Автор(-ы):
Теблоева Ирина Борисовна
Низовская Наталья Александровна
Секция
Экономические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье проводится сравнительный анализ численности государственных служащих в отдельных странах мира. Исходя из того факта, что социальная защита является одним из мотивационных факторов поступления на государственную службу, автор статьи сосредоточил свои усилия на анализе опыта ряда зарубежных стран (США, Франции, Германии, Бразилии) и оценке возможностей его применения в российских условиях.
Текст статьи
Многие правительства стран мира осуждаются за чрезмерное раздутие аппарата государственных служащих. Как же обстоят дела в действительности? Провести сравнение численности государственных служащих по отдельным государствам позволяют данные, приведенные в таблице [3].
Таблица
Численность государственных служащих в отдельных странах мира
Государство |
Население, млн. человек |
Число госслужащих, тыс. человек |
Число жителей на 1 чиновника |
---|---|---|---|
Республика Беларусь |
9,50 |
53,7 |
176 |
Украина |
46 |
283,4 |
147 |
Эстония |
1,3 |
26 |
50 |
Латвия |
2,3 |
88,3 |
26 |
Российская Федерация |
141,9 |
996 |
140 |
Литва |
3,3 |
20 |
165 |
ФРГ |
83,2 |
507 |
163 |
Соединенные Штаты Америки |
309 |
2101 |
147 |
Франция |
61 |
320 |
190 |
КНР |
1340 |
70000 |
19 |
Стоит отметить, что понятие чиновника в каждой стране достаточно сильно отличается. К государственным служащим в некоторых странах могут относить и учителей. Поэтому это лишь ориентировочные показатели. Данные теблицы свидетельствуют о том, что самый низкий уровень бюрократии и чиновничьего аппарата во Франции. На одного человека приходится боле 190 человек. Самый высокий уровень бюрократии и раздутие аппарата госслужащих можно наблюдать в КНР. Но в большей степени это связано с политическим устройством страны, где множество должностей относят к государственному управлению и государственным служащим.
Рассмотрим наиболее отличительные черты проявления социальной защиты и предоставления льгот государственных служащих в следующих странах: США, Франция, Германия, Бразилия [2].
Достаточно интересным является сравнение заработных плат государственных служащих в странах Организации экономического сотрудничества и развития и США. Для начала выделим ряд уровней должностей, по которым проводилась оценка уровня заработных плат [1]:
Сравнение заработных плат представлено на рисунке ниже.
Рис. Сравнение средних зарплат государственных служащих, тыс. долл. США
Наиболее интересным опытом может стать предоставление льгот на жильё, оплата дополнительного страхования, а также образования. В остальном, Россия явно не отстаёт от зарубежных стран. Конечно, есть проблемы в том, что госслужащие – это не все сотрудники управы или какого-либо департамента. Благами пользуются в основном руководители, которые и так имеют конкурентную зарплату. Остальные же сотрудники ведомств получают и невысокие заработные платы и лишены привилегий.
Если госслужащие – это не все сотрудники органов госвласти и подобные сотрудники получают достаточно низкое довольствие, которое одинаково низкое для всех работников бюджетной сферы, то каким образом они будут выполнять качественно свою работы и быть высокими профессионалами. Ведь государство обязано мотивировать сотрудников выполнять свои функции эффективности, результативно, высокопроизводительно. Но для реализации таких требований следует учитывать не только официальных госслужащих, которые получают хорошие надбавки и льготы, а также пользуются пенсионные обслуживание, ведомственными учреждениями лечения и отдыха и так далее.
Почему государство не учитывает работу обычных сотрудников государственных органов, которые наняты на работу, также как в любую другую коммерческую структуру, но получающие достаточно низкую заработную плату, с учетом отсутствия описанных выше льгот? Этот вопрос остается открытым.
Еще один из важных моментов становится оптимизация всей государственной машины в целом. Ни для никого не секрет, что работа многих министерств, департаментов, органов власти не несет никакой практической ценности. Составление ими бесконечных отчетов и новых требований для бизнеса и граждан лишь увеличивает неприязнь и социальную напряженность в обществе. Возможно, стоит принять волевое решение, начать отказываться от неэффективных департаментов, от министерств, которые не несут результирующий функции, снижать нагрузку на остальных.
Единственным эффективным подходом в таких условиях является возможность цифровизации процессов и создания действительно эффективного электронного правительства, которое не копировала перегруженные процессы госорганов и бездумность многих отчетов, а создавал иную среду для взаимодействия, упрощала и делала открытыми большинство процессов, происходящих в органах государственной власти и во взаимодействии между госорганами и гражданами будут открыты.
Список литературы
Поделиться
Теблоева И. Б., Низовская Н. А. Социальная защита государственных служащих: опыт зарубежных стран // Человек, экономика, социум: актуальные научные исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 25 ноября 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 58-62. URL: https://apni.ru/article/1463-sotsialnaya-zashchita-gosudarstvennikh-sluzh