Социальная защита государственных служащих: опыт зарубежных стран

В статье проводится сравнительный анализ численности государственных служащих в отдельных странах мира. Исходя из того факта, что социальная защита является одним из мотивационных факторов поступления на государственную службу, автор статьи сосредоточил свои усилия на анализе опыта ряда зарубежных стран (США, Франции, Германии, Бразилии) и оценке возможностей его применения в российских условиях.

Аннотация статьи
Франция
США
зарубежный опыт
государственные служащие
социальная защита
Германия
Бразилия
Ключевые слова

Многие правительства стран мира осуждаются за чрезмерное раздутие аппарата государственных служащих. Как же обстоят дела в действительности? Провести сравнение численности государственных служащих по отдельным государствам позволяют данные, приведенные в таблице [3].

Таблица

Численность государственных служащих в отдельных странах мира

Государство

Население, млн. человек

Число госслужащих, тыс. человек

Число жителей на 1 чиновника

Республика Беларусь

9,50

53,7

176

Украина

46

283,4

147

Эстония

1,3

26

50

Латвия

2,3

88,3

26

Российская Федерация

141,9

996

140

Литва

3,3

20

165

ФРГ

83,2

507

163

Соединенные Штаты Америки

309

2101

147

Франция

61

320

190

КНР

1340

70000

19

Стоит отметить, что понятие чиновника в каждой стране достаточно сильно отличается. К государственным служащим в некоторых странах могут относить и учителей. Поэтому это лишь ориентировочные показатели. Данные теблицы свидетельствуют о том, что самый низкий уровень бюрократии и чиновничьего аппарата во Франции. На одного человека приходится боле 190 человек. Самый высокий уровень бюрократии и раздутие аппарата госслужащих можно наблюдать в КНР. Но в большей степени это связано с политическим устройством страны, где множество должностей относят к государственному управлению и государственным служащим.

Рассмотрим наиболее отличительные черты проявления социальной защиты и предоставления льгот государственных служащих в следующих странах: США, Франция, Германия, Бразилия [2].

  1. Госслужащие в США. Социальное обеспечение и защиты в США находится на одном из самых низких уровней. Американское правительство не любит тратить деньги на социальную защиту. Однако госслужащим достается больше привилегий. Так, средняя заработная плата учителей в США примерно на 10% выше, чем зарплата в частном секторе. Для американских госслужащих есть большое преимущество – это оплачиваемые больничные. Ни в каком другом секторе больничные не оплачиваются. Даже при рождении ребенка матери получают отпуск в 12 недель, и он не оплачиваемый. Начинающие служащие могут получать зарплату до 40 тыс. долларов, а служащие на руководящих постах – уже до 200 тыс. долларов за год. При этом будет отличаться и набор льгот, который включает медицинскую страховку, оплачиваемый отпуск и больничный. Государственными служащим предоставляется повышенная пенсия и минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 57 лет.
  2. Госслужащий во Франции. Многие французы считают большой удачей, если ты попал на госслужбу. Отметим, что даже уровень заработных плат в госсекторе находится на уровне зарплат в коммерческом секторе. Существуют дополнительные надбавки. Например, для Парижа и других крупных и дорогих городов существует надбавка на жилищное пособие. Правда, оно составляет всего 3% от зарплаты. Отличительной особенностью является пенсионная система для госслужащих. Например, для сотрудника частной компании размер пенсии составляется на базе 25 лет рабочей карьеры, а для госслужащих – учитывается шесть предпенсионных месяцев, где заработная плата выплачивается максимальная. Поэтому и пенсия у чиновников гораздо выше. Бонусы во Франции и для госслужащих, у которых есть два и более ребенка. На второго и последующих детей выделяются средства.
  3. Госслужащий в Бразилии. Бразилия в текущем периоде времени претерпевает значительные изменения. Растет заработная плата, увеличиваются дополнительные льготы и привилегии. В Бразилии действительно выросли заработные платы для госслужащих. Если раньше клерк получал 1,5 тыс. реалов, то сейчас он получает – 15 тыс. реалов. В долларах США рост составил от 833 до 3550 долл. в месяц. Чем выше квалификация чиновника, тем выше его заработная плата. Это отличительная черта госрынка в Бразилии. При этом существует конкурсная система отбора. Если на должности в Верховном суде конкурс составляет до 1,5 тыс. человек на одно место.
  4. Госслужащий в Германии. В ФРГ выделяют два основных класса госслужащих: чиновники и непосредственные госслужащие. Чиновников всего 228 человек, именно человек, а не тысяч. К ним относятся высшие чины: канцлер, президент, министры и другие. Заработная плата чиновников открыта и доступна для просмотра любому гражданину.
  5. Чиновники – это отдельная группа госслужащих. За них государство оплачивает пенсионные и социальные страховки, может оплачивать часть медицинской. Обычных госслужащих примерно миллион. Обычно минимальная заработная плата начинается от 1,4 тыс. евро, а максимальная – 5,2 тыс. евро. Но госслужащие сами обязаны платить все страховые отчисления. Отметим, что дополнительных льгот у госслужащих в ФРГ больше нет.

