поэтому крайне важно было ограничить передвижение людей по миру и скорректировать работу транспорта. Безусловно, данное ограничения коснулись не только пассажирских перевозок, но и грузовых. Данная статья посвящена вопросу влияния вспышки новой коронавирусной инфекции на цепи поставок. Целью данной статьи является проведение сравнительного анализа мер, осуществляемых в различных странах, в области транспорта и логистики, которые применяются для сдерживания распространения вспышки новой коронавирусной инфекции.

Текст статьи

Согласно данным представленным Яндексом. «Короновирус:Стастистика» 43 907 193 человек заражено новой коронавирусной инфекцией в мире(по состоянию на 21.10.2020)[1].

 
  • Число зараженных – 43 907 193
  • Число умерших – 1 166 240
  • Число выздоровевших – 29 731 128

Рис. 1. Число новых заражений, выздоровлений и смертей в мире от новой коронавирусной инфекции по состоянию на 27 октября, человек

Информация по морским линиям

Из-за вспышки коронавирусной инфекции ситуация в порту Chittagong (Bangladesh) остается напряженной.

Фидерные суда не могут разгрузить импортные контейнеры и вынуждены стоять у причала, ожидая разгрузки, что вызывает серьезные скопления судов и изменения в расписании. Таможенные процедуры также проводятся с существенной задержкой по времени.

Актуальное время ожидания на терминалах составляет:

  • Chittagong container Terminal (CCT): 07-09 days
  • CCT Gear less Terminal: 06-07 days
  • New Mooring Container Terminal (NCT): 06-07 days
  • General Cargo berths (GCB): 07-09 days

Рис. 2. Структура рынка морских контейнерных перевозок

Актуальные тенденции на рынке морских контейнерных перевозок

Пандемия коронавируса оказала крайне негативный эффект на рынок контейнерных морских грузоперевозок, на сегодняшний день морские линии вынуждены вводить множественные Blank sailing, чтобы уровнять создавшийся дисбаланс оборудования. Морские линии отменили около 11% от запланированных судовыходов за последние 6 месяцев (Ocean Alliance and THE Alliance отменили 17% выходов, в то время как 2M отменили 13% своих судов).

Суэцкий канал теряет свои прибыли из-за новых маршрутов через Южную Африку

Из-за дороговизны стоимости проезда через Суэцкий канал, такие морские линии, как Maersk, MSC and CMA CGM начали плавать через Мыс Доброй Надежды. Несмотря на более долгое время в пути и большие затраты на топливо, данный маршрут является более выгодным решением по сравнению с оплатами за пересечение судами Суэцкого канала.

Большое количество Blank Sailing повлияло на работу всех крупных портов Европы

Многочисленные отмены судов, введенные морскими линиями за последнее время из- за последствий вспышки коронавируса, нанесли большой ущерб европейским портам. Морские линии объявили, что выведут 478 судов, 350 из которых по основным маршрутам, что особенно повлияет на такие порты, как Felixstowe, Zeebrügge и Antwerp, негативное влияние также затронет порты Средиземного направления, такие как La Spezia. Существенное сокращение кол-ва судов также прогнозируется в порту Rotterdam – сообщается, что передвижение контейнеров между Европой и Азией сократилось уже почти на четверть.

Порт «Бронка» увеличивает поддержку российских участников ВЭД

Морской многофункциональный перегрузочный комплекс «Бронка» продолжает усиливать меры поддержки российских участников внешнеэкономической деятельности в связи с пандемией коронавирусной инфекции.

Порт предоставит возможность технологического накопления грузов, в том числе в контейнерах, до конца 2020 года без дополнительной финансовой нагрузки на грузовладельцев. Это позволит сохранить срок технологического накопления для экспортных грузов до 60 суток, а для импортных – до 30 суток. Данная мера будет распространяться на все грузы, которые будут поступать в порт до конца года.

Информация по некоторым странам

Италия

Обязанность пассажиров носить лицевую маску, находясь в общедоступных помещениях и на общественном транспорте, не распространяется на детей в возрасте до 6 лет, а также на людей с ограниченными возможностями, которые не совместимы с ношением маски.

Перед посадкой транспортные компании должны проверить температуру тела пассажира и транспортные документы. В посадке отказано в случаях лихорадки или неполных документов. Транспортные компании должны гарантировать расстояние между пассажирами не менее 1 м. Транспортные компании должны предоставить путешественникам соответствующие средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) на случай, если у них их нет.

Руководящие принципы для доступа сторонних поставщиков в помещения компаний

Компании должны определить процедуры въезда, транзита и выхода для своих поставщиков. Эти процедуры должны учитывать маршруты и сроки с целью сокращения контактов между поставщиками и персоналом компании.

Если возможно, водители должны оставаться на борту транспортного средства. Водители не могут получить доступ к офисам компании. При погрузочно-разгрузочных работах необходимо соблюдать расстояние не менее 1 м.

Компания должна назначить или установить туалеты для сторонних водителей / поставщиков, отдельно от тех, которые используются ее сотрудниками. Ежедневная уборка должна быть обеспечена.

В тех случаях, когда компания осуществляет перевозки за свой счет, безопасность работников должна быть обеспечена всегда.

Литва

Чтобы контролировать распространение коронавируса (COVID-19) Правительством был объявлен карантин на всей территории Литовской Республики. Карантин продлен до 24.00 31 мая.

С 11 мая граждане всех других стран Европейского союза (ЕС) смогли въезжать в Литву с деловыми или учебными целями, но они будут подвергаться 14-дневной самоизоляции, за исключением лиц, прибывающих из Польши (14-дневная мера самоизоляции не применяется);

Начиная с 11 мая, между Килем/Ростоком/Травемюнде и Клайпедой разрешено движение парома при условии, что пассажиры в промежуточных портах не принимаются и обеспечивается минимальный контакт с посторонними лицами во время переезда на другой паром в промежуточном порту.

Кроме того, с 15 мая граждане Литвы смогли возвращаться из-за границы или иностранцы смогут въезжать в Литву еще через два пункта на границе с Латвией – Būtingė-Rucava и Smėlynė-Medumi, в настоящее время через эти границы можно выехать в Латвию, но вернуться можно только через пункт Saločiai-Grenctalė.

Франция

С 17 марта действуют меры по ограничению деятельности и общественных собраний с целью ограничения воздействия пандемии коронавируса (COVID-19). Людям разрешается выходить из дома только в чрезвычайных ситуациях, для покупки еды или для работы. Грузовые перевозки освобождены от ограничений движения.

20 марта 2020 года правительство Франции опубликовало ряд дополнительных требований к перевозкам автомобильным грузовым транспортом.

Условия применяются к водителям и персоналу в пунктах погрузки и разгрузки представлены на рисунке 3:

Рис. 3 Условия применяемые к водителям и персоналу в пунктах погрузки и разгрузки

Испания

Правительство Испании продлило меры контроля на границах до 24 мая. Правительство Испании объявило с 00.00 17 марта о закрытии границ для передвижения людей. Ограничения не касаются граждан Испании, людей, имеющих вид на постоянное проживание в Испании, трансграничных пассажиров и тех людей, кто может предоставить доказательства необходимости въезда в Испанию. Грузовые перевозки не затрагиваются этими ограничениями, чтобы гарантировать экономическую активность и цепочку поставок.

Для перевозки грузов автомобильным транспортом обязательно носить маску в случаях наличия двух водителей в салоне. Постановление вступило в силу 4 мая.

Турция

8 мая Министерство внутренних дел Турции обновило информацию о мерах в отношении въезда водителей в Турцию. Все перечисленные ниже меры не действительны для въезда/выезда в/из Ирана и Ирака.

В соответствии с обновленными мерами:

Иностранные водители обязаны согласиться с письмом-обязательством, что они покинут Турцию как можно скорее. Только в этом случае они не будут подвергаться 14-дневному карантинному периоду.

Водителям была разрешена погрузка на суда Ro-Ro, если они работают между некоторыми портами, показанными на рисунке 4.

Рис. 4. Маршруты портов, между которыми была разрешена погрузка

Также были введены следующие меры.

Все водители проходят проверки здоровья. Иностранным водителям с признаками, связанными с COVID-19, не будет разрешено въехать в Турцию. Турецкие водители, у которых проявляются симптомы, связанные с COVID-19, будут помещены в карантин.

Грузовикам, перевозящим такие товары, как лекарства, медикаменты и продукты питания, которые необходимы для Турции, предоставлен приоритет для въезда в Турцию.

Иностранные водители должны обратиться в ближайшее медицинское учреждение, если они чувствуют какие-либо признаки и симптомы COVID-19 (лихорадка, кашель, одышка и т.д.), развивающиеся в течение 72 часов после въезда в Турцию.

Дополнительный период в 24-72 часа может быть предоставлен перевозчику соответствующей таможней с учетом дорожных и погодных условий.

Ситуация по авиаперевозкам

Japan Airlines возвращается в Шереметьево

Авиакомпания «Japan Airlines» 11 мая совершила рейс в московский аэропорт «Шереметьево» (терминал «Шереметьево-Карго»). Ранее рейсы выполнялись в аэропорт «Домодедово». Перелеты осуществляются на воздушных суднах Boeing 787 Dreamliner.

НО! Решение ЕЭК № 41, которое запрещает вывозить маски с территории ЕАЭС все так же действует. Белорусские маски можно экспортировать только в РФ, Казахстан, Армению, Кыргызстан.

AirBridgeCargo: увеличение FEC сбора

C 11 мая, SVO-1 Terminal Handling Surcharge (FEC) изменился:

Рис. 5. Изменение FEC

Данные по железнодорожным перевозкам по Восточному направлению, представлены на рисунке 6. Можно сделать вывод, что ситуация с железнодорожными перевозками изменилась не сильно.

