Многие правительства стран мира осуждаются за чрезмерное раздутие аппарата государственных служащих. Как же обстоят дела в действительности? Провести сравнение численности государственных служащих по отдельным государствам позволяют данные, приведенные в таблице [3].
Таблица
Численность государственных служащих в отдельных странах мира
Государство |
Население, млн. человек |
Число госслужащих, тыс. человек |
Число жителей на 1 чиновника |
---|---|---|---|
Республика Беларусь |
9,50 |
53,7 |
176 |
Украина |
46 |
283,4 |
147 |
Эстония |
1,3 |
26 |
50 |
Латвия |
2,3 |
88,3 |
26 |
Российская Федерация |
141,9 |
996 |
140 |
Литва |
3,3 |
20 |
165 |
ФРГ |
83,2 |
507 |
163 |
Соединенные Штаты Америки |
309 |
2101 |
147 |
Франция |
61 |
320 |
190 |
КНР |
1340 |
70000 |
19 |
Стоит отметить, что понятие чиновника в каждой стране достаточно сильно отличается. К государственным служащим в некоторых странах могут относить и учителей. Поэтому это лишь ориентировочные показатели. Данные теблицы свидетельствуют о том, что самый низкий уровень бюрократии и чиновничьего аппарата во Франции. На одного человека приходится боле 190 человек. Самый высокий уровень бюрократии и раздутие аппарата госслужащих можно наблюдать в КНР. Но в большей степени это связано с политическим устройством страны, где множество должностей относят к государственному управлению и государственным служащим.
Рассмотрим наиболее отличительные черты проявления социальной защиты и предоставления льгот государственных служащих в следующих странах: США, Франция, Германия, Бразилия [2].
- Госслужащие в США. Социальное обеспечение и защиты в США находится на одном из самых низких уровней. Американское правительство не любит тратить деньги на социальную защиту. Однако госслужащим достается больше привилегий. Так, средняя заработная плата учителей в США примерно на 10% выше, чем зарплата в частном секторе. Для американских госслужащих есть большое преимущество – это оплачиваемые больничные. Ни в каком другом секторе больничные не оплачиваются. Даже при рождении ребенка матери получают отпуск в 12 недель, и он не оплачиваемый. Начинающие служащие могут получать зарплату до 40 тыс. долларов, а служащие на руководящих постах – уже до 200 тыс. долларов за год. При этом будет отличаться и набор льгот, который включает медицинскую страховку, оплачиваемый отпуск и больничный. Государственными служащим предоставляется повышенная пенсия и минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 57 лет.
- Госслужащий во Франции. Многие французы считают большой удачей, если ты попал на госслужбу. Отметим, что даже уровень заработных плат в госсекторе находится на уровне зарплат в коммерческом секторе. Существуют дополнительные надбавки. Например, для Парижа и других крупных и дорогих городов существует надбавка на жилищное пособие. Правда, оно составляет всего 3% от зарплаты. Отличительной особенностью является пенсионная система для госслужащих. Например, для сотрудника частной компании размер пенсии составляется на базе 25 лет рабочей карьеры, а для госслужащих – учитывается шесть предпенсионных месяцев, где заработная плата выплачивается максимальная. Поэтому и пенсия у чиновников гораздо выше. Бонусы во Франции и для госслужащих, у которых есть два и более ребенка. На второго и последующих детей выделяются средства.
- Госслужащий в Бразилии. Бразилия в текущем периоде времени претерпевает значительные изменения. Растет заработная плата, увеличиваются дополнительные льготы и привилегии. В Бразилии действительно выросли заработные платы для госслужащих. Если раньше клерк получал 1,5 тыс. реалов, то сейчас он получает – 15 тыс. реалов. В долларах США рост составил от 833 до 3550 долл. в месяц. Чем выше квалификация чиновника, тем выше его заработная плата. Это отличительная черта госрынка в Бразилии. При этом существует конкурсная система отбора. Если на должности в Верховном суде конкурс составляет до 1,5 тыс. человек на одно место.
- Госслужащий в Германии. В ФРГ выделяют два основных класса госслужащих: чиновники и непосредственные госслужащие. Чиновников всего 228 человек, именно человек, а не тысяч. К ним относятся высшие чины: канцлер, президент, министры и другие. Заработная плата чиновников открыта и доступна для просмотра любому гражданину.
- Чиновники – это отдельная группа госслужащих. За них государство оплачивает пенсионные и социальные страховки, может оплачивать часть медицинской. Обычных госслужащих примерно миллион. Обычно минимальная заработная плата начинается от 1,4 тыс. евро, а максимальная – 5,2 тыс. евро. Но госслужащие сами обязаны платить все страховые отчисления. Отметим, что дополнительных льгот у госслужащих в ФРГ больше нет.
Достаточно интересным является сравнение заработных плат государственных служащих в странах Организации экономического сотрудничества и развития и США. Для начала выделим ряд уровней должностей, по которым проводилась оценка уровня заработных плат [1]:
- высшей менеджмент (D1 и D2). Это госслужащие наивысшего уровня, выделяют две категории: непосредственно высшие руководители и менеджеры государственных министерств;
- руководители среднего звена (D3 и D4). Здесь выделяют руководителей региональных ведомств и их заместителей;
- эксперты, которые разделяются по двум позициям: экономисты и статисты;
- секретарские служащие: старшие секретари и офисные секретари.
Сравнение заработных плат представлено на рисунке ниже.
Рис. Сравнение средних зарплат государственных служащих, тыс. долл. США
Наиболее интересным опытом может стать предоставление льгот на жильё, оплата дополнительного страхования, а также образования. В остальном, Россия явно не отстаёт от зарубежных стран. Конечно, есть проблемы в том, что госслужащие – это не все сотрудники управы или какого-либо департамента. Благами пользуются в основном руководители, которые и так имеют конкурентную зарплату. Остальные же сотрудники ведомств получают и невысокие заработные платы и лишены привилегий.
Если госслужащие – это не все сотрудники органов госвласти и подобные сотрудники получают достаточно низкое довольствие, которое одинаково низкое для всех работников бюджетной сферы, то каким образом они будут выполнять качественно свою работы и быть высокими профессионалами. Ведь государство обязано мотивировать сотрудников выполнять свои функции эффективности, результативно, высокопроизводительно. Но для реализации таких требований следует учитывать не только официальных госслужащих, которые получают хорошие надбавки и льготы, а также пользуются пенсионные обслуживание, ведомственными учреждениями лечения и отдыха и так далее.
Почему государство не учитывает работу обычных сотрудников государственных органов, которые наняты на работу, также как в любую другую коммерческую структуру, но получающие достаточно низкую заработную плату, с учетом отсутствия описанных выше льгот? Этот вопрос остается открытым.
Еще один из важных моментов становится оптимизация всей государственной машины в целом. Ни для никого не секрет, что работа многих министерств, департаментов, органов власти не несет никакой практической ценности. Составление ими бесконечных отчетов и новых требований для бизнеса и граждан лишь увеличивает неприязнь и социальную напряженность в обществе. Возможно, стоит принять волевое решение, начать отказываться от неэффективных департаментов, от министерств, которые не несут результирующий функции, снижать нагрузку на остальных.
Единственным эффективным подходом в таких условиях является возможность цифровизации процессов и создания действительно эффективного электронного правительства, которое не копировала перегруженные процессы госорганов и бездумность многих отчетов, а создавал иную среду для взаимодействия, упрощала и делала открытыми большинство процессов, происходящих в органах государственной власти и во взаимодействии между госорганами и гражданами будут открыты.