Разработка дистанционного курса по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте» на основе видеоуроков

В статье представлены результаты разработки электронного дистанционного курса по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте» на основе видеоуроков для юных дзюдоистов 9-11 лет. Создаваемая видеотека видеоуроков является открытой системой, постоянно дополняется и может обновляться. Проведена апробация дистанционного курса в экспериментальной группе юных спортсменов под наблюдением родителей. Результаты анкетирования родителей показали полезность и удобство работы с разработанным курсом по дзюдо.

Аннотация статьи
видеоурок
электронный образовательный ресурс
электронное обучение
социальная сеть «ВКонтакте»
дистанционное обучение
дзюдо
Ключевые слова

Дзюдо является восточным единоборством, популярным во всем мире. Большое количество людей, детей и взрослых, практикуют занятия дзюдо. Дзигоро Кано характеризовал дзюдо как боевое искусство, но, говорил что, прежде всего, это «Путь», направленный на гармоничное развитие человека [1]. Кано отмечал, что: «… тело должно быть сильным, полезным и здоровым» [2, с. 24]; а применительно к общественной жизни дзюдо формирует: «… прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение» [2, с. 25].

В настоящее время интенсивно происходит информатизация образования, развивается электронное обучение. На основе электронных образовательных сред и возможности сетевого взаимодействия пользователей через Интернет совершенствуется дистанционное обучение. В области физической культуры и спорта все активнее внедряются в практическую деятельность электронные образовательные ресурсы (ЭОР). В этом случае ЭОР используется как дополнительное методическое обеспечение к учебно-тренировочному процессу по различным видам спорта [3, 5 и др.]. ЭОР, в дистанционном режиме, позволяют начинающим спортсменам в домашних условиях дополнительно заниматься выбранным видом спорта, более эффективно выполнять и осваивать домашние задания тренера и готовиться к спортивным аттестациям. При этом, юные спортсмены проходят дистанционное обучение под тьюторством (наставничеством) их родителей [3, 5 и др.].

Таким образом, разработка электронных образовательных ресурсов (курсов, сайтов, пособий и т. д.), ориентированных под определенный тренировочных процесс по виду спорта – дзюдо и под определенную спортивную секцию или школу, является актуальной задачей.

Цель исследования. Разработать электронный дистанционный курс по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте» на основе видеоуроков.

«ВКонтакте» – это Российская социальная сеть [4], позволяющая пользователям обмениваться сообщениями, изображениями, музыкой, видеозаписями, также, обладающая возможностью создавать тематические сообщества, группы по интересам.

Обложка и структура, созданного нами, дистанционного курса по дзюдо представлена на рис. 1.

Структура курса – образовательного ресурса – состоит из следующих модулей:

1. Модуль «Информация и расположение» – содержит справочную информацию о спортивной секции и указывает на карте города местоположение спортивного зала.

2. Модуль «Видеоуроки по дзюдо», по сути своей, представляет библиотеку видеоуроков, соответствующих тематическому содержанию тренировочного процесса. Например, на рис. 2 показаны скриншоты из видеоурока 2. Каждый видеоурок является комбинированным объектом, монтируется из нескольких сюжетов и по длительности составляет примерно 25 – 30 минут. Данная видеотека является системой открытого типа, т.е. постоянно пополняется и может обновляться по контенту.

Рис. 1. Обложка – стартовая страница и структура дистанционного курса по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте»

3. В модуле «Обратная связь» участники группы могут оставить свои отзывы и комментарии по различным аспектам дистанционного курса, а также разместить контрольные видеоматериалы по технической подготовленности.

4. Модуль «Фото галерея событий» содержит фотографии различных мероприятий из спортивной жизни клуба, тренера и спортсменов.

5. Модуль «О нас» отражает краткую историю спортивной секции, клуба, содержит информацию о тренере и освещает последние новости.

6. Модуль «Правила соревнований по дзюдо» включает в себя электронную версию правил соревнований и комментариев к ним.

Апробация электронного дистанционного курса по дзюдо проводилась в социальной сети «ВКонтакте» в сообществе юных спортсменов и их родителей. Была сформирована экспериментальная группа в количестве 28 участников. Дополнительное обучение юных спортсменов проходило в домашних условиях под тьюторством их родителей. Участники изучали видеоуроки, осваивали домашние задания тренера. В конце обучения тренером К.Л. Баженовым была выполнена оценка технического уровня юных спортсменов и проведено анкетирование родителей на предмет полезности и удобства работы с дистанционным курсом.

Рис. 2. Скриншоты содержания видеоурока 2

Анкетирование участников группы. При анкетировании было задано всего три вопроса. Каждый вопрос оценивался по традиционной 5-бальной системе. Вопросы и результаты анкетирования представлены в таблице.

При анкетировании не было ни одной отрицательной оценки.

Все респонденты (100%) отметили полезность электронного дистанционного курса по дзюдо как дополнительного материала к основным тренировкам. По вопросу удобства работы с образовательным ресурсом были выставлены оценки: «отлично» – 86%, «хорошо» – 14%. Удобство навигации по сайту респонденты оценили: «отлично» – 75%, «хорошо» – 25%.

Таблица

Результаты анкетирования участников экспериментальной группы

Вопрос / Оценка

Очень плохо

Неудов.

Удов.

Хорошо

Отлично

Полезен ли электронный курс по дзюдо, как дополнительны материал к основным тренировкам

0

0

0

0

28

Удобно ли работать с образовательным ресурсом в социальной сети «ВКонтакте»

0

0

0

4

24

Оцените удобство навигации по образовательному сайту (дистанционному курсу)

0

0

0

7

21

Выводы. 1. Разработан электронный дистанционный курс по дзюдо в социальной сети «ВКонтакте» на основе видеоуроков. Данный электронный образовательный ресурс, по сути, является дополнительным методическим обеспечением для основного тренировочного процесса по дзюдо.

  1. Проведена апробация разработанного ЭОР на экспериментальной группе юных дзюдоистов 9-11 лет в режиме дистанционного обучения под тьюторством их родителей.
  2. Результаты анкетирования родителей показали полезность и удобство практического использования дистанционного курса по дзюдо как дополнительного методического обеспечения.
Текст статьи
  1. Боевые искусства мира. Философия дзюдо. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://martialartsworld.ru/filosofiya_judo.html (дата обращения 06.11.2020).
  2. Джон Стивенс. Три мастера Будо. Перев. с англ. – Киев: «София», 1997. – 96 с.
  3. Соковикова Ю.Д. Разработка электронного учебника по грудничковому плаванию для родителей в системе Moodle / Ю.Д. Соковикова, О.Б. Дмитриев // Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2018 г.: в 3-х ч. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. – Часть I. – С. 123-127.
  4. Социальная сеть ВКонтакте от разработчиков [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://vk.com/dev (дата обращения 16.11.2020).
  5. Чураков Ю.В. Разработка веб-сайта электронного учебного пособия по айкидо на основе мультимедийных технологий / Ю.В. Чураков, О.Б. Дмитриев // Междисциплинарные исследования в социально-гуманитарных науках: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 ноября 2018 г.: в 3-х ч. – Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2018. – Часть I. – С. 139-143.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 ноября по 03 декабря
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
07 декабря
Загрузка в eLibrary
07 декабря
Рассылка печатных экземпляров
15 декабря