Дзюдо является восточным единоборством, популярным во всем мире. Большое количество людей, детей и взрослых, практикуют занятия дзюдо. Дзигоро Кано характеризовал дзюдо как боевое искусство, но, говорил что, прежде всего, это «Путь», направленный на гармоничное развитие человека [1]. Кано отмечал, что: «… тело должно быть сильным, полезным и здоровым» [2, с. 24]; а применительно к общественной жизни дзюдо формирует: «… прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение» [2, с. 25].
В настоящее время интенсивно происходит информатизация образования, развивается электронное обучение. На основе электронных образовательных сред и возможности сетевого взаимодействия пользователей через Интернет совершенствуется дистанционное обучение. В области физической культуры и спорта все активнее внедряются в практическую деятельность электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В этом случае ЭОР используется как дополнительное методическое обеспечение к учебно-тренировочному процессу по различным видам спорта [3, 5 и др.]. ЭОР, в дистанционном режиме, позволяют начинающим спортсменам в домашних условиях дополнительно заниматься выбранным видом спорта, более эффективно выполнять и осваивать домашние задания тренера и готовиться к спортивным аттестациям. При этом, юные спортсмены проходят дистанционное обучение под тьюторством (наставничеством) их родителей [3, 5 и др.].
Таким образом, разработка электронных образовательных ресурсов (курсов, сайтов, пособий и т. д.), ориентированных под определенный тренировочных процесс по виду спорта – дзюдо и под определенную спортивную секцию или школу, является актуальной задачей.
Цель исследования. Разработать электронный дистанционный курс по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте» на основе видеоуроков.
«ВКонтакте» – это Российская социальная сеть [4], позволяющая пользователям обмениваться сообщениями, изображениями, музыкой, видеозаписями, также, обладающая возможностью создавать тематические сообщества, группы по интересам.
Обложка и структура, созданного нами, дистанционного курса по дзюдо представлена на рис. 1.
Структура курса – образовательного ресурса – состоит из следующих модулей:
1. Модуль «Информация и расположение» – содержит справочную информацию о спортивной секции и указывает на карте города местоположение спортивного зала.
2. Модуль «Видеоуроки по дзюдо», по сути своей, представляет библиотеку видеоуроков, соответствующих тематическому содержанию тренировочного процесса. Например, на рис. 2 показаны скриншоты из видеоурока 2. Каждый видеоурок является комбинированным объектом, монтируется из нескольких сюжетов и по длительности составляет примерно 25 – 30 минут. Данная видеотека является системой открытого типа, т.е. постоянно пополняется и может обновляться по контенту.
Рис. 1. Обложка – стартовая страница и структура дистанционного курса по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте»
3. В модуле «Обратная связь» участники группы могут оставить свои отзывы и комментарии по различным аспектам дистанционного курса, а также разместить контрольные видеоматериалы по технической подготовленности.
4. Модуль «Фото галерея событий» содержит фотографии различных мероприятий из спортивной жизни клуба, тренера и спортсменов.
5. Модуль «О нас» отражает краткую историю спортивной секции, клуба, содержит информацию о тренере и освещает последние новости.
6. Модуль «Правила соревнований по дзюдо» включает в себя электронную версию правил соревнований и комментариев к ним.
Апробация электронного дистанционного курса по дзюдо проводилась в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе юных спортсменов и их родителей. Была сформирована экспериментальная группа в количестве 28 участников. Дополнительное обучение юных спортсменов проходило в домашних условиях под тьюторством их родителей. Участники изучали видеоуроки, осваивали домашние задания тренера. В конце обучения тренером К.Л. Баженовым была выполнена оценка технического уровня юных спортсменов и проведено анкетирование родителей на предмет полезности и удобства работы с дистанционным курсом.
Рис. 2. Скриншоты содержания видеоурока 2
Анкетирование участников группы. При анкетировании было задано всего три вопроса. Каждый вопрос оценивался по традиционной 5-бальной системе. Вопросы и результаты анкетирования представлены в таблице.
При анкетировании не было ни одной отрицательной оценки.
Все респонденты (100%) отметили полезность электронного дистанционного курса по дзюдо как дополнительного материала к основным тренировкам. По вопросу удобства работы с образовательным ресурсом были выставлены оценки: «отлично» – 86%, «хорошо» – 14%. Удобство навигации по сайту респонденты оценили: «отлично» – 75%, «хорошо» – 25%.
Таблица
Результаты анкетирования участников экспериментальной группы
Вопрос / Оценка |
Очень плохо |
Неудов. |
Удов. |
Хорошо |
Отлично |
---|---|---|---|---|---|
Полезен ли электронный курс по дзюдо, как дополнительны материал к основным тренировкам |
0 |
0 |
0 |
0 |
28 |
Удобно ли работать с образовательным ресурсом в социальной сети «ВКонтакте» |
0 |
0 |
0 |
4 |
24 |
Оцените удобство навигации по образовательному сайту (дистанционному курсу) |
0 |
0 |
0 |
7 |
21 |
Выводы. 1. Разработан электронный дистанционный курс по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте» на основе видеоуроков. Данный электронный образовательный ресурс, по сути, является дополнительным методическим обеспечением для основного тренировочного процесса по дзюдо.
- Проведена апробация разработанного ЭОР на экспериментальной группе юных дзюдоистов 9-11 лет в режиме дистанционного обучения под тьюторством их родителей.
- Результаты анкетирования родителей показали полезность и удобство практического использования дистанционного курса по дзюдо как дополнительного методического обеспечения.