В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качества психики. Одну из самых многочисленных групп детей с нарушениями в развитии составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевой и пальцевой моторики. Авторы подчеркивают, что формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению). Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. Для преодоления имеющихся речевых нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из универсальных методов является кинезиологическая коррекция [1, с.12].
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга [3, с.6].
Среди основных задач кинезиологических игр и упражнений можно выделить следующие: развитие межполушарного взаимодействия; развитие межполушарных связей; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие речи; развитие памяти, внимания, мышления.
Кинезиологические упражнения можно использовать, как и во время самой коррекционно-развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед коррекционно-развивающей деятельностью как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
Комплекс кинезиологических игр и упражнений представлен следующими упражнениями:
- «Растяжки» – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата;
- «Дыхательная гимнастика» – улучшает ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность;
- «Гимнастика для глаз» – позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма;
- «Пальчиковая гимнастика» – стимулирует речевые зоны головного мозга;
- «Зарядка» – развивает межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы;
- «Самомассаж» – воздействует на биологически активные точки;
- «Релаксация» – способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Кинезиологические игры и упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов [2, с.22].
Примерные упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия представлены ниже.
«Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Изначально упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Лезгинка». Левую руку сложить в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После этого одновременно сменить положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добиваться высокой скорости смены положений.
«Симметричные рисунки». Ребёнку дают фломастеры в обе руки и предлагается нарисовать симметричные рисунки двумя руками. Можно начинать на вертикальной поверхности (мольберт), потом переходить на горизонтальную поверхность.
«Ухо-нос». Левой рукой необходимо взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
«Перекрестные шаги». Координировать движения ребенка так, чтобы в такт движения руки одновременно двигалась противоположная нога. Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.
«Зеркало». Стать напротив ребёнка и выполнять любые движения руками или ногами, или одновременно и руками и ногами, подключить голову, язык и т.д. Сделать ребёнка своим отражением. Его задача – повторять движения взрослого как в зеркале. Для большей заинтересованности ребенка, можно поменяться ролями.
«Снеговик». Ребенку предлагается представить, что он только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение кинезиологических комплексов способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.