Достаточно интересным является сравнение заработных плат государственных служащих в странах Организации экономического сотрудничества и развития и США. Для начала выделим ряд уровней должностей, по которым проводилась оценка уровня заработных плат [1]:

  • высшей менеджмент (D1 и D2). Это госслужащие наивысшего уровня, выделяют две категории: непосредственно высшие руководители и менеджеры государственных министерств;
  • руководители среднего звена (D3 и D4). Здесь выделяют руководителей региональных ведомств и их заместителей;
  • эксперты, которые разделяются по двум позициям: экономисты и статисты;
  • секретарские служащие: старшие секретари и офисные секретари.

Сравнение заработных плат представлено на рисунке ниже.

Рис. Сравнение средних зарплат государственных служащих, тыс. долл. США

Наиболее интересным опытом может стать предоставление льгот на жильё, оплата дополнительного страхования, а также образования. В остальном, Россия явно не отстаёт от зарубежных стран. Конечно, есть проблемы в том, что госслужащие – это не все сотрудники управы или какого-либо департамента. Благами пользуются в основном руководители, которые и так имеют конкурентную зарплату. Остальные же сотрудники ведомств получают и невысокие заработные платы и лишены привилегий.

Если госслужащие – это не все сотрудники органов госвласти и подобные сотрудники получают достаточно низкое довольствие, которое одинаково низкое для всех работников бюджетной сферы, то каким образом они будут выполнять качественно свою работы и быть высокими профессионалами. Ведь государство обязано мотивировать сотрудников выполнять свои функции эффективности, результативно, высокопроизводительно. Но для реализации таких требований следует учитывать не только официальных госслужащих, которые получают хорошие надбавки и льготы, а также пользуются пенсионные обслуживание, ведомственными учреждениями лечения и отдыха и так далее.

Почему государство не учитывает работу обычных сотрудников государственных органов, которые наняты на работу, также как в любую другую коммерческую структуру, но получающие достаточно низкую заработную плату, с учетом отсутствия описанных выше льгот? Этот вопрос остается открытым.

Еще один из важных моментов становится оптимизация всей государственной машины в целом. Ни для никого не секрет, что работа многих министерств, департаментов, органов власти не несет никакой практической ценности. Составление ими бесконечных отчетов и новых требований для бизнеса и граждан лишь увеличивает неприязнь и социальную напряженность в обществе. Возможно, стоит принять волевое решение, начать отказываться от неэффективных департаментов, от министерств, которые не несут результирующий функции, снижать нагрузку на остальных.

Единственным эффективным подходом в таких условиях является возможность цифровизации процессов и создания действительно эффективного электронного правительства, которое не копировала перегруженные процессы госорганов и бездумность многих отчетов, а создавал иную среду для взаимодействия, упрощала и делала открытыми большинство процессов, происходящих в органах государственной власти и во взаимодействии между госорганами и гражданами будут открыты.

Текст статьи
  1. We’re No. 1 – In Public-Employee Pay URL: https://www.nationalreview.com/2013/08/were-no-1-public-employee-pay-andrew-g-biggs/
  2. Рассохин А.В. Анализ моделей государственной гражданской службы в зарубежных странах // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2013. №. 3. С. 43-48.
  3. Сравнение численности госслужащих // URL: https://www.ukrinform.ru/rubric-other_news/2158177-10-stran-gossluzasie-vs-grazdane-infografika.html
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября