Основы финансовой грамотности

Статья посвящена основам финансовой грамотности школьников. В ходе работы были проведены социологические опросы, анализ учебников математики 5-11 классов и спецификаций ОГЭ и ЕГЭ.  Сделан вывод о необходимости обучения основам финансовой грамотности в школе.

Аннотация статьи
основы финансовой грамотности
школьники
роль
Ключевые слова

Без основ финансовой грамотности очень трудно человеку управлять собственными доходами и расходами, т.к. с финансами сталкивается абсолютно каждый человек в своей жизни.

Что такое финансовая грамотность? Это способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды [1].

Мы считаем, что каждый человек должен знать основы финансовой грамотности, так как без этого невозможно распоряжаться личными доходами, управлять и использовать разнообразие финансовых продуктов и услуг.

Мы решили узнать мнение окружающих о необходимости изучения основ финансовой грамотности в школе. Поэтому мы провели опрос школьников и их родителей, а также пользователей сети «ВКонтакте». Нами были предложены вопросы родителям и ученикам.

Вопросы для родителей

  1. Используете ли вы математические знания в жизни?
  2. Как вы считаете, необходимо ли в школе изучать основы финансовой грамотности?
  3. А с какого возраста необходимо это делать?

Таблица 1

Используете ли вы математические знания в жизни?

Как вы считаете, необходимо ли в школе изучать основы финансовой грамотности?

А с какого возраста необходимо это делать?

Да

Нет

Да

Нет

1-4 классы

5-7 классы

8-11 классы

132

5

116

21

6

108

23

Всего было опрошено 137 человек.

Из таблицы видно, что большая часть взрослых используют математические знания в жизни и считают необходимым изучать основы финансовой грамотности в школе. Большинство опрошенных считают, что изучать финансовую грамотность необходимо, начиная с 5 класса.

Вопросы для детей

  1. Можешь ли ты управлять своими финансами?
  2. Пригодятся ли тебе знания финансовой грамотности в жизни?
  3. Нужны ли проценты в нашей жизни?

Таблица 2

Можешь ли ты управлять своими финансами?

Пригодятся ли тебе знания финансовой грамотности в жизни?

Нужны ли проценты в нашей жизни?

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

93

135

187

41

205

23

Было опрошено 228.

Из таблицы видно, что большинство детей не умеют управлять своими финансами. Также ребята считают, что знания финансовой грамотности пригодятся им в жизни.

Проанализировав опрос, можно сделать вывод, что финансовая грамотность играет большую роль в нашей жизни.

Также мы проанализировали учебники математики 5-11 классов и увидела, что в учебнике «Математика-5» класса Н. Я. Виленкин, В. И Жохов и учебнике «Математика-6» класса Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов статистика задач, связанных с финансами и процентами, такова:

Таблица 3

Класс

Всего заданий

По теме

%

5

1590

45

3

6

1595

42

3

В учебнике «Алгебра-7» класса Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, в учебнике «Алгебра-8» класса Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и в учебнике «Алгебра-9» класса Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк статистика задач, связанных с финансами и процентами, такова:

Таблица 4

Класс

Всего заданий

По теме

%

7

1231

20

2

8

1153

9

1

9

1097

10

1

А в учебнике «Алгебра 10-11» классов А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов статистика задач, связанных с финансами и процентами, такова:

Таблица 5

Класс

Всего заданий

По теме

%

10-11

1143

7

1

Теперь посмотрим сколько всего процентов от всех заданий составляют задачи, связанные с финансами и процентами

Таблица 6

Класс

Всего заданий

По теме

%

5-11

7809

133

2

Из таблицы видно, что в школьной программе очень мало внимания уделяется этой теме. Мы проанализировали спецификации ОГЭ и ЕГЭ профильного и базового уровня по математике. На основе анализа составила следующую таблицу:

Таблица 7

Экзамен

Всего заданий

По теме

%

Баллы

ОГЭ(9 класс)

26

3

11,5

4

ЕГЭ базовый уровень

20

4

20

4

ЕГЭ профильный уровень

19

3

16

16

Из таблицы мы увидели, что в ОГЭ всего 26 заданий, из них 3задания, связанные с финансовой грамотностью, что составляет 11,5% и даёт 4 балла.

В ЕГЭ базового уровня всего 20 заданий, из них 4 задания, связанные с финансовой грамотностью, что составляет 20% и даёт 4 балла.

А в ЕГЭ профильного уровня из 19 заданий, 3 задания, связанные с этой темой, что составляет 16% от всех задач экзамена, которые дают 16 баллов. А иногда ребенку не хватает одного балла, чтобы сдать экзамен!

Мы считаем, что этой теме нужно уделить больше внимания, потому что эта тема востребована не только на экзамене, но и в жизни.

Текст статьи
  1. Гущин Д.Д. РЕШУ ЕГЭ [Электронный ресурс]/Д.Д.ГУЩИН-Электрон. текстовые дан. – 2011. – Режим доступа: https://soc-ege.sdamgia.ru, свободный
  2. Алгебра и начала математического анализа:учеб. для общеобразоват. Учреждений / [А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов,Ю.П. Дудницын и др.]; под ред. А. Н. Колмогорова.-17-е изд. – М., 2008. – 384 с.
  3. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. А. Г. Мордковича. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.
  4. Алгебра. 7 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений / А 45  [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк]; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
  5. Алгебра. 8 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений / А 45  [Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк]; под ред. С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
  6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Под ред. А. Г. Мордковича. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2005.
  7. Математика. 5 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И Жохов -31-е изд.,стер – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.
  8. Математика. 6 класс :учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И Жохов -30-е изд.,стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с.
Список литературы