Рис. 6. Данные по железнодорожным перевозкам по Восточному направлению (*П/П – пограничный переход 1)

Россия

Правительство распорядилось полностью закрыть границы России с 30 марта 2020 г. временно ограничивается движение через автомобильные, железнодорожные, пешеходные, речные и смешанные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также через сухопутный участок российско-белорусской государственной границы.

Правительство России поручило Росавиации с 27 марта прекратить все регулярное и чартерное авиасообщение в другие страны и обратно. Исключение только для рейсов, вывозящих россиян из-за рубежа.

С 20 марта введены ограничения в железнодорожном сообщении между Россией и другими странами. В связи с распространением коронавирусной инфекции некоторые страны ввели ограничения на транспортное сообщение через их границы. Пассажирские поезда, следующие по территории этих стран, могут быть временно отменены или проследуют измененным маршрутом. В ряде случаев вводятся специальные условия перевозки пассажиров.

С 25 марта в связи со снижением пассажиропотока из-за сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки изменяется периодичность курсирования ряда поездов на внутригосударственных маршрутах.

Таким образом, приостанавливается курсирование международного пассажирского поезда 2/1 Рига – Москва и беспересадочных вагонов Рига – Санкт-Петербург, начиная с рейсов из Риги, отправлением с 15 марта, отправлением из Москвы и Санкт-Петербурга – с 16 март

В соответствии с уведомлением ГАО «Latvijas Pasts» (Латвийские ж. д.) о закрытии железнодорожного движения с 17 марта в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) до особых указаний приостанавливается курсирование международных пассажирских поездов. О возобновлении движения будет объявлено дополнительно.

Также были введены ограничения на железнодорожной сообщение с таким странами как Чехия, Германия, Франция, Украина, Молдавия, КНДР.

Для передвижения по городам вводились обязательные пропускные режимы, на ограниченное количество поездок.

Многие транспортные предприятия перешли на удаленный режим работы.

Пандемия почти на треть «обрезала» потоки грузов в Россию. Но рынок худо-бедно возвращается к жизни и к концу года может с лихвой отыграть потери. Вслед за партиями медицинских изделий растет спрос на отгрузку товаров народного потребления. Причем ждать никто не готов – в моде быстрые поставки по принципу «еще вчера», так что авиаперевозки из Китая, США и стран Евросоюза выходят на первый план.

В Россию в основном быстро везли товары, прежде всего, средства защиты: маски, перчатки, медицинские халаты и ткани. И тут влияние пандемии коронавируса очевидно.

В июне рынок просел в связи с карантинными ограничениями в России. Многие компании стали просить придержать грузы в Шанхае, Санкт-Петербурге и Прибалтике. Причины разные: склады и так забиты, а денег не у всех хватало, чтобы окончательно выкупить и растаможить грузы.

Многие европейские страны ввели множество ограничений на въезд и выезд из своих стран. Фабрики закрывались, сохранялась устойчивая нестабильность.

Таким образом, пандемия новой коронавирусной инфекции оказала сильное влияние на цепи поставок по всему миру. Был применён огромный комплекс мер по всему миру для сдерживания распространения вспышки новой коронавирусной инфекции. Во всех странах были введены ограничения по передвижению, происходил контроль, но пунктах въезда и выезда в различных странах. Многие транспортные организации перешли на удаленный режим работы до конца года. Стоит отметить, что все эти решения принимались на уровне глав государств. Примечательно, что сокращение потоков перевозок началось с Китая, который в феврале сначала на две недели ушел на традиционные новогодние каникулы, а потом закрылся на всеобщий карантин, продолжавшийся аж до конца марта. Поэтому в апреле возник серьезный отложенный спрос на товары, которые были готовы в декабре-январе, но не были своевременно отправлены в Россию.

[1] Информация действительна на 27.10.2020 и носит информативный характер

Список литературы

  1. Ассоциация международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» [сайт] // URL: http://bamap.org/information/o-situatsii-s-rasprostraneniem-koronavirusnoy-infektsii/ (дата обращения:01.10.2020)
  2. Влияние коронавируса на мировую транспортную индустрию [сайт] //URL: https://gurtam.com/ru/covid19 (дата обращения:14.10.2020)
  3. Всемирная организация здравоохранения [сайт] // https://www.who.int/ru/emergencies/diseases/novel-coronavirus-2019
  4. Коронавирус: Статистика [сайт] // URL: https://yandex.ru/covid19/stat?res (дата обращения:28.10.2020)
  5. Мониторинг принятых государствами-членами ЕАЭС мер, направленных на преодоление негативных последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019) [сайт] //URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Do/(Дата обращения:08.10.2020)
  6. Пресс- центр ГК TELS [сайт] // URL: https://telsgroup.ru/media_center/ (дата обращения:12.10.2020)

Поделиться

2370

Жабина Н. В., Кумейко Д. В., Решетникова А. А. Влияние эпидемии коронавируса на цепи поставок // Актуальные исследования. 2020. №22 (25). С. 12-18. URL: https://apni.ru/article/1441-vliyanie-epidemii-koronavirusa-na-tsepi-post

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря