Главная
АИ #22 (25)
Статьи журнала АИ #22 (25)
Использование мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе с деть...

Использование мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи

Автор(-ы):

Наседкина Юлия Николаевна

Телепнева Наталья Александровна

Сергиенко Лилия Борисовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

мультипликационная студия
художественно-эстетическое развитие
дошкольный возраст
тяжелые нарушения речи
коррекционно-развивающий процесс

Аннотация статьи

В статье раскрываются особенности использования мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Раскрываются цели, задачи и основные принципы использования мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. Дается краткое описание процесса создания мультфильма в рамках использования мультстудии Kids Animation Desk 2.0.

Текст статьи

Творчество – это художественно-эстетическая деятельность человека, направленная на отображение образов окружающего мира посредством слова, звука, изображения, что зачастую искажено у детей, имеющих тяжёлое нарушение речи (ТНР). Современному обществу необходим активный, инициативный, креативно мыслящий и доброжелательный гражданин. Дошкольное детство представляет собой важнейший период в становлении личности, которое должно быть освещено творчеством.

В поисках методов, способствующих коррекции речевых нарушений и развития творческого мышления ребенка, мы обратились к мультипликационной студии.

Создание мультипликационных фильмов еще не освоенная ступень коррекционной работы специалистов комплексного сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи, это нечто новое в работе педагогов дошкольного образования. Это своего рода креативный вид деятельности, это эффективный метод, при котором коррекция происходит гармонично и естественно, это интересная форма работы с детьми, имеющими трудности в развитии коммуникативных навыков. Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития речевых способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей [1, с. 15].

Мультипликация позволяет распределить материал в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, опираясь на сохранные функции и максимально способствуя развитию новых знаний, умений и навыков, что позволяет избежать переутомления и дизадаптации дошкольников [3, с. 9]. Для детей предлагается оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, что особо актуально именно для детей с ОВЗ.

Основная цель использования мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе – вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов, где мультфильм является не целью, а лишь средством развития.

Задачи использования мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе:

  • внедрение цифровых технологий в работу специалистов комплексного сопровождения детей с ТНР;
  • знакомство детей с профессией мультипликатора;
  • развитие всех компонентов речи (формирование у детей умение ясно формулировать и выражать собственные мысли и развивать умение строить монолог отдельного персонажа и диалог между персонажами мультфильма);
  • развитие интонации, силы и тембра голоса при озвучивании персонажей мультфильма;
  • развитие воображения, мышления, внимания и памяти;
  • развитие мелкой моторики при создании персонажей мультфильма (лепка, рисование, лего-конструирование);
  • развитие интереса и привлечение родителей к творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в различных формах развития речи детей, показать родителям возможность грамотного использования гаджетов.

Использование мультипликационной студии подчинено определенным принципам (рис. 1).

Рис. 1. Принципы использования мультипликационной студии

Используя мультстудию Kids Animation Desk 2.0, воронежского инженера Алексея Манаенкова, хочется отметить то, что это мини-киностудия, в конструкции которой предусмотрены место для декораций, плавное взаимное перемещение героев и камеры, возможность быстрой смены фона и многое другое. Программное обеспечение удобно и функционально. С его помощью ребенок в процессе работы может увидеть промежуточные результаты. Предусмотрены необходимые функции для создания полноценного мультфильма: работа с кадрами, добавление титров и субтитров, плавный переход между сценами, добавление не менее трех звуковых дорожек. Интерфейс прост и интуитивно понятен детям от 4 лет.

Процесс создания мультфильма в рамках использования мультстудии Kids Animation Desk 2.0. предполагает последовательность действий (рис. 2).

Рис. 2. Методическое обеспечение создания мультфильма

Отличительной особенностью использование мультипликационной студии является то, что способности ребёнка, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация – искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения» [2, с. 22].

Сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные, музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать изобразительные образы и вносят в них новый смысл. Кроме того, занимаясь различными видами деятельности, осваивая новые материалы и техники, дети нацелены на конкретный результат, представляя, для чего они рисуют, лепят, мастерят [2, с. 25]. И то, и другое является наиболее благоприятными условиями для развития психических процессов и речевой деятельности. Создание анимационных фильмов в детском саду, с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, решает ряд образовательных задач, раскрывает творческий потенциал дошкольников, всесторонне развивает ребёнка.

В процессе использования мультипликационной студии в рамках коррекционно-развивающей деятельности запланировано создание мультфильмов в рамках календарно-тематического планирования: «Осенний хоровод», «Жизнь зверей», «Новый год», «На дороге» и т.д.

Все сказанное позволяет смотреть на мультипликацию как на благоприятную среду для развития речевых и коммуникативных навыков детей, а также для создания особого образовательного пространства: нравственное, культурное, интеллектуальное, эстетически и творчески активное, в центре которого - развивающаяся, думающая, мыслящая личность ребёнка.

Список литературы

  1. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
  2. Казакова Р.Г. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие / Р.Г. Казакова, Ж.В. Мацкевич. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
  3. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками». – СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕС», 2011. – 80 с.

Поделиться

4529

Наседкина Ю. Н., Телепнева Н. А., Сергиенко Л. Б. Использование мультипликационной студии в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими тяжелые нарушения речи // Актуальные исследования. 2020. №22 (25). С. 173-176. URL: https://apni.ru/article/1497-ispolzovanie-multiplikatsionnoj-studii-v-korr

